Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Связь психологической науки с другими дисциплинами.






 

В постоянном развитии науки то одна, то другая ее отрасль выступает в качестве фаворита. Так было с механикой, биологией, кибернетикой и социологией. В последнее десятилетие фаворитом стала психология. В обращении к ней заинтересованы педагоги, врачи, юристы, политики.

Психология обладает особыми качествами по сравнению с другими научными дисциплинами. Как системой знаний ею владеют немногие. Однако с областью явлений, изучаемых этой наукой, сталкиваются все и на житейском уровне могут истолковать то или иное понятие.

Что же изучает психология? Определение ее предмета представляется самым сложным, т.к. оно касается человека и, в особенности, его внутреннего мира. Как следствие – в ученой среде возникло множество точек зрения на эту проблему. Среди всего комплекса причин, затрудняющих определение предмета психологии, принято выделять 2 основные:

1. Сложность понимания внутреннего мира человека объясняет тот факт, что нет единой психологии, а есть различные направления (научные школы), которые во главу угла ставят те или иные проявления внутреннего мира и соответственно с этим выстраивают теоретическую основу и методы исследования.

2. Причина связана со специфическими особенностями самого человека. Человек – это существо многостороннее, для которого характерно наличие как бы двойной жизни внешне наблюдаемой и внутренне скрытой. Этот внутренний, недоступный субъективный мир сам по себе сложно организован. На его познание и направлена психология. Она стремиться к более обобщенному, систематизированному знанию и выявлению закономерностей.

Т.о. Психология (лат. «учение о душе») – это наука о закономерностях и механизмах функционирования психики. Термин «психика» здесь обозначает все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека.

Психику человека невозможно понять без знания ее природы и социальной сущности. Поэтому психология тесно взаимодействует с биологией, дающей знания о строении и функционировании центральной нервной системы человека.

Психология также связана с историей, т.к.в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы.

Углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентированного поведения.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой.

Наконец психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого познания и деятельности.

 

в истории психологии сложились различные представления о предмете психологии.

 

Душа - как предмет психологии - признавалась всеми исследователями, до конца 18 в.

 

Именно в 18 в. сложились первые основные представления, а затем и первые системы психологии современного типа.

Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая собственные и душевные движения.

представления о душе рассматривались с идеалистической и материалистической стороны.

 

например, трактат Декарта «Страсти души».

В 18 веке вместо души заняло явление «Сознание» т.е. это те явления, которые человек наблюдает, находит в себе,

наблюдает свою внутреннюю душевную деятельность- интроспекция.

 

Под внутренней душевной деятельности понимается мысль, желания, воспоминания известные каждому по личному опыту.

 

Основоположником этого понимания является Ж.Лок.

 

он считал, что в отличие о души явление сознания это не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле абсолютно бесспорный факт внутреннего опыта

так же как и факты внешнего опыта - биология химия и.т.д.

 

В начале 18 века вся душевная жизнь, сначала в познавательной сфере, затем в сферах чувств была представлена как процесс образования и смен более сложных опытов т.е.

образование и смены более сложного опыта

 

В середине 18 в сложилась первая наукообразная форма психологии.

 

Английская Эмпирическая «Ассциалистская психология» основатель Хартли

к 19 в вышеуказанная психология достигает расцвета. здесь выдвигается Д.С.Миль.

 

он рассматривает сознание через призму асоцианистской схемы, но при этом указывает на зависимость сознания от функционирования логики.

по мнению Миля, существует законума отличного от законовматерии, но сходные в отношениях однообразия, повторяемости, и необходимости исследования одного явления за другим.

Эти явления открываются нам с помощью методов наблюдения и как эксперимент.

Миль сказал, что психическую последовательность необходимо изучать саму по себе, и основным методом здесь будет метод интроспекции.

Александр Бен он переносит акцент с внутреннего состояния сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма,

здесь методом проб и ошибок деятельность сознания?? с деятельностью организма.

 

Г.Сепенсер он сказал, что предметом психологии является взаимодействия организма со средой.

В Вундт выделил наибольший успех построения психологии самостоятельной опытной науки

Уникальным предметом психологии по Вундту является непорсдественный опыт субъекта, достигая путем самонаблюдения, т.е. интроспекции,

 

но при этом Вундт стремился упорядочить процесс интроспекции он сказал, что физиологический опыт, т.е. объективный позволяет раскрыть опыт непосредственный, т.е. субъективный и тем самым реконструировать или изменить и улучшить сознание индивида.

 

Он мечтал создать опытную физиологическую психологию и заложил опыт в создании структурной психологии.

 

Сеченов выделил происхождение психической деятельности, как предмета психологии

Основной мыслью Сеченов считал понимание психического акта, как процесса движения имеющего определенное начало, течение и конец.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.