Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоциональное развитие






С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома.

Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства.

Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками. В таких случаях помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы.

20. Подростковый возраст
(13 – 16 лет)

от 11 до 16 лет.

Этот возраст выразили недавно начало 20 вв. введи системат школьное образование. и появились проблемы (маленькие большие, бедные богатые)

Вначале были соц экономич затем только педагогические

первым был Руссо и назвал время 2 самостоятельного рождения.

Холл назвал подр период - период бури и натиска и разработал содержательные хар данного этапа.

К. Левин вывел феномен маргинальности у подростков.

.Фрейд говорил о половом созревании и дисбалансе личностной структуры.

У нас

Выгодский, Бажович и Эльконин.

в Отечеств псих этот период наз - Нормальной патологии и еще назвали - Подросковый кризисный период.

Основное чувство это чувство взрослости - это новообразование сознания- ребенок через опр стереотипы поведение чувствует себя взрослым.

В примитивных культурах нет такого понятия- там ребенок постепенно входит в жизнь и только проходит процесс самосоциации т.е.кем он будет (охотником или шаманом)

 

Ведущ деятельность в подр возрасте это общение с о сверстниками это сознательное экспериментирование в отношениях для удовл главных потребностей - быть значимым и найти свое место.

Образуются интимно личностное общение со сверстниками и через это общение уст моральные формы ценности и форм самосознание.

Если в младшем школьном возрасте ребенку необходимо одобрение. то здесь наоборот - чем гармоничнее общение со сверстниками тем он лучше себя вдет.

Другая точка зрения -Ребоку необх - Социально приемлемая, одобряемая деятельность (Тимур и его команда) т.е содерж деятельность должно быть направлено на благо.

НО это было во время СССР. Сейчас ребенку все больше необходима выгода и желание выделится.

Просоциальная деят в подростковом возр это реально значимая деятельность и чем больше самостоят и ответственность тем лучше влияет на его. У него разв система отнош Я и общество.

Высщ это моральное сотрудничество.

 

Специфические особенности психики и поведения подростков

 

Подросток стремится занять удов положения среди сверстников, и довольно часто он идет на нарушения. Здесь присутствует комформность. Референтная группа это где человек понимает и разделят нормы и поведения

 

Реакция отказа- от обычных форм поведения - она касается семьи и школы т.е. это отказ выполнять дом задания, контактировать с родственниками итд. Почвой явл псих незрелость реакций возбуждения и торможения.

Реакция оппозиции или протеста - напоминает поведение 3х летнего ребенка (Я сам) с одной это поведения нелепое с др стороны он показывает свою позицию (Слабо)

Реакция имитации - если дети подражали близким взрослым то подростки подражают артистам, здесь фанатизм, привычки, особенности имиджа, речь. Это говорит о незрелости подростка.

Реакция компенсации

Реакц гиперкомпенсации - протест против всего.

Подростковые реакции как таковые

Реакция эмансипации - это независимость, самосостоятельность.

Реакц отрицательной имитации - это реакция напоминает реакцию противодействия когда ребенок (в семье алкоголика ведет здоровый образ жизни в противовес) т.е. это постоянная борьба что противоречит ценностям ребенка, Но ребенок может уйти в гиперкомпенсацию.

Реакц группирования - она основная и свойственна всем подросткам- стремления к формированию спонтанных подростковых групп, причем неважно чем обусловлено состав группы.

Реакция увлечения или Хобби реакция - отраж внутреннюю структуру личности, для мальчиков спорт игры лидерство коллекционирование. Для девочек - имидж, знания, эстетич увлечение.

Реакция обусл формирующимся сексуальным влечением

 

Критерии патологичности данных реакций:

1, распространенность за пределы ситуации ли микрогруппы - (Павлик Морозов).

2. присоединение невротических расстройств- вплоть до обморочных состояний.

3. нарушение социальной адаптации.

Формирование стратегии по

формировании трудностей.

Копинг стратегии- ребенок принимает решение и несет ответственность за эти решения.

Они бывают конструктивные и неконструктивные.

Конструктивные направлены на решение проблемы (активное), чувство роста собственных возможностей:

достижение цели собственными силами

обращения за помощью к более значимому лицу либо группе

Изменение своего отоношение к ситуации, тщательное обдумывание и разработка вариантов решения проблемы

Самоизменение (саморефлексия)

 

Не конструктивные способы копиг стратегии. - создается иллюзии благополучия - вытеснения проблемы и импульсивные эмоциональные реакции (уйти в себя, хлопнуть дверью).

 

Особенности общения со взрослыми -

подростки дистанцируются, отчуждаются и противопоставляют себя взрослым, т.е. абвивалентное четкое отношение со взрослыми. С одной стороны он нуждается в поддержке со стороны взрослых, с др стороны он требует равных прав (конфликт отцов и детей)

 

Особенности психических процессов подростков

Происходит резкое расширение кругозора (11-12 лет наз пиком любознательности)

ДО 14 лет благоприятный возраст для развития ребенка, он интересуется практич всем, интеллектуальный процесс совершенствуется

Мышление на уровне формальных операций(он способен абстрактно оперировать понятиями)

Способность к манипуляциям различным, интерес к противоречащим фактам,

Способность предвидеть

Появление временной перспективы.

 

Свойства подр мышления

способность учитывать все комбинации переменных при поиске решения проблем

Способность предполагать какое влияние окажет одна переменная на другую.

Способность объединять и разделять переменные гипотико - дедуктивным образом

Не все соглашаются с Пиаже

есть т.н. Информационный подход

У ребенка появляются метапознание который вкл. в себя- эффективное использование памяти и переноса, эф. использование получ информации и ее хранение в символич форме и развитие сложных стратегий для решения задач разного порядка.

Стернберг Р. разделил интеллект на 3 компонента или механизма обработки информации

1. метакомпонетны- процессы управления высшего порядка для планирования и принятия решений (ребенок сам может выбрать стратегию запоминания инф, выбрать решение той или иной задачи)

2) компоненты исполнения - процессы использования для решения задачи т.е. это отбор информации, извл из памяти информации)

3) комп приобретения и сохр знаний т.е. все что используется для усвоения новой информации.

 

Итак оперирование практич рассуждениями сменятся теоритич дискурсивным мышлением (рассуждательская, аргументы ит.д.)

 

Развитие личности и кризис перехода к юности

Выгодский выд 2 фазы развития.

позитивная и негативная.

в основном это касается сферы интересов мировоззрения.

Негативная - хар. свертыванием и отмиранием прежней системы интересов, появления первых сексуальных влечений

Поведенчески это выраж в снижении работоспособности реакции торможения, ухудшение успеваемости, навыков, грубости, повыш раздражимости, скуки и недовольство самим собой.

Позитивная фаза- новые интересы в ширь и вглубь т.е в этом возрасте возникает желание стать психологом:).

Еще он выделил несколько интересов или доминант

1) эгоцентрическая доминанта - интерес к собственной личности

2) доминанта Дали - то что там за горизонтом интересней чем здесь и сейчас

3) доминанта Усилия - тяга к сопротивлению, преодолению, к волевому усилию.

4) дом. к Романтике, к неизведанному, приключению

Самое главное что ребенка разрушает слабость целей и неспособность организовать и если у него есть четкие цели ему будет проще. Поэтому кризис подростков это ломка всей системы переживаний содержания (внутреннего) появления аффекта неадекватности, неустойчивая самооценка и устойчивы уровень притязаний т.е. в один день самовосприятие может скакнуть от высокой до низкой самооценки.

Подростковый эгоцентризм - способность к саморефелексии к явлению деперсонализации - все познается в сравнении с собой и не понимают грань между собой и потребностями др людей, гипертрофированное внимание к недостаткам.

Выделено несколько видов взрослости

1) подражание внешним признакам взрослости - курение, гиперсексуальность психическая.

2) социльная взрослость - занять своию позицию сотрудничества и владеть практич полезными навыками и умениями (у мальчиков- на меня можно положится)

3) интеллектуальная взрослость - устойчивые познавательные интересы и самообразование за рамками школы.

В рамках подросткового эгоцентризма 2 феномена

воображ аудитория и персональный миф.

воображаемая аудитория - подросток всегда представляет что он на сцене, он сам собой увлечен и ему кажется что за им наблюдают и оценивают

персональный миф (комлекс супермена) ему кажется что он неуязвим и что он избранный и у него появляется образ найденыша (что его родители ненастоящий и что он ребенок инопланетной расы:) этот феномен может перейти в демонстративность и наз этот период интеллектуального опьянения.

 

тема Развитие сексуального поведения и половая идентификация.

Пубертат физ рост, гормональные изменения.

Гомоны играют и вызывают рост репродуктивных органов

У мальчиков - плечи, рост волос на теле

У девочек расш таза

За все отв гипоталамус и гипофиз(рост)

гипофиз регулирует трофические гормоны которые регулируют работу половых желез.

У девочек - менструация -

Появления жировых отложений в груди, у мальчиков исчезает, а у девочек остается.

Увеличение размеров костей и мышц, перераспр жировых отлож. активность желез кожи и потовых желез.

На западе подростки явл жертвами бушующих гормонов.

Гормоны влияют наличность, поведенческие реакции, и еще они активизируют специфич формы поведения (смена настроения, депрессивная реакция, плохая концентрация внимания)

Появления комплексов связано с возрастом

у девочек с 12 - 13 лет

у мал с 14-15 лет

неудовлетворенность своим телом.

Дисфорфофобия - уничтожение частей своего тела и неудовлетворенность своим строением.

феномен Самоисполняющегося пророчества - это касается чаще мальчиков - ребенок придписывает неуспешное поведение, он занижает этими мыслями свою самооценку и в итоге эти мысли исполняются и от это го он все больше он погруж в комплексы.

Нарушение пищевого поведения

Анорексия - отказ от пищи начинается с диеты и занятием спортом (до 8 часов в день) их четыре стадии, последние 2 не лечатся и порой заканчиваются летальным исходом.

Булимия- бычий голод -периоды голодания сменяются обжорством, диетами не пользуются, а очищают организм клизмами и рвотой.

В странах где голодно - этих заболеваний не существует.

 

Стресс и депрессия.

Подросток чаще преувелич психологические травмы, это преувеличение влечет к 2 проблемам.

1) все подростки испытывают псих дистресс

2) очень часто эти все явл считаются нормой и должного внимания к подросткам требующих действ внимания нет.

В отл от взрослых людей появл депрессии явл угрозой для жизни.

Пик 15- 19 лет.

Единственная форма помощи которую позволяют себе подростки это телефон доверия.

Форма совладания с депрессией имеет половые различия.

Среди девочек больше испытывающих депрессию- причины не ясны, одни говорят о гормонах, с другой половая ролизация, Девушки больше склонны к демостраидальным суицидам

У мальчиков дилинквентные (разрушающие) антиобщественные формы поведения.

В последнее время большую роль играют СМИ, негативная оценка будущего, негативный образ тела.

Мальчики чаще уходят в зависимое поведение ПАВ.

Есть 4 фактора влияющие на секс поведение:

1) уровень образования - успешные ученики реже проявляют сексуальную активность

2) психологический фактор- ранний секс успех повышает уровень среди сверстников.

3) биологический фактор- повышается юношеский гомосексуализм и уменш возраст полового созревания.

4) семейное отношение

Семья

возникает конфликт межпоколенной коммуникации

С одной стороны семья сильно влияет на подростка- ребенок болезненно воспр казалось бы незначительные факторы, часть конфклитов - по убеждениям, Большинство проблем возн в неполных семьях. Чаще всего конфликт возникает с матерью

 

Сущ 3 стиля родительского поведения

Авторитетный, авторитарный и либеральный.

Авторитетный - есть четкое влияние родителя на ребенка (ребенок уважает своих родителей как личность)

Авторитарный - стремление выйти из гиперопеки.

Либеральный - вседозволенность, чувство неполноценности ребенка т.к. контроль ему нужен.

 

Аморальное развитие подростка

Колдберг- к 13 годам ребенок дорастает до 1 предконвенционального уровня- появление самостоятельный суждений, собственной морали и переходит быстро к конвенциональому уровню - когда принимают традиционные моральные стереотипы, они становятся комформными, у них появляются стереотипы.

Постконвенциональный уровень сост из 2х ур

1 мораль общ договора

2. наследование универсальным этич принципам

Уровень подразумевает очень четкое представление о моральных ценностей и поэтом многие до него не доходят

 

Задачи развития

1. достиж автономии от родителей.

2. формирование идентичности и целостности Я

источн идентич явл Референтная группа либо значимый другой (человек чье мнение ценится индивидом)

Понятие идентичности опр Эриксон.

он опр варианты форм идентичности:

Варианты Эриксона Марсия

1. Предрешенность- когда человек берет на себя какие то трудовые роли, обязательства

2. Диффузия- статус для тех кто не прошел кризиса и не принял обязательств, нет ни професс роли, ни морального кодекса, жизнь одним днем.

3. Мораторий - когда люди нах в центре кризиса идентичности в периоде принятия решений на пике поиска себя. Здесь постоянная тревожность.

4. Достижение идентичности -тех кто прошел уже кризис, сделал осознанный выбор, нравственные правила и связал себя обязательствами. У этих людей наиболее полож заряд и более гармоничное отношение с окружающими, боьше самоуважения.

Все эти варианты могут касаться сразу одного человека.

 

Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового возраста.

В литературе описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.