Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зона ближайшего развития






Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым.

Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.

Под тема Проблема периодизации

 

говорить о развитии человека легче всего по пунктам или периодам.

первая псих периодизация была создана Гетчинсоном- критерием деления детства на периоды был способ добывания пищи, он выделил 5 основных фаз психич развития и основывался на идее что человек повторяет в своем индивид развития пути человечества в целом т.е. человек проходит от первобытных знаний к культуральным знаниям т.е. постепенно приобщается к обществу.

1 фаза - от рождения до 5 лет- стадия рытья и копания- дети любят играть в песке, что то откапывать и закапывать.

2 фаза- от 5 до 11 лет - стадия охоты и захвата- стадия агрессивности, обособления (понятие чужой, территории, собственности) обособленность идет от взрослых, посторонних, от сверстников.

3 фаза - от 8 до 12 лет-- пастушеская одновременно с пред стадией появляется желание заботится и покровительствовать (в этот период дети часто приносят бездомных животных домой)

4 фаза с 11 до 15 лет земледельческая- развиваются наблюдательность и осмотрительность, появляется интерес к природе, погоде.(напр проходы и рыбалки, это поведение может быть и созидательным и разрушительным)

5 фаза от 14 до 20 лет стадия промышленности и торговли или стадия современного человека- идет пркатическое освоение арифметики, понятие мены, продажи, осознается роль денег.

 

Основная мысль Гетченсона была что с 8 лет возможно систематич обучение ребенка т.е. когда наступает стадия созерцания.

 

Штратце считал что критерием для определения периодизации должно стать с развитием полового влечения.

1 фаза - минимального влияния сексуального влеч.

2. фаза - умеренный рост сексуального влеч.

3 фаза - с 16лет фаза макс влияния на жизнь человека.

 

Сходная периодизация была разработана Гизелом- он в кач критерия предложил темп психич развития и выделил 3 периода

от рожд до 1 года - макс высокий темп псих развития

от 1года до 3 лет - умеренный.

от 3 до 18 лет низкий темп развития психики.

 

Блонский П.П. - разработал периодизацию, где 3 этапа

1 детство, 2 размножение, 3 угасание. И критерием делением на периоды у него была дентиция?? (смена зубов) у него был период

беззубого - детства,

моллочнозубого- детства и

постояннозубого детства.

В качестве доп параметра он выделил фактор темперамента- он говорил что на каждом возрастном этапе сущ свой темперамент.

 

вышеуказанные авторы основывались на перодич критерии

а теперь авторы соц критери.

1. Зазо

2. Шарлота Бюлер

3. Сэва

Бюллер выделила 5 эт жизненного пути личности-

до 16 лет - фаза без семьи и профессии

с 16, 18 до 30 самоопределение профессиональное и приобретение спутника жизни.

с 30 до 50 лет - зрелость и самореализация в профессии и семье.

с 50 до 65 лет- стадия старения исчезновение жизненных целей и угасание самоопределения

с 65 и посмертно - старость, изоляция, бесцельность.

 

Периодизация Сева строится на основе поступков человека или на основе изменения деятельности субъекта.

он выделил циклы деятельности характерные для студента, рабочего и пенсионера. Он изучал биографии людей и делал свои выводы.

Зазо делал выводы исходя из ступени образования.

 

Сейчас эти теории признаны ошибочными

 

Более значимы это те теории, которые построены на основе внутренних или психологич параметров, здесь речь будет идти о интеллекте и мотивационной сфере.

Селли- говорил что ребенок рождается с предпосылками осн псих проц и такими предпосылки эти - ум, чувства, воля

Еще он утверждал что псих развитие основывается на законах ассоциаций, т.е. первое что появляется у ребенка это ассоциация по сходству предмета, затем когда формируются отдельные образы предметов возн ассоц по смежности предметов.

В конце 2 года жизни возн ассоциации по контрасту.

Мейман- он свою периодизацию основывал на интеллектуального развития ребенка

1 ст от рождения до 7 лет- стадия фантастического синтеза-

7 до 12 лет - стадия анализа- здесь начинается обучение ребенка

с 12 до 16 лет - стадия рассудочного синтеза- формируется операциональное мышление т.е. у него через операции и знания складывается свое понятие о мире.

Итак, Мейман первый показал что интеллект фундамент для развития психики.

Клапарет- выделил 4 этапа псих развития

от рожд до 2 лет- развитие интеллекта тесно связано с разв восприятия- в это время ребенок свои знания строит на внешней стороне вещей.

от 2 до 3 лет- интеллект очень тесно связан с речью- в это время происходит переход от внутр речи к внешней.

от 3 до 7 лет начинается интеллектуальное развитие практич мышления- здесь преобладают общие умственные интересы

с 7 до 12 лет- индивидуальные особенности и склонности детей проявляются, индивидуальное мышление и развитие спец интересов.

Пиаже- раскрыл не только периоды, но и механизмы перехода от одной интеллектуальной стадии к другой.

Он выдели 3 периода

от 0 до 3 лет - стадия сенсомоторного интеллекта.

от 2 до 11 лет стадия конкретных операций

от 12 лет стадия формальных операций

он говорил о факторе обратимости т.е. ребенок получает знания и формирует в интеллектуальную схему, обдумывает эту схему и затем выдает эту схему в измененном виде в жизнь.

Колберг- обозначил этапы нравственного развития основанные на интеллектуальной зрелости.

он выделил стадии развития

доусловный уровень- дети оценивают какое либо действия исходя из его последствий- плохо - хорошо.

Уровень традиционной нравственности

Посттрадиционный уровень- когда нравственные суждения обосновываются собственными принципами.

 

 

19.Младший школьный возраст
(7-13 лет)

Ведущая деятельность – учение. Обучение в школе и учение при этом могут не совпадать. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом. Оно должно быть сродни игре: ведь ребенок играет потому, что ему хочется, это деятельность ради нее самой, просто так. Продукт учебной деятельности – сам человек.

А.Эйнштейн: " Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждение могут способствовать находить радость в том, чтобы смотреть и искать. Мне кажется, даже здоровое хищное животное потеряло бы жадность к еде, если бы удалось с помощью бича заставить его непрерывно есть, даже когда оно не голодно, и особенно если принудительно предлагаемая еда им не выбрана".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.