Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 4.Трансформируйте предложения, используя модель«что называется чем».






Срочные вклады – это депозиты с фиксированной датой. Заемщик – это сторона


 
 
причастные и деепричастные обороты Теоретический комментарий Текст научной работы состоит, главным образом, из суждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования; смысловая законченность, целостность и связность. Средством связывания текста являются вводные слова и предложения; речевые клише, используемые в качестве средства связи в научном тексте; определения оценочного характера, сочетающиеся с основными научными понятиями; целенаправленность и прагматическая установка; терминологичность. Стилистическими особенностями письменной научной речи являются: объективность изложения, авторство– в случае цитирования высказываний или ссылки на мнение; сугубо деловой и конкретный характер описаний, индивидуальные особенности слога; безличный монолог (изложение ведётся от третьего лица) автора исследования. Сложными называются предложения, состоящие из двух или нескольких простых, соединённых в одно целое по смыслу и интонационно Союзные сложные предложения по характеру союзов делятся на: сложносочиненные и сложноподчиненные. Сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами, называются сложносочиненными Сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связанно с ним подчинительным союзом или союзным словом, называются сложноподчиненными. Причастие с зависимыми словами образует причастный оборот. На письме причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после зависимого слова. Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот. На письме деепричастный оборот выделяется запятыми. Задание 1.Найдите в тексте сложные предложения, определите их тип. Выпишите их, сделайте синтаксический разбор. Новый толчок природоохранной деятельности дал XX в., когда резко возросла производственная деятельность человечества. Наступление на природу было столь стремительным, что наука не успела разработать каких-либо целостных рекомендаций, это отставание теории охраны природы от практической деятельности человека остается и на сегодняшний день. Ответной реакцией наступления на природу явилось создание в первые десятилетия XX в. общественных организаций. В 1912 г. при Русском географическом обществе по инициативе академика И.П. Бородина была создана специальная «Постоянная природоохранительная комиссия». В 1913 г. в Берне состоялась первая народная конференция по охране природы, на которой многие прогрессивные ученые в своих докладах обращали внимание на последствия хищнической эксплуатации природы человеком. Задание 2.Дополните текст сложноподчиненными предложениями, подходящими по смыслу. Спорт в широком смысле охватывает современную деятельность человека. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, который наиболее действенно стимулирует занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов человека………
кредитных отношений, получающая кредит и обязанная вернуть полученную ссуду в установленный срок. Синтез – это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Аквизитор – это сотрудник транспортных или страховых предприятий. Образец: Аквизитором называется сотрудник транспортных или страховых предприятий. Задание 5.Решите коммуникативную задачу характеристики предмета: составьте текст о структуре университета, факультета. Задание 6. Решите коммуникативную задачу происхождение предмета: составьте текст об электронно-вычислительной технике. Задание 7.Трансформируйте простое предложение в сложное, не меняя модель «что состоит в чем», «что заключается в чем». Образец: Особенность коммерческих банков состоит в принадлежности изначального капитала к акционерному типу. Особенность коммерческих банков состоит в том, что их изначальный капитал является акционерным. 1. Основные цели участников мирового валютного рынка заключаются в проведении удачных операций. 2. Сущность производственных отношений в определении характера собственности экономических взаимосвязей между людьми в процессе производства. Задание 8.Трансформируйте сложное предложение в простое, не меняя модель «что состоит в чем», «что заключается в чем». 1.Снижение степени риска заключается в том, чтобы ограничить вложения в ценные бумаги эмитента. 2.Преимущество акционерной формы инвестиционного фонда состоит в том, что на рынке легче продать акции, чем паи. Занятие 4.2 Понятие о стилях речи Теоретический комментарий Функциональный стиль – это разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении. Выделяют пять функциональных стилей: разговорно-обиходный (функция общения); научный и официально-деловой (функция сообщения); газетно-публицистический и художественный (функция воздействия). Каждый стиль имеет свои особенности. Функциональные стили должны соответствовать следующим параметрам: 1. Сфера применения (каждый литературный стиль отражает определенную сторону общественной жизни, имеет свой круг тем); 2. Условия общения (официальные, неофициальные, непринужденные); 3. Каждый стиль имеет общую установку, главную задачу речи; 4. Форма речи (преобладает устная или письменная речь, диалог или монолог); 5. Нормы функционального стиля: лексические, синтаксические и другие (стилевые нормы определяют употребление в нем слов, форм); 6. Жанры (общая функция стиля реализуется в жанрах, которые приспособлены для выполнения внутренней задачи, установки стиля); 7. Употребление невербальных средств общения. Разговорно-обиходный стиль функционирует в сфере повседневно-бытового общения. Для перехода к разговорной речи необходимы три условия: отсутствие официальных отношений между участниками, непосредственность общения (нет


 
 
Крылова считают предвестником реализма в России: все его басни построены на реальном источнике, правдивы, но в то же время сказочны. Задание 6.Прочитайте текст. Разделите его на смысловые части и озаглавьте их. Найдите синтаксические конструкции для выражения квалификации предмета, определения предмета. Назовите средства связи текста. Какие стилевые особенности смысловых частей текста они выражают? Почему язык не относится к явлениям природы Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и человека. Без языка не может быть и мышления, то есть понимания человеком действительности и себя в ней. Но и то, и другое возможно только в людском общежитии. Вспомним в «Таинственном острове» Жюля Верна историю о том, как колонисты нашли одичавшего Айртона, оставленного в наказание за преступление на необитаемом острове. Оторванный от общества, Айртон перестал жить по-человечески, утратил способность человеческого мышления и перестал говорить. Когда же он попал в среду небольшого коллектива, вошел в жизнь людей, к нему вернулась способность мышления, и он опять начал говорить Долгое время ученые пытались доказать, что язык – это такой же организм, как животные и растения, что он развивается по тем же законам природы, одинаковым для всех языков, в любом месте и в любое время; как все организмы, он рождается, созревает, достигает расцвета, клонится к упадку и умирает. Но история, время и научные эксперименты доказали, что природные, биологические свойства человека могут развиваться и вне общества, в изолированном состоянии, но навыки, связанные с языком, в таких условиях развиваться не могут. Все сказанное позволяет сделать вывод, что язык - не природное, не биологическое явление; существование и развитие языка не подчинено законам природы; физические признаки человека (например, расовые) не имеют отношения к языку; языком обладают только люди - это вторая сигнальная система, которой нет у животных. Задание 7. Определите тему и озаглавьте текст. Выделите наиболее значимые по смыслу слова и словосочетания. Определите вид связи предложений. Аналитическая химия — наука о методах определения химического состава вещества и его структуры. Однако это определение КС представляется исчерпывающим. Предметом аналитической химии являются разработка методов анализа и их практическое выполнение, а также широкое исследование теоретических основ аналитических методов. Сюда относится изучение форм существования элементов и их соединений в различных средах и агрегатных состояниях, определение состава и устойчивости координационных Соединений, оптических, электрохимических и других характеристик вещества, исследование скоростей химических реакций, определение метрологических характеристик методов и т. д. Теоретическую основу аналитической химии составляют фундаментальные законы естествознания, такие, как периодический закон Д. И. Менделеева, законы сохранения массы вещества и энергии, постоянства состава вещества, действующих масс и др. Аналитическая химия тесно связана с физикой, неорганической, органической, физической и коллоидной химией, электрохимией, химической термодинамикой, теорией растворов, метрологией, теорией информации и многими другими науками. Занятие 18. 10 Синтаксическое строение текста. Сложное предложение,
посредников), неподготовленность речи, импровизация (отсюда особенности лексики и синтаксиса, большая роль невербальных средств общения. Разговорная речь характеризуется особой сферой употребления, своим кругом тем. Это, прежде всего, бытовые, обиходные темы: погода, здоровье, цены, покупки, новости, происшествия. Разговорный стиль имеет свои лексические и грамматическиеособенности: лексическая разнородность. Исследователи разговорной речи подразделяют используемую в ней лексику на слова, общие для разговорной речи и книжных стилей, и слова, характерные только для разговорной речи: слова-дублеты и слова-губки. Главная форма разговорной речи – диалог и полилог. Задание 1. Перед вами два текста. Обозначьте речевую ситуацию для каждого из них и укажите, к разговорной или книжной речи они относятся. Перечислите признаки, подтверждающие правильность вашего ответа. а) Футболист ударил по мячу. Ударил, значит, его нога оказала определенное воздействие на мяч, и скорость мяча увеличилась. б) Сережа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно бьет с ходу. Мяч со свистом летит в ворота. Задание 2.Запишите данные ниже слова по группам: а) общеупотребительные; б) разговорные; в) просторечные. Продолжите примерами все группы слов. Ахнуть, балагурить, вдогонку, жадничать, промозглый, всплакнуть, беспорядок, беспредел, вкалывать, ручеек, дурачье, бабуля, зайчишка, расческа, печка, замаскировать (в переносном значении), дом, наворовать, стол, нахапать, приработок, большущий, скрыть, шабашка, заморозки, лесник, небосклон, горизонт, побережье. Задание 3.Из данных ниже фразеологизмов выберите только относящиеся к разговорному стилю. К каждому фразеологизму запишите (если это возможно) толкование. Бросать слова на ветер, входящие и исходящие бумаги, взять под стражу, внести вклад, вылететь в трубу, довести до сведения, дурью маяться, ждать-пождать, заключить в объятья, левый заработок, надуть губы, отдать Богу душу, очная ставка, покрыто тайной, поставить на вид, прокладывать дорогу, протянуть ноги, раскинуть мозгами, сделать карьеру, стереть с лица земли, уйти из жизни, гражданский долг, хранить как зеницу ока, дамоклов меч, бить баклуши, прибавочная стоимость, узы дружбы, возыметь действие, особое мнение. Задание 4. Вспомните речь дома, на улице, в магазине, в транспорте и запишите 10-12 оборотов, характерных для устной разговорной речи. Задание 5.Найдите разговорные и просторечные слова и обороты речи в следующем тексте. Свинья под дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала. (И. Крылов) Задание 6.Составьте тексты SMS-сообщений на различные темы. Сравните их. Теоретический комментарий Сфера общественной деятельности, в которой функционируетнаучный стиль– это наука. Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с увеличением числа различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной


 
 
первых, следовательно и т.п. По цели высказывания предложения, как правило, повествовательные. Вопросительные предложения употребляются редко, лишь при постановке проблемы, при полемике. Среди словосочетаний преобладают именные, представленные обычно цепочкой родительных падежей, инфинитивные, с отглагольными существительными; в сказуемых часты связки являться, становиться, служить, есть и др. Словосочетания с обозначением количества включают в себя именительный падеж: мотор мощностью 5 л.с.; рукопись объемом 20 а.л.; стержень длиной 300 м. Порядок слов в научной речи объективный, т.е. стилистически нейтральный. Среди простых предложений широко распространена конструкция с большим количеством зависимых, последовательно нанизываемых существительных в форме родительного падежа (нанизывание падежей считается неуместным в других стилях). В научных текстах широко употребительны конструкции с причастными и деепричастными оборотами, являющимися средством выделения мысли в информативно-насыщенном предложении. Задание 1.Прочитайте текст. Умение различать камни, руды и металлы является первым шагом в научном познании минералов. Даже если мы не имеем сохранившихся специальных сочинений, посвященных минералам, уже по самим древним названиям, по характеру номенклатуры можно судить об элементах классификации камней, той или иной их систематики и даже о представлениях об их происхождении. В названиях минералов обычно отражены те или иные их свойства: цвет, твердость, состав, форма или, часто, место происхождения камня. В качестве элементов классификации, по которым группировались или, наоборот, разделялись минералы, обычно принимались также свойства камней, их предназначение для практических целей, их ценность. В истории классификации минералов известное место занимают также принципы астральной магической связи — «посвященности» камней и металлов небесным светилам, игравшие особую роль в науке древней Индии и Вавилона. Задание 2.Найдите в тексте синтаксические конструкции для выражения: а) соотношений частного и общего, части и целого; б) наличия, отсутствия...; в) сравнения, сопоставления. Задание 3.Сформулируйте основную мысль каждого абзаца и запишите. Задание 4.Проанализируйте текст: определите состав сложных предложений, сделайте синтаксический разбор простых предложений, выпишите причастия, отглагольные существительные. Задание 5.Составьте связный текст из следующих предложений, дополняя их с целью соединения информации соответствующими средствами связи: этот, так, такую, из этого следует, поэтому, наоборот, и. дайте тексту название. Образец: Современники И. А. Крылова любили отгадывать, по какому поводу написана каждая басня. Этот конкретный повод часто удавалось найти. 1. Современники Ивана Андреевича Крылова любили отгадывать, по какому поводу написана каждая его басня. 2. Конкретный повод часто удавалось найти. 3. Басня «Волк на псарне» связана с нашествием Наполеона. 4. Разгадку находили по конкретным деталям, по общей выразительности нарисованной картины, по верной передаче значения события. 5. У любой басни тысячи разгадок, любая басня – иносказание. 6. Говорится о животных, понимай – о людях. 7. Говорится о людях – всё равно иносказание: повествуется про уху, приготовленную Демьяном, но смысл не в этой ухе, не в этом Демьяне. 8. Недаром
Основными чертами научного стиля и в письменной, и в устной форме является точность, абстрактность, логичность и объективность изложения. Отсюда особые языковые средства и манера изложения. Языковые особенности: насыщенность речи терминами, однозначность употребляемых слов, частая повторяемость ключевых слов, отсутствие образных средств, преобладание существительных, частое использование абстрактных отглагольных существительных, неупотребительность местоимений «я», «ты» и глаголов 1-2 лица ед. числа, неупотребительность восклицательных частиц и междометий, прямой порядок слов, широкое использование с/с «сущ. +сущ. в Р.п.», преобладание неопределенно-личных и безличных предложений, редкое использование неполных предложений, обилие сложных предложений, частое употребление причастных и деепричастных оборотов Задание 6.Прочитайте отрывок из статьи Д. С. Лихачева. О каких особенностях научного стиля речи говорит автор? Требования к языку научной работы резко отличаются от требований к языку художественной литературы. Метафоры и разные образы в языке научной работы допустимы только в случаях необходимости поставить логический акцент на какой-нибудь мысли. Главное достоинство научного языка — ясность. Другое достоинство научного языка — легкость, краткость, свобода переходов от предложения к предложению, простота. Придаточных предложений должно быть мало. Фразы должны быть краткие, переход от одной фразы к другой – логическим и естественным, «незамечаемым». Следует поменьше употреблять местоимения, заставляющие думать, к чему они относятся, что они «заменили». Не следует бояться повторений, механически от них избавляться. Избегайте только тех повторений, которые приходят от бедности языка. Избегайте слов-паразитов, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли. Обращайте внимание на «качество» слов. Задание 7.Проанализируйте текст, выявите в нем признаки научного стиля (логичность, точность, отвлеченность, объективность), укажите языковые особенности. В центре синтаксиса остается проблема предложения, не получившая до настоящего времени общепринятого разрешения Выдвинутое логической грамматикой определение предложения как «выраженного словами суждения» или как «языкового выражения мысли» подверглось в свое время достаточно развернутой критике со стороны психологического направления. Психологисты указывали, с одной стороны, на необходимость расширения понятия «мысли» вплоть до включения в него чувствований и волевых побуждений человека, находящих свое выражение в речи, а с другой — на отсутствие постоянного соответствия между правильностью построения мысли и правильностью построения речи; отталкиваясь от логицизма, они выдвинули учение о предложении как о «выраженном словами психологическом суждении». Теоретический комментарий Современный официально-деловойстиль относится к числу книжных стилей и функционирует в форме письменной речи. Устная форма – выступления на торжественных заседаниях, приемах, судах, доклады государственных и общественных деятелей и другое. Официально-деловой стиль обслуживает официальные и очень важные сферы человеческих взаимоотношений: отношения между государственной властью и населением, между странами, предприятиями, организациями, между личностью и обществом. Официально-деловой стиль подразделяется на две разновидности: 1. Официально-документальный (язык дипломатии и законов); 2. Обиходно-деловой (служебная переписка и деловые бумаги). Языковые особенности: полнота и лаконичность формулировок, нейтральность,


 
 
оружие, машины, одежда и украшения. Предметы быта и труда, созданные дизайнером, неотделимы от материальной культуры современной ему эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными этническими и национальными особенностям, социально-групповыми и социальными различиями. Произведения дизайнера своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Слово «design» в переводе с английского языка означает – проектировать, чертить, задумывать, а также план, проект, рисунок. В нашем понимании этот термин обозначает художественное проектирование промышленных изделий, удобных и красивых вещей, создание целостной предметной среды, модернизацию продукции в соответствии с требованиями господствующей моды на основе научных знаний и технических достижений. Задание 2.От следующих глаголов образуйте существительные с помощью суффиксов - ение, - к, -ство, -ость. Составьте словосочетания, затем предложения. Подготовить, проектировать, ориентировать, датировать, корректировать, воспроизводить, требовать. Задание 3. От каких глаголов образованы данные существительные. Объясните их значение и составьте словосочетания с использованием родительного падежа. Описание, написание, употребление, объяснение, название. Задание 4.Приведите по три существительных с суффиксами –ание, -ение, -изм, -ость, -овство, -ничество, -тельство, -ация, -ант, -ионер, -ист, -тор. Определите их стилистическую окрашенность. Составьте с ними словосочетания. Задание 5. Составьте обратные кластеры (где ключевыми словами будут такие слова, как абстрактный, отглагольный). Задание 6. Выпишите из текста (зад. № 1) 5 глаголов. Определите вид, время, род. Подберите подходящие по смыслу существительные и составьте словосочетания, предложения. Задание 7. Составьте синквейн на тему «Абстракция». Задание 8.Запишите фразеологизмы, в составе которых имеется абстрактное существительное.Составьте с ними предложения. Образец: взять за душу, горит душа, нет ничего за душой. Задание 9.На основе данных абстрактных существительных составьте связный текст. Сияние, цикл, период, активность, радиация, доказательство, вращение, орбита, скорость, условие, жизнь, атмосфера.   Занятие 17.9 Синтаксис научного стиля речи Теоретический комментарий В научном стиле господствует логический, книжный синтаксис. Фраза отличается грамматической и смысловой полнотой и логико-информативной насыщенностью. Типичны осложненные и сложные конструкции как наиболее приспособленные для концентрированного выражения движения мысли, авторской аргументации, связи между явлениями. Логическая определенность достигается посредством подчинительных союзов (часто причинно-следственных), традиционных и резюмирующих слов типа во-
частотность языковых форм, стандартизированность речи, использование простых предложений, использование предложений с большим числом слов, распространенность предложений с однородными членами, использование страдательных конструкций, использование нетипичных способов словоизменения Задание 7.Назовите слова и сочетания слов, употребляющиеся только в текстах официально-делового стиля. Оказание помощи – оказать помощь – помочь. Установить контроль – установление контроля – контролировать. Выяснить условия – выяснение условий. Отгрузить товары – отгрузка товаров. Не войти на работу – невыход на работу. Задание 8. Образуйте словосочетание по типу «сущ. +сущ.», имеющие окраску официально-делового стиля. Использование, режим, аудит, офис, распоряжение, право, постановление. Задание 9. Для делового стиля характерны глаголы, содержащие тему долженствования или предписания. Найдите подобные глаголы из примеров данных ниже. Репетировать, запретить, увлечься, разрешить, отговорить, обязать, замесить, указать, признать, назначить. Теоретический комментарий Художественная речь выполняет эстетическую функцию, функцию эмоционально-образного воздействия на читателя и слушателя, воспроизводит все сферы человеческой деятельности, все явления общественной жизни. Важная черта художественного стиля – индивидуальность слога. Каждый писатель выбирает свою манеру письма, свою систему художественных приемов. Языковые особенности: неоднородность лексического состава, использование всех пластов русской лексики, активность многозначных слов всех стилевых разновидностей речи, большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной, широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов, глагольное речеведение. Задание 10. Определите стилевую принадлежность текста. Юношей – поэтом можно было залюбоваться. Большие черные глаза сверкают живым блеском вдохновения. Чувствуется собранная, настороженная сила, жаркий огонь чистого сердца, кипящего справедливым гневом. Молодой горячий акын охвачен благородным порывом. Он чем-то похож на сокола, взвившегося над степью. Он парит над целью широкими кругами, новый заступник обиженных, новый воин справедливости народной. Задание 11. Найдите элементы художественного стиля в отрывках: 1.Шиповник, наверное, с весны еще пробрался по стволу к молодой осинке, и вот теперь, когда время пришло справлять осинке свои именины, вся она вспыхнула красными благоуханными дикими розами. (М. Пришвин). 2. Бурлит река вся в кружеве белой пены. На бархате лугов алеют маки. На рассвете родился мороз. (М. Пришвин). Публицистический стиль – это функциональный стиль, который обслуживает широкую область общественных отношений: идеологических, политических, экономических, культурных, спортивных и др. Он используется в средствах массовой информации (СМИ) – журналах, газетах, на радио и телевидении, в общественно-политической литературе, агитационно-пропагандистских выступлениях (на митингах и собраниях) и т. д.; реализуется в письменной и в устной формах. Главная функция публицистического стиля – сообщение социально значимых


 
 
Понятия «материя», «движение», «пространство», «время» -очень широкие. Эти направления в развитии науки, по–мнению профессора, наиболее перспективные. Влияние прикладных исследований на развитие науки значительное. Фундаментальные исследования в области астрофизики, физики, биологии, психологии – наиболее актуальные. Задание 6.Составьте синквейн на тему «Причастие». Задание 7. Назовите фразеологизм по его толкованию. Присутствует ли в его составе причастие, краткое прилагательное.Составьте предложения. Лишен свободы действий, поступков. Объединены чем-либо общим, неразрывным. Суждено, предопределено. По внешнему виду сразу не разберешь, кто это. Вовсе не похож на других по взглядам, характеру, образу жизни. Для справок: на лбу не написано, связан по рукам и ногам, одной веревочкой связаны, язык хорошо подвешен, на роду написано, сделан из другого теста. Задание 8.К данным фразеологизмам подберите фразеологизм-синоним, в составе которого имеется причастие, прилагательное. Сами с усами. Два сапога – пара. От чистого сердца. Старого воробья на мякине не проведешь. Задание 9.С данными фразеологическими оборотами придумайте и запишите предложения, объясните постановку знаков препинания. Как заведённая машина, как в воду опущенный, как вкопанный, как ужаленный, как выжатый лимон. Занятие 16.8 Абстрактные существительные, отглагольные существительные, глаголы в форме среднего рода, возвратные глаголы – наиболее частотные единицы в научной речи. Теоретический комментарий В текстах научного стиля речи употребляется большое количество существительных. Увеличение числа имен существительных происходит за счет производных от глаголов и прилагательных: отглагольных существительных, особенно с суффиксом -ение (изучение, исследование, направление); существительных, выражающих абстрагированное значение с суффиксами -к, -ство, - ость (точный – точность, оформленный – оформленность) Абстрактная лексика – совокупность слов с отвлеченным значением качества, свойства, состояния, действия. Большинство глаголов научной речи употребляется в форме настоящего времени несовершенного вида, ими передается вневременное значение, выражающее длительность, постоянность действия, а также значение констатации, факты. Широко используются возвратные глаголы в страдательном значении, пассивных конструкциях, что вызвано необходимостью подчеркнуть объект действия. Задание 1.Прочитайте текст. Проанализируйте его с точки зрения использования абстрактной лексики в научном стиле речи. Выпишите абстрактные существительные. Составьте простой вопросный план. Дизайн в наше время – главная, наиболее развитая теоретически осмысленная сфера художественной деятельности человека. Продуктом ее является предметный мир, создаваемый людьми средствами индустриальной техники по законам красоты и функциональности. Произведениями дизайна могут быть мебель, утварь, орудия труда,
новостей и их комментирование, оценка событий и фактов. Основные цели – информация (сообщить о свежих новостях) и воздействие (формирование мировоззрения читателя и общественного мнения). Общие стилевые черты: актуальность, своевременность, оперативность, оценочность, логичность, простота, доступность, конкретность, лаконичность, четко выраженное авторское отношение к проблеме Языковые особенности: совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов, употребление общественно значимых понятий, широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, использование элементов поэтического синтаксиса – риторических вопросов, экспрессивных повторов, ряды однородных членов без союзов или с повторяющимися союзами, параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов. Задание 12. Укажите, какие языковые средства и стилистического стиля, использованы. В ходе визита в Вену госсекретарь – министр иностранных дел нашей республики и действующий председатель ОБСЕ Канат Саудабаев обсудил перспективы казахстанско-австрийского сотрудничества, повестку дня астанинского саммита Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и «ядерные планы» Казахстана. Задание 13. Данные ниже слова запишите, распределяя по группам (понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слова из области психологии, слова, обозначающие внутреннее состояние.. переживания человека). Активизировать, благодарить, благородный, вдохновлять, великодушный, колледж, волнующий, долг, достоинство, заставлять, оправдывать, оскорблять, память, правосудие, прославлять, беспокойный, справедливый, убеждать, уничтожать, целеустремленный, чествовать, чувства, чуткий, экстремизм, водрузить, коммюнике, собственность, цивилизация, бескорыстный, криминогенный, коррумпированный, одномандатный, решающий, преобразование, предвыборная кампания, транснациональный, альянс, депутатский, журналистское расследование, милосердие, безвозмездный, благоденствие, девальвация, консолидация, консенсус. Задание 14. Отличаются ли по стилистической окраске синонимы; в каком стиле речи может быть использован каждый из них? 1. Уронить себя в глазах – оконфузиться – покрыть себя позором – сесть в лужу – скомпрометировать себя – сесть в калошу. 2. Наоборот – в обратном порядке – с хвоста – шиворот-навыворот. Задание 15. Составьте предложения с этими фразеологизмами и со всем синонимическим рядом. Какие из них могут быть употреблены в публицистическом стиле речи, а какие – в других стилях? Аргументируйте ответ. С точки зрения, книга за семью печатями, ниже всякой критики, подавать (протягивать) руку (помощи). Задание 16. В каких ситуациях уместны приведенные ниже фразеологизмы? Попытайтесь выяснить их этимологию. Составьте с ними предложения, относящиеся к публицистическому стилю речи. Толочь воду в ступе, заложить фундамент, вырвать с корнем, сидеть сложа руки, рубить с плеча, бить в набат, витать в облаках, узнать всю подноготную, устроить головомойку, бросать слова на ветер, сделать карьеру. Задание 17. В публицистике для большей выразительности и в целях предупреждения тавтологии часто используются перифразы. Подберите перифразы к


 
 
Митинг см. собрание Задание 9. Выделите иноязычные слова. Проанализируйте их использование в речи. Я не гарантирую, что ты застанешь меня дома. В лесных массивах сосна доминирует над елью. На горизонте четко вырисовываются контуры далеких гор. Свое предложение он подтвердил вескими аргументами. Задание 10.Найдите иноязычные слова. Определите по этимологическому словарю происхождение, частотность употребления в современном языке. С давних времен люди составляли глоссарии; это были написанные от руки списки иностранных и необычных слов, с которыми приходилось сталкиваться в манускриптах на древних языках, особенно в сочинениях греческих и латинских классиков. Ученый или просто переписчик, определив значение незнакомого слова, писал его между строками или на полях; отдельная такая помета получила название глосса (от греческого glossa " язык, слово"). Самые ранние глоссы известны с глубочайшей древности (например, шумерские глоссы 25 в. до н.э.). Занятие 14.7 Контрольная работа. Устный опрос. Занятие 15. 8 Морфология научного стиля речи. Полные и краткие прилага-тельные, причастия в роли определения и сказуемого. Теоретический комментарий В области морфологии научный стиль характеризуется широким использованием имен существительных, кратких имен прилагательных, глаголов в форме настоящего времени со значением постоянного действия, страдательных причастий. В научной речи краткие прилагательные используются для выражения не временного, а постоянного свойства предмета: Клетки бедны протоплазмой, третичные алколлоиды изомерны). Прилагательное - сказуемое, стоящее перед подлежащим, имеющим при себе какое-либо определение, всегда имеет краткую форму: Легки и красивы новые синтетические материалы. Среди существительных выделяются обозначения понятий признака, движения, состояния (слова на -ние, -ость, -ство, -ие, -ка). Обильны отыменные прилагательные (на -ический, -тельный, -альный и др.), отглагольные существительные и существительные с сочетанием суффиксов. Распространены словосложение (биотоки, электротабло), калькирование, заимствованиесловообразовательных элементов – суффиксов, приставок (-изм, -ист, анти-поли-). Причастияи существительные часто заменяют личные формы глагола и инфинитив (решить – решение, формулировать – формулировка); развита субстантивация причастий и прилагательных (свистящий, согласный). Бессубъектность повествования сказывается на отсутствии глагольных форм 1-го и 2-го лица единственного числа и распространении неличных форм: безличных глаголов, ъокружающей среды. Всем (известный) и (понятный) огромное значение математики в естествознании. Философия наиболее (эффективный) в таких проблемных ситуациях, где (бессильный) и математика, и физика. Задание 5.Перестройте предложения, используя краткую форму выделенного имени прилагательного. Каким членом предложения являются выделенные слова.
данным словам. Врачи, картофель, лес, рыба, хлопок, железнодорожники, уголь. Занятие 5.3 Официально-деловой стиль речи Теоретический комментарий. Официально-деловой стиль речи - это та разновидность современного русского литературного языка, которая функционирует в сфере правовой и административной общественной деятельности. Основные особенностиофициально-делового стиля: - Точность, исключающая возможность иного толкования и неясностей. - Языковой стандарт, то есть выражение мыслей единообразным способом с помощью готовых формул – клише. Языковые средства делового стиля речи 1.Отсутствие таких способов изложения как, повествование, рассуждение, описание. Например, Уважаемый Александр Федорович, Направляем Вам оформленный с нашей стороны договор на использование подъездного пути № 216 /97. Просим Вас в срок, предусмотренный законом, рассмотреть, подписать, скрепить печатью и 1 экземпляр договора и протоколы разногласий к нему, если таковые возникнут, вернуть в наш адрес. В случае несогласия с пунктами договора представитель вашей организации может решить спорные вопросы в отделе коммерческих услуг ОАО «Международный аэропорт Астана». Надеемся на взаимовыгодные отношения. 2. Использование терминов делового стиля речи: общелитературные слова, получившие специальные значения: а)слова – наименования лиц по действию, состоянию Вклад – вкладчик, заказ – заказчик, исполнять – исполнитель, Снимать квартиру – квартиросъемщик, свидетель, усыновитель, Например, Предмет договора и другие общие условия. ЗАКАЗЧИК поручает, а ИСПОЛНИТЕЛЬ принимает на себя обязательства по изготовлению и монтажу декоративной защитной решетки в соответствии с требованиями реестра, 68 в течение 25 рабочих дней со дня получения оплаты на расчетный счет Исполнителя. б)слова- наименования документов Акт, протокол, доверенность, справка. Например, Доверенность выдана без ограничения сроков. Расписка получена в присутствии свидетелей. в)обозначение обязательных элементов документа, действий официальных лиц Повестка дня, постановление, не возражаю, согласовано, в приказ, утверждаю. Например,   Утверждаю проректор по учебной работе


 
 
Задание 2. Прочитайте словарные статьи и определите тип словаря. Сельскохозяйственный - ауыл шаруашылық Организация - ұ йым, қ оғ амдық ұ йымдар Человеколюбие - адамгершілік Задание 3. С помощью соответствующих словарей приведите примеры тюркизмов, грецизмов, латинизмов. Задание 4. Напишите возможно большее количество слов, используя следующие словообразовательные элементы: авто-, анти-, био-, гипер-, супер-, интер-, мета-, микро-, моно-, морфо-, нео-, поли-, суб-, экстра-. Например, авто – автомобиль, автобус, авторучка, автослесарь и т.д. Задание 5. Объясните с помощью «Словаря иностранных слов», какое происхождение имеют следующие слова. Подберите подходящие темы и составьте связные описания, употребляя эти слова. а) Оркестр, чемпион, спортсмен, штурм, минута, жокей, жюри, пари, резерв. б)Туннель, экспресс, вокзал, операция, вагон, корпус, база, штаб, гарнизон, офицер. в) рояль, талант, партер, хор, тенденция, шедевр, символ, пролог. Задание 6.Выпишите из данного текста слова иноязычного происхождения, укажите их источник и значение, пользуясь «Словарем иностранных слов». Какую роль они играют в тексте? 20-е годы XX столетия – это, пожалуй, наиболее яркая страница XX века, когда фактически сформировалась и проявилась новая конструктивная концепция в искусстве, архитектуре, костюме и пластике. В основе всех проектов XX века, будь то здание, платье или бытовой предмет, заложена, по существу, одна идея формы – идея динамического преодоления силы земного притяжения, тяжести предмета, статичности. Архитекторы решают проблему сочетания традиционного города и движения, нового «парящего» города и природы, проблему искусственного климата, нового «человеческого рая». В костюм прочно входят идеи космоса, периодически в моде появляется одежда, напоминающая то скафандр, то комбинезон. Активную роль в формировании костюма XX в. играют промышленное производство, дизайн как промышленное творчество и метод проектирования, который за основу взял функциональность вещей. Функциональность, а позднее, психологичность вещей объявляется проявлением современной красоты и культуры. Более функциональный мужской костюм был заимствован женщиной. Он своими геометризированными формами соответствовал духу времени. Задание 7. Укажите слова, характерные для научного стиля речи. Определите по словарю их происхождение.Составьте с ними предложения. Арба, аркан, барабан, башмак, деньги, жемчуг, казна, каланча, караван, кирпич, колчан, кушак, лошадь, отара, сазан, саранча, таракан, товар, телега, туман, тюфяк, утюг, чердак, чулан. Задание 8.Из каких словарей взяты данные словарные статьи. МИТИНГ, -а, м. Массовое собрание для обсуждения политических, злободневных вопросов. Собраться на М. протеста. М. в защиту демократии. II прил. митинго-вый, -ая. МИТИНГ. Заимств. в XIX в. из англ. яз., где meeting — суф. производное от meet " встречаться, собираться". Митинг -(англ. meting, от to meet - собираться вместе, встречаться). Народное собрание, сходка в Англии.
Т.О. Омарбеков г) слова- канцеляризмы; сложносокращенные слова; Надлежащий, вышеуказанный, нижеподписавшийся, доверитель. Технадзор, Минфин, техосмотр, ВКК, Минюст. Например, Минюст приступает к обмену паспортов старого образца на электронную форму документов, удостоверяющих личность. д) устойчивые сочетания как наименования документов и стандартные формы изложения документа; Свидетельство о рождении, удостоверение личности. Принимая во внимание, в целях обеспечения, на основании вышеизложенного, обжалованию не подлежит, в установленном порядке, в случае неявки, вступает в законную силу, передать в соответствующие инстанции. Например, Все вопросы по данному делу будут решаться в установленном порядке. В случае неявки на процесс вам грозит штраф. Морфологические особенности языка делового стиля 1. Высокая частота употребления существительных, особенно отглагольных, которые входят в состав устойчивых сочетаний. Вручение наград, оказание помощи, укомплектование штатов, установление контроля, отгрузка товара, выяснение условий. Обратите внимание на падеж зависимых существительных (это родительный падеж). Например: Отгрузка товара производится в установленные вами сроки (ответ на запрос). Укомплектование штатов входит в обязанности менеджера по кадрам (должностная инструкция). 2. Использование собирательных существительных и существительных, которые выражают совокупное единство. Выборы, дети, родители, войско, оружие. Например: Объявление Уважаемые родители, приглашаем вас на собрание, посвященное итогам первого полугодия. Собрание состоится в актовом зале школы, 25 декабря в 16 часов. 3. Использование слов, называющих людей по их профессиональной принадлежности, социальному положению отношению к различным сферам трудовой деятельности. Например: Граждане пассажиры! В самолете запрещается курить, ходить во время взлета и посадки авиалайнера. Служащим фирмы «Гермес» предоставляются льготы при оформлении кредита. 4. Использование форм мужского рода при наименовании женщин по профессии. Директор А.Г. Аскарова, управляющий Б.Т. Демидова, врач Садыкова. Например: Документ завизирован директором фирмы А.Г. Булатовой.


 
 
Терапия, эрозия, гипотеза, инфляция, приватизация, консорциум, коллоквиум, процесс, технология, патент, паритет. Координата, треугольник, диагональ, квадратный корень Окись, оксид.газ, ртуть, мышьяк.Корень, растение, лист, животные. Занятие 13.7. Определение лексического значения заимствованных слов и словосочетаний. Работа со словарем Теоретический комментарий Иноязычные слова пришли в русскую лексику в разное время из самых различных языков. Заимствования из одних языков являются единичными, слова из других образуют более или мене многочисленные группы. Большое количество слов заимствовано из тюркских языков, греческого, латинского, а также немецкого, французского и английского. В своем подавляющем большинстве иноязычные слова были заимствованы вместе с вещью, явлением, понятием (зонтик- из голландского, диск –из греческого, штатив- из немецкого и т.д.). Заимствования из разных языков называются соответствующими терминами: тюркизмы, латинизмы, старославянизмы и т.д. Словарь, определенным образом организованное собрание слов, обычно с приписанными им комментариями, в которых описываются особенности их структуры и/или функционирования. Чаще всего комментируется семантическая (смысловая) структура слов, т.е. словам в словаре сопоставляются объяснения (толкования) их значений и употребления, но возможны и многие другие типы комментариев. Помимо слов, объектами словарного описания могут выступать их компоненты (таковы, например, словари морфем), словосочетания различных типов, устойчивые сентенции – пословицы, поговорки, цитаты и т.п. Задание 1.Прочитайте текст. Выпишите иноязычные слова. Определите по словарю из какого языка они заимствованы . Энциклопедии и лексиконы Словари делятся на две большие группы: энциклопедические и лингвистические. В энциклопедических словарях объясняются предметы, события, явления: описываются виды животных, растений, веществ, различных аппаратов и машин, рассказывается об исторических событиях и выдающихся людях. В них часто встречаются слова – термины. Энциклопедические словари бывают двух типов: 1) общие, универсальные, дающие читателю сведения по всем областям знаний; 2)специальные, отраслевые, содержащие сведения только из одной области науки, техники, культуры. Энциклопедические словари создаются разными учеными и специалистами: физиками, химиками, историками, юристами, филологами и др. В лингвистических словарях слова объясняются как единицы языка. Это значит, что приводится правильное написание слова и его грамматических форм, указывается ударение, часть речи, к которой слово относится. Затем раскрывается семантическая структура слова. Обязательно даются примеры употребления слова в речи. Лексиконы составляются лексикографами. Составление словарей – дело трудное кропотливое. Над своим «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Даль трудился всю жизнь. Целые коллективы составителей работают над созданием словарей многие годы, десятилетия. Академический словарь современного русского языка в 17 томах выходил с 1950 по 1956 гг. В наше время помощь лексикографам оказывают машины: компьютеры, ксероксы, ротаторы.
Врач М.А. Садыкова принимает в двадцать первом кабинете. 5. Использование предлогов: в связи, ввиду, согласно. Например: В связи с переходом на летнее время расписание движения поездов на территории Казахстана меняется с 1 апреля. 6. Частое использование предлога по: по болезни, по семейным обстоятельствам, по уважительной причине Например: Мной пропущено по болезни 20 часов аудиторных занятий Справка прилагается (из объяснительной). 7. Использование прописной буквы в личном и притяжательном местоимении. Вы, Вас, Вам, Вашего согласия. Например: Уважаемый Марат Аскарович, приглашаем Вас на торжественный вечер, посвященный юбилею фирмы «Арго»…… 8.Частое использование кратких прилагательных со значением долженствования. Должен, обязан, подотчетен, необходим, ответственен. Например: Вызов эксперта обязателен для установления причин катастрофы. Каждый гражданин обязан с уважением относиться к символам государственности своей страны. Синтаксические особенности языка делового стиля 1.Употребление словосочетаний, включающих сложные отыменные предлоги, также предлог «по» с предложным падежом для обозначения временных отрезков. Например: Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. 2.Употребление инфинитивных конструкций со значением долженствования. Например: Данные постановления должны быть доведены до сведения всех граждан. 3.Употребление простых предложений с однородными членами, причем ряды этих однородных членов могут быть весьма распространенными. Например: " … штрафы в качестве меры административного взыскания могут устанавливаться в соответствии с законодательством Республики Казахстан за нарушение правил техники безопасности и охраны труда в промышленности, строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве; за нарушение правил регистрации малых предприятий и товариществ с ограниченной ответственностью; за нарушение санитарно-противоэпидимических и санитарно-гигиенических правил охраны атмосферы, почвы, недр и лесов, водных ресурсов и рыбных запасов; за нарушение правил пожарной безопасности; за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения автомобильного и речного транспорта; за нарушение правил связи". 4. Употребление пассивной конструкции. Например: Платежи вносятся квартиросъемщиками в указанное время. 5.Нанизывание родительного падежа, то есть употребление цепочки имен


 
 
употребления данных терминов. Приведите примеры известных вам на сегодняшний день терминов вашей специальности. Фитоморфология, наука о закономерностях строения и процессах формообразования растений в их индивидуальном и эволюционно-историческом развитии. Один из важнейших разделов ботаники. По мере развития морфологии растений из неё выделились как самостоятельные науки анатомия растений, изучающая тканевое и клеточное строение их органов, эмбриология растений, изучающая развитие зародыша, и цитология – наука о строении и развитии клетки. Таким образом, морфология растений в узком смысле изучает строение и формообразование, главным образом на организменном уровне, однако в её компетенцию входит также рассмотрение закономерностей популяционно-видового уровня, поскольку она имеет дело с эволюцией формы. Истоки морфологии растений, как и вообще ботаники, уходят в глубокую древность. Терминология морфологических описаний растений выработана в основном в 17 в.; тогда же сделаны первые попытки теоретических обобщений (итальянские учёные А. Чезальпино, М. Мальпиги, немецкий – И. Юнг). Однако становление морфологии растений как самостоятельной науки относится к концу 18 в., когда появилась книга «Опыт о метаморфозе растений» (1790) И. В. Гёте. Задание 2.Сделайте словообразовательный анализ данных терминов. Сделайте вывод об образовании терминов в русском языке. Биосфера, микроклимат, макроэкономика, гидроотжим, биокефир, химволокно, эпизоотология, светотень, полилог, метаболизм, экстраординарный, монолог. Задание 3. Подберите синонимы к данным терминам, при необходимости используйте словарь иностранных слов. Составьте микротекст, взяв за основу сферу применения одного из терминов. Терапия, эрозия, гипотеза, инфляция, приватизация, консорциум, коллоквиум, технология, патент, паритет. Задание 4.Какие узкоспециальные термины употребляют врачи, финансисты, строители, экологи, программисты, юристы, запишите их. Задание 5.Замените данные фразеологические выражения подходящими по смыслу словами. Составьте с ними предложения. Камень преткновения, краеугольный камень, от аза до ижицы, задним числом, рядиться в тогу, прокрустово ложе, вокруг жизни и смерти, денно и нощно, во сто крат. Задание 6. Прочитайте текст, выпишите общенаучные и узкоспециальные термины. С общенаучными терминами составьте словосочетания: глагол +сущ. Нефть – это горючая маслянистая жидкость, ее цвет варьируется от желтого до черного. Она представляет собой смесь газообразных, жидких и твердых углеводородов и залегает в недрах земли. Из нефти можно выделить природный газ, бензин, лигроин, керосин, дизельное топливо (солярку), смазочные масла, парафин, битум, гудрон. Она также служит сырьем для производства самых различных веществ. Потребность в хорошем осветительном масле привела к тому, что в Х1Х веке группа исследователей в США вплотную занялась нефтью и для обеспечения рынка нефтепродуктами принялась за бурение скважин. В 1859 году в штате Пенсильвания была пробурена первая нефтяная скважина. Задание 7.Выберите термин только одной направленности, которая обозначена выделенным словоми запишитеих в разные столбцы. Составьте с ними микротексты. Биосфера, микроклимат, макроэкономика, гидроотжим, биокефир, химволокно, эпизоотология, светотень, полилог, метаболизм, экстраординарный, монолог.
существительных в родительном падеже. Например: Деятельность государственных органов налоговой полиции осуществляется на основе принципов законности; уважения прав и свобод человека и гражданина; подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти Республики Казахстан; сочетания гласных и негласных форм деятельности. 6. Преобладание сложных предложений, в особенности сложноподчиненных с придаточными условными. Например: При наличии спора о размерах причитающихся уволенному работнику сумм администрация обязана уплатить указанное в настоящей статье возмещение в том случае, если спор решен в пользу работника. Задание 1.Напишите объявление о собрании, посвященном итогам экзаменационной сессии. Задание 2.Составьте диалог «В отделе кадров», используя лексику и фразеологию делового стиля речи. Задание 3.Переведите на русский язык текст делового письма.   Хабарлама хат 2007 жылғ ы 14 желтоқ санда жасалғ ан келісімге сә йкес Сіз кө лік салығ ын жыл сайын тө леуге міндеттенгенсіз. Осығ ан орай мерзім уақ ытының аяқ талғ анын Сізге ескертеміз. Салық тө ленбеген жағ дайда кө лігің із тұ тқ ынғ а алынып, Сізге қ атысты іс қ озғ алатынын хабарлаймыз. Алматы салық инспекциясы Задание 4. Сопоставьте две характеристики – художественную и деловую 1.Хасенов Е. является студентом 4 курса филологического факультета. За время учебы зарекомендовал себя с хорошей стороны. Хасенов Е. отличается трудолюбием, любознательностью, вдумчивостью, силой воли, выдержкой. Серьезно относится к учебным занятиям и общественным поручениям, проявляет склонность к научной деятельности, является старостой группы. Хасенов Е - хороший товарищ, пользуется уважением сокурсников. 2. Юношей – поэтом можно было залюбоваться. Большие черные глаза сверкают живым блеском вдохновения. Чувствуется собранная, настороженная сила, жаркий огонь чистого сердца, кипящего справедливым гневом. Молодой горячий акын охвачен благородным порывом. Он чем-то похож на сокола, взвившегося над степью. Он парит над целью широкими кругами, новый заступник обиженных, новый воин справедливости народной. Задание 5.Какие из данных примеров, выражающих извинение и согласие, употребляются в деловом стиле? 1) Простите, прошу прощения, разрешите принести свои извинения, извините, тысячу извинений, извините за беспокойство, я хочу извиниться перед вами, приношу глубокие извинения. 2) Не возражаю, я не против, я за, согласен, да, конечно, еще бы, договорились, решено, так и быть, пожалуй, с удовольствием. Задание 6.Образуйте словосочетание по типу «сущ. +сущ.» Использование, режим, аудит, офис, распоряжение, право, постановление.


 
 
которые относятся к научному стилю. Составьте с ними предложения. Дать возможность, медвежья услуга, развернуть дискуссию, привести результаты, ставить в пример, извлечь корень, попасть в переплет, резюмируя сказанное, докажем от противного, доказать теорему, возвести в степень, реветь в три ручья. Задание 9. Приведите не менее 5 существительных с каждым из указанных ниже суффиксов, определите стилистическую окрашенность этих слов: -ств(о); -стви(е); -изм; -аци(я); -чик, -ик; -ишк(о), -ишк(а); -инк (а). Задание 10.Определите от каких глаголов образованы данные существительные. Выделите их суффиксы. Существование, содержание, отражение, мышление, осмысление, заключение, обработка, формулировка, оформление, проведение, подготовка. Задание 11. Преобразуйте именные сочетания в глагольно-именные. Составьте с ними предложения. Охрана природы человеком, загрязнение промышленными отходами атмосферы, познание человечеством структуры материи, оценка астрофизиками мощности излучения квазаров, открытие астрономами пульсар. Занятие 12.6 Терминологическая лексика Теоретический комментарий Термины – слова или сочетания слов, значение которых строго обусловлено в пределах данной специальности. В научной прозе употребляются термины двух видов: 1) обще­научные и общетехнические термины и 2) специальные (узкоспе­циальные, номенклатурные) термины. Общенаучные и общетехнические терминывыражают общие понятия науки и техники, они обычно многозначны в общем языке и однозначны в пределах функционального стиля научной и технической литературы (ср. «вода», «земля» в разговорном и научном стилях: в разговорном стиле – обычные слова, в научном стиле – термины). Таких терминов в языке немного. Специальные (узкоспециальные, номенклатурные) термины выражают объекты и предметы науки и техники, они обычно од­нозначны и в общем языке, и в пределах функционального стиля научной и технической литературы (например, «атом», «валентность», «коэффициент» и др.). Таких терминов в языке много – около 90% лексики. Однако в каждой узкой специальности их число невелико – не более 150-200 единиц. Узкоспециальные термины – достояние ограниченного круга специалистов в данной области знаний. Они используются в основном в научных произведениях, рассчитанных на людей, занятых в этой области науки и техники. Терминам близка профессиональная лексика, обслуживающая определенный производственный процесс. Профессионализмычасто выступают как просторечные эквиваленты терминов, например, вырубить, т.е. выключить (из речи электриков), задраить, т.е. плотно закрыть (из речи моряков). Терминологические системы, как правило, не имеют синонимов: термин соотносится с одним научным понятием, имеет одну дефиницию. Однако распространено такое явление, как дублетность. Чаще всего источником дублетных терминов является параллельное употребление собственного и заимствованного слова-термина (смертельный и летальный; приставка и префикс; неопределенная форма и инфинитив). Задание 1.Прочитайте текст и выпишите из текста слова–термины. Определите сферу
Занятия 6. 3 - 7.4 Формы и жанры официально-делового стиля речи. Теоретический комментарий Существуют формы устной и письменной деловой речи. К устным формам относят деловую беседу, переговоры, совещание, собрание, презентация. К письменным формам относят деловые бумаги различного характера и назначения. Деловая беседа – вид делового общения, специально организованный предметный разговор, личностно ориентированный, служащий решению управленческих задач. Виды деловых бесед: собеседование при приеме на работу, собеседование при увольнении с работы, проблемные и дисциплинарные беседы. Основная цельбеседы при приеме на работу – оценить деловые качества поступающего на работу. Она сводится к нескольким базовым вопросам, касающимся личных качеств обратившегося, его трудового стажа, взглядов на условия труда, эффективное руководство и др., и соответствующим ответам на них. Беседа при увольнении – вид деловой беседы, включающий две разновидности: ситуацию незапланированного, добровольного ухода сотрудника и ситуацию, когда работника приходится увольнять или сокращать. Дисциплинарная беседа – вид деловой беседы, причиной которой являются факты нарушения дисциплины. Решение о наказании следует выражать просто, четко, делая акцент на понимании и правильной оценке случившегося. Проблемная беседа – вид деловой беседы, причиной которой являются сбои в деятельности сотрудника и необходимость критической оценки его работы. Вопросы для беседы можно классифицировать по следующим типам: открытые вопросы, закрытые вопросы, зондирующие, заключающие, зеркальные, контролирующие, косвенные, уточняющие, эстафетные. Открытые вопросы – вопросы с не очень жесткой структурой, предполагают свободу в выборе ответа и начинаются со слов что, как, почему, зачем. Закрытыевопросы – вопросы жесткой структуры, на них можно просто да, нет. Зеркальные вопросы – вопросы, построенные на полном повторении ответа собеседника или на повторении ключевых слов в его ответе. Зондирующие вопросы – вопросы, нацеленные на получение необходимой информации о собеседнике для того, чтобы решить, в каком направлении действовать. Контрольные вопросы – вопросы, нацеленные на проверку достоверности ответов. Косвенные вопросы – используются в тех случаях, когда есть опасение, что на прямой вопрос человек не будет отвечать искренне. Уточняющие вопросы – вопросы, следующие за уже поставленными, уточняя или перепроверяя сказанное. Эстафетные вопросы – вопросы с целью поддержания и продолжения диалога, используются для того, чтобы переход от одной темы к другой в процессе беседы был логичным и психологически уместным. Задание 1. Какие из известных вам типов вопросов будут наиболее эффективными в следующих ситуациях: 1. Опрос общественного мнения о политических лидерах, вызывающих наибольшее доверие. 2. Проведение беседы при приеме на работу с очень застенчивым человеком. 3. Стремление научного руководителя помочь своему студенту в составлении индииви-дуального плана исследовательской работы.


 
 





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.