Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечень контрольных вопросов по итоговому контролю модуля






 

1. Текст. Структура текста. Учебный и научный текст.

2. Коммуникативные задачи текста.

3. Функциональные стили речи русского языка.

4. Деловой стиль речи. Языковые особенности.

5. Жанры устной официальной деловой речи.

6. Жанры письменной официальной деловой речи.

7. Особенности оформления деловых писем.

8. Особенности оформления личной документации: резюме, заявление, автобиография

9. Разговорный стиль речи. Языковые особенности.


 
 
Теоретический комментарий Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичнымтекстом.Первичные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяется: преамбула, основное тезисное положение, заключительный тезис. Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически. Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами: с использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых); с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы - внутренние причины); с использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения). Графическое обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости. Для тезисов характерна некоторая отрывочность изложения, краткость и категоричность. Тезисы 1. Содержат основные мысли текста в форме утверждения или отрицания. 2. В каждом положении содержится одна мысль. 3.Служат для сохранения в памяти и как основа для дискуссии. 4.Выделяется, «извлекается» из текста. В зависимости от стиля изложения существует два типа тезисов: тезисы глагольногостроя, в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание и тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации. Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами: Известно, что… Следует отметить, что… Однако… При этом важно, что… Предполагается, что… Специалисты ставят своей задачей… Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств: Ставит вопрос… Считает… Сравнивает… приводит пример… Перечисляет… Характеризует… Задание 1. Прочитайте текст и ответьте, о чём в нём рассказывается. Для ответа выбери подходящее начало из предложенных речевых образцов: Автор текста (статьи) рассказывает нам о том... В тексте (статье) рассматривается (что?), говорится (о чём?), даётся оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?)...Будет ли это тезисом У японцев бытует любопытный обычай: в день свадьбы молодым преподносят чудесный дар природы – морскую корзиночку (ажурную губку), в которой сидят два рачка, символизирующих верность, преданность. Рачки эти заползают в корзиночку-губку в детском возрасте, растут в ней и остаются вместе на всю жизнь, так как не могут выбраться через небольшое отверстие. Такой свадебный подарок называется корзинкой Венеры.
10. Художественный стиль речи. Языковые особенности. 11. Публицистический стиль речи. Языковые особенности. 12. Научный стиль речи. 13. Подстили научной речи. 14. Морфология научной речи: абстрактные существительные, полные, неполные прилагательные, причастия, деепричастия., отглагольные существительные. 15. Лексика научной речи: термины, общеупотребительные, общенаучные, узкоспециальные, иноязычные слова. 16. Синтаксис научной речи: виды ССП, однородные члены предложения. 17. Жанры научной речи: тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия. 18. Библиографичекое описание. Особенности.   Программу обучения по дисциплине__Русский язык 2__________ подготовили: __ст. преподаватель и доцент кафедры _ казахского и русского языков___ Калымбетова Н.П., Асанкулова С _________ /Ф.И.О./ Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ____________ казахского и русского языков _______________ /наименование кафедры/ Протокол №______ от «______» ____________________2014__г.   Подпись исполнителя __________________     Занятие 1.1. Текст. Структурно-смысловое членение текста Теоретический комментарий Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в единое целое темой и основной мыслью. Признаки текста: тематическое единство, композиционное единство, наличие грамматической связи между частями, смысловая цельность, относительная законченность. Тема текста - это то, о чем (или о ком) в нем говорится. Основная мысль (идея) текста - это то, к чему он призывает, чему учит, с какой целью написан. Коммуникативная задача текста (КЗ) –это задача общения, которую ставит автор и для раскрытия которой создается текст. Например, КЗ –определение предмета – В тексте дается определение предмета, раскрывается какое- либо понятие. КЗ- Классификация предмета – В тексте рассматривается деление предметов на группы, виды. Композиционное строение текста: 1.Сложное синтаксическое целое- основная единица текста, представляющая собой группу законченных предложений, образующих структурное и семантическое единство, раскрывающее законченную микротему в пределах целого текста. Текст делится на абзацы - отрезок письменной речи от одной красной строки до другой, функционирующий как средство композиционно-стилистического членения текста. 2. Текст имеет определенную композицию (построение): вступительную, основную заключительную части. 3.Смысловые отношения между предложениями текста различны. Текст


 
 
в) Терминология воплощает точность научной речи. Термин – это слово или словосочетание, точно и однозначно обозначающее понятие специальной области знания или деятельности (диффузия, конструкционная прочность, маркетинг, фьючерс, измерение, плотность, программные средства и др.). Понятие – это мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности. Задание 2.Определите адресата каждого из текстов. Задание 3.Ответьте на следующие вопросы: 1. Что общего в вышеприведенных текстах? 2. Чем отличаются эти три текста? 3. По каким признакам вы определили принадлежность каждого из них к тому или иному подстилю научного стиля? 4. Какие отличительные признаки имеет научно-популярный подстиль? 5. Чем отличается научно-учебный подстиль? 6. В чем заключается особенность собственно-научного подстиля? Задание 4. Запишите слова, распределяя их на две группы: 1) слова, которые могут употребляться как вводные; 2) слова, которые не могут быть вводными. Со словами первой группы составьте предложения. Разумеется, в-третьих, по-видимому, неожиданно, по-дружески, как - будто, извините, к удивлению, едва ли, вдруг, следовательно, пожалуйста, ведь, к сожалению, вряд ли, по-моему, откуда-то. Задание 5.Перепишите, вставляя вводные слова, указывающие на последовательность мыслей и вводные слова, указывающие на связь мыслей. Расставьте знаки препинания. 1.Чтение книг... помогает понять жизнь... обогащает память... укрепляет грамотность и... развивает речь... надо больше читать хороших книг. 2. Витамины... способствуют укреплению здоровья... увеличивают сопротивляемость организма болезнетворным микробам... повышают работоспособность... витамины необходимы для нормальной деятельности человеческого организма. 3. Дерсу сказал мне что трижды чувствует себя виноватым перед тигром:... потому, что он сообщил мне о похищенной у него собаке... потому, что дал мне своё ружьё... потому, что вместе со мной ходил преследовать раненого зверя. Задание 6. Прочитайте текст, определите роль вводных слов, запишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную свежесть. Я предполагаю что слово оживает в двух случаях. (Во)первых когда ему возвращают его фонетическую (звуковую) силу. (Во)вторых даже стёртое слово поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд как (бы) насыщается общей мелодией стиха. И (на)конец поэзия богата аллитерациями (К. Паустовский). Задание 7.Определите, в каком предложении слово правда является вводным. 1. Правда в доме было гораздо холодней, чем на улице.2. Правда глаза колет.3. Правда в огне не горит и в воде не тонет.4. Деньги смогут много, а правда все.5. Правда со дня моря выносит. Задание 8.Вставьте в текст вводные слова, поставьте знаки препинания. Однажды.....Аполлон, бог света и искусств дал задание философу Зоилу написать отзыв на произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея». Зоил..... поручение выполнил. Аполлон прочитал придирчивую критику философа. Тот не увидел красоты. А ведь он...... стоял перед морем красоты. Аполлон в награду дал ему мешок непросеянной пшеницы и приказал выбрать за свой труд всю мякину, то есть мусор. Зоил стал..... символом пустой и злобной критики. (По В. Келеру.   Занятие 21.11 Тезисы как жанр научной речи. Сложный развернутый план.
представляет собой соединение предложений по определенным правилам. Различают цепнуюи параллельную связь предложений. При параллельной связи предложения не развиваются одно из другого, а каждое последующее построено по типу предшествующего. Основные средства выражения – одинаковый порядок слов, однотипность грамматических форм выражения членов предложения, повторение первого слова предложения. Например, «Что ищет он в краю далеком? Что кинул он в краю родном?». Главное в цепной связи повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимичным оборотом, местоимением. Например, Тут вошла маленькая старушка. Она из другого села. Я ее знаю. Задание 1. Прочитайте предложения. Можно ли назвать текстом эту группу предложений? Что нужно сделать, чтобы из этих предложений составить текст? Проект этой выставки задумывался к пятилетию открытия представительства Британии в Казахстане. 3 декабря в Алматы в Центральном государственном музее Республики Казахстан откроется выставка «Шелковый путь». Любопытные детали в истории британско-казахстанских отношений обнаружились в ходе существования данного проекта. Задание2. Перед вами части одного текста. Восстановите композиционное единство. Озаглавьте текст. Определите композиционную задачу. Взрыхленная земля набухла и почернела. Ливень шумел по косогору, а люди не уходили с поля. Промокшие и счастливые, они делали все возможное, чтобы задержать воду. Дождь начался, когда рассвело. Ветер, пробуя силу, волной пробежал по ниве, пригнул одинокую березу у оврага и вдруг взметнул столбы пыли, расстелил до земли хлеба и трепетной дугой выгнул березу. Упали первые крупные и тяжелые капли, глубоко пробивая пухлый слой пыли, разбрызгиваясь на лицах, на руках. Капли падали все чаще и чаще, пошли мелкой трясучей дробью, потом разом хлынул ливень, проливной и неукротимый. Задание 3.Прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите тип связи предложений в тексте. Невозможно представить себе современное общество без книг. Однако были времена, когда не только книг не было, но и писать люди не умели. Но человек существо неутомимое и наступил момент, когда ум его изобрел и то, и другое. Шумеры, вавилоняне, ассирийцы и многие их соседи писали на глиняных табличках. Материал был дешевым, но из-за размера табличек тексты на них были короткими. Древние египтяне изобрели более удобный писчий материал – папирус, который делали из особым образом обработанных стеблей папируса, росшего в изобилии по берегам Нила. Наконец античный мир обрел новый прочный материал – пергамент (по названию города Пергам в Малой Азии, где его производили). Пергамент делали из овечьих, телячьих, козьих и даже кошачьих кож. С IV – V в. до н.э. в китайских монастырях стали вырезать из дерева рельефные тексты и иконы в зеркальном отражении. Все эти изобретения неслучайно были сделаны в Китае: здесь всегда испытывали почтение к науке. По преданию, с VI по V вв. до н.э. в Китае были библиотеки Задание 4. Прочитайте текст. Определите его основную тему. Разделите текст на абзацы. Назовите микротемы. Озаглавьте его. Латинский язык (Lingua Latina) - язык индоевропейской семьи. Он получил название от племени латинов, которые в начале е тыс. до н.э. заселяли небольшую область Центральной


 
 
подлежащими, второе – с однородными сказуемыми, третье – с однородными второстепенными членами. Задание 8. Составьте предложения с группами однородных членов. 1. Решают, пишут, читают. 2. В зале, в аудитории, в кабинете. 3. Колбы, пробирки, растворители. 4. Аккуратно, четко, правильно. 5. Автоматизированная, новая. Задание 9.Опишите рабочий день студентов вузов, используя однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения. Занятие 20. 10 Сопоставительный анализ текстов различных подстилей. Вводные слова и словосочетания как средство связи частей текста Теоретический комментарий Научный стиль делится на три разновидности – три подстиля: собственно научный; научно-учебный; научно-популярный. Научно-популярный подстиль– это подъязык научно-популярной литературы, рассчитанной на широкий круг читателей, основной целью которой является популяризация научной информации. Научно-учебный подстилъ- это язык учебной литературы, в которой даются основы той или иной науки (в школьных учебниках) или углубленное изучение той или иной науки (в вузовских учебниках), рассчитанной на формирующихся специалистов, для которых получаемая информация не хобби, а обязательный компонент той суммы знаний, которая необходима для получения образования и приобретения специальности Собственно-научный подстиль- это подъязык научной литературы (монографий, статей, материалов научных конференций), рассчитанной на сформировавшихся специалистов. В этих текстах изобилуют термины, но их значения понятны специалистам. Вводные слова, словосочетания, предложения являются одним из средств выражения отношения к миру. Они группируются по типам выражаемых в них отношений, т.е. по значениям. В научной речи чаще употребляются вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения, указывающие на приемы и способы оформления мыслей, указывающие на источник сообщения, указывающие оценку меры того, о чем говорится. Задание 1. Прочитайте следующие отрывки из трех текстов. Сопоставьте тексты и определите их принадлежность к подстилям научного а) Всемирный день компьютерной клавиатуры занимает в календаре два дня. Это 11 и 12 апреля каждого года. Буквально за последние тридцать лет компьютерная клавиатура сделала резкий скачок в своем развитии. На сегодня существуют сотни различных модификаций клавиатур, различных по назначению, функциональности, эргономике, дизайну и раскладкам символов. Выделяются клавиатуры для персональных компьютеров, для ноут- и нетбуков, для планшетов и смартфонов. б) Теория равноускоренного движения была разработана знаменитым итальянским ученым Галилео Галилеем..Галилей впервые дал определение равноускоренного движения и доказал ряд теорем, в которых описывались его закономерности. Приступая к изучению равноускоренного прямолинейного движения, выясним сначала, как находится скорость тела, если известны ускорение этого тела и время движения. Из формулы следует, что при начальной скорости, равной нулю (у(, = 0), v = ai. (3.1)
Италии - Лациум. Латинский язык стал государственным языком на значительной территории Европы от берегов Средиземного моря до Атлантического океана, а также в Северной Африке и в части Азии от побережья Средиземного моря до гор Кавказа и реки Евфрат. С покорением Греции Римом (II век до н.э.) происходит взаимообогащение латинского и греческого языков и культур. Латинский язык позаимствовал значительное количество греческих слов, а также греческую медицинскую терминологию, основателем которой был врач Гиппократ. Более полутора тысяч лет латынь была для Европы языком культуры и науки, в частности медицины. В Европе за почти тысячелетний период истории средних веков создалась обширная литература на латинском языке. Сюда относятся многочисленные исторические хроники, романы, поэмы, научные, философские и богословские трактаты. Наряду с этим из смеси разговорного латинского языка и местных диалектов сформировались самостоятельные национальные языки, известные под названием романских. Задание 5.Прочитайте текст. Проанализируйте текст по плану. 1.Определите тему текста, авторскую цель 2.Сформулируйте его основную мысль 3.Определите смысловое членение текста, его микротемы и смысловую связь между ними 4.Опишите композицию текста. Наука в своем бурном развитии все сильнее и глубже воздействует на нашу жизнь. Она все в большей степени становится важнейшим элементом общей культуры, расширяя и углубляя наше видение мира и самих себя. Широкий интерес вызывают не только результаты и выводы науки, но и сама наука в ее общем значении, сущности и путях развития, в ее отношении к этике, к искусству. Понимание всего этого нужно нам, чтобы осознать тот процесс растущего влияния науки, который мы переживаем, тем более мы сами в нем участвуем. Прежде всего – что мы должны понимать под наукой? В Большой советской энциклопедии дается такое определение: «Наука-сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о деятельности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт». Простая констатация факта тоже является знанием. Но научное знание касается не отдельных фактов, а какой-либо их совокупности, когда факты берутся в их взаимной связи, как скажем, в научном описании исторических событий, или известной степенью обобщения, как в физике, химии или социологии. От систематического, обобщенного описания фактов наука восходит к открытию их законов, к выяснению их причин, к их объяснению посредством тех или иных теоретических представлений. Итак, наука есть система знаний, основанная на теоретических представлениях, развиваемых соответствующими методами. Задание 6.Используя ключевые слова и сочетания слов, попробуйте дать определение понятия " текст". Целостная смысловая единица речи; законченное (завершенное) сообщение; группа предложений; объединенные (связанные) с помощью языковых средств; по смыслу; отношение автора к сообщаемому; единица коммуникации; имеет идею (основную мысль); включает название. Занятие 2.1 Учебный и научный текст Теоретический комментарий Все тексты по их функционально-стилевым и стилистическим качествам можно


 
 
с телеэкрана или по радио - и вы почувствуете в них весеннее предвестие, живое дыхание современности, ослепительной юности гения. Любить Пушкина - для каждого из нас это значит становиться человечески талантливее. Недаром Сергей Есенин писал: «Постичь Пушкина - это уже нужно иметь талант». Задание 2. Перепишите, ставя нужные знаки препинания; подчеркните парные союзы. У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах. Она была не то что робка а недоверчива и немного запугана воспитавшею ее сестрой. Квартира Александра хотя и просторна но не изящна и сумрачна. Грин любил не столько море сколько выдуманные им морские побережья. Выражение не то что жалости а сумрачной озабоченности появилось на лице генерал. Работа хотя и несложная но трудоемкая и потребует немало времени для своего выполнения. Задание 3. Найдите однородные члены предложения. Объясните употребление знаков препинания при них. Книги по географии и туристские справочники, друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо - один из самых красивых и диких уголков Болгарии. Оставалось решить продовольственный вопрос: ведь на Ропотамо нет ни кафе, ни закусочных, ничего, на что можно было бы рассчитывать. Сначала в саду, потом за ним, потом еще дальше, вдоль дорожек, в дубравах, на прогалинах и лугах, поодиночке и пачками, зажигались рубиновые, сапфирные, топазовые огоньки, постепенно цветным бисером выкладывая ночь. Задание 4.Найдите однородные члены предложения и обобщающие слова или словосочетания. Сформулируйте правила расстановки знаков препинания при однородных членах предложения. Арена пустела, но тут же оказалось, что в стороне от ковра уже поставлен небольшой столик для общественного жюри, составленного дядей Ваней из местных знатоков и любителей спорта: одного журналиста, одного студента, одного представителя четвертого сословия -портового грузчика, железнодорожного кондуктора или кого-нибудь в этом роде, что придавало жюри некий широко представительный, надклассовый характер и гарантировало высшую справедливость... (Кат.). Все эти слова - и окоем, и стожары, и льзя, и глагол «сентябрит» (о первых осенних холодах) - я услышал в обыденной речи от старика с совершенно детской душой, истового труженика и бедняка, но не по бедности, а потому, что он довольствовался в своей жизни самым малым, - от одинокого крестьянина села Солотчи.... (Пауст.). Задание 5.. Найдите обобщающие слова и ряды однородных членов предложения. Обратите внимание на знаки препинания; выявите особенности их употребления. Я ищу встречи со всем, что было связано с Блоком, - с людьми, обстановкой, петербургским пейзажем (Пауст.). Там жили люди, коричневые от солнца, - золотоискатели, охотники, художники, неунывающие бродяги, самоотверженные женщины, веселые и нежные, как дети, но прежде всего - моряки (Пауст.). В гостинице пахло XVIII веком -ладаном, хлебом, кожами (Пауст.). Все, что схватывает глаз, - лес, барак, рядки березок - выросло за ночь, вытянулось вверх и помолодело (Лип.). Задание 6.Распространите предложения однородными членами. 1) Они боролись за справедливость. 2) Пушкин создал русский литературный язык. 3) Поэт положил начало красивому стиху и точной прозе. Задание 7.Составьте и напишите 3 предложения: первое – с однородными
отнести к основным книжным стилям: официально-деловому, научному, публицистическому, художественному. Научная литература, ориентированная на использование научного стиля речи, также представляет сложное образование: собственно научные тексты (научно-технические, научно-гуманитарные, естественнонаучные), научно-популярные; учебные. В стилевом отношении различаются и жанровые разновидности: монография, статья, тезисы, реферат, учебник, учебное пособие, сборники упражнений, задач и др. Научный текст может иметь следующие структурныекомпоненты: 1) заглавие, 2) введение, 3) основная часть, 4) заключение В заглавии называется тема текста. Во введении может содержаться следующая информация: указывается и кратко характеризуется предмет описания классификации; определяется его место среди аналогичных предметов; дается краткая историческая справка; вводятся понятие и термины, используемые в тексте; ставится проблема, которая будет рассмотрена в основной части, обосновывается ее актуальность. Основная часть текста, как правило, делится на несколько смысловых частей. Отдельная смысловая часть представляет один предмет описания или рассуждения. Смысловая часть может состоять из одного или нескольких абзацев, при этом граница между смысловыми частями совпадает с границей между абзацами. В заключении обобщается основная информация текста, делаются выводы, намечаются перспективы исследования предмета. Задание 1.Прочитайте текст. а) разделите текст на смысловые части и озаглавьте каждую часть; б) найдите в каждом абзаце " сцепляющие" слова, связующие предыдущий абзац с последующим, и выпишите их; Невозможно представить себе жизнь без следующего великого открытия. Вообразите, что мы не знаем, где оперировать больного, или какая именно кость сломана, где застряла пуля и какая может быть патология. Способность заглянуть внутрь человека, не разрезая его, стала поворотным моментом в истории медицины. В конце 19 века люди использовали электричество, толком не понимая, что это такое. В 1895 году немецкий физик Вильгельм Рентген экспериментировал с электронно-лучевой трубкой, стеклянным цилиндром с сильно разреженным воздухом внутри. Рентгена заинтересовало свечение, создаваемое лучами, исходившими из трубки. Для одного из экспериментов Рентген окружил трубку чёрным картоном и затемнил комнату. Затем он включил трубку. И тут, его поразила одна вещь - фотографическая пластина в его лаборатории светилась. Рентген понял, что происходит нечто, весьма необычное. И что луч, исходящий из трубки - вовсе не катодный луч; он также обнаружил, что на магнит он не реагирует. И его нельзя было отклонить магнитом, как катодные лучи. Это было совершенно неизвестное явление, и Рентген назвал его «лучи икс». Совершенно случайно Рентген открыл излучение, неизвестное науке, которое мы зовём рентгеновским. Задание 2.Прочитайте текст. Озаглавьте его. Произведите структурный анализ текста. Определите тип речи, тип связи предложений в тексте. Глобальные перемены, происходящие в современном мире, не обошли стороной и систему высшего образования. Стремительное динамичное развитие всех мировых процессов, постоянное обновление технологий в науке и производстве – все это характерные черты сегодняшнего дня. Однако оперативно реагировать на все изменения можно только при наличии высокообразованных, идущих в ногу со временем, компетентных кадров. Поэтому государство требует, чтобы обучение в ВУЗе было


 
 
То явление, которое мы рассматриваем, является характерным для научного стиля. Построение текста зависит от той задачи, которую поставил перед собой автор. Требования к научному стилю, которые названы выше, определяют его языковой облик. Задание 10.От каких глаголов образованы следующие деепричастия? Составьте словосочетания. Резюмируя, суммируя, обобщая, выводя, исследуя, сообщая Задание 11. Сократите предложения, используя деепричастные обороты. Если мы знаем изначальные координаты ракеты и начальную скорость, мы можем определить, где она будет находиться в определенный момент. Если пользоваться законами квантовой механики, можно рассчитать атом. Только когда мы глубоко изучим все связи в биосфере, мы найдем возможности гармоничного сосуществования человека и природы. Прикладные науки, поскольку они воплощают новые идеи в схемы и конструкции современных технических устройств, играют важную роль в развитии общества. Задание 12. Расставьте знаки препинания, подчеркните одиночные деепричастия и деепричастные обороты. Через несколько минут платформа задрожала и пыхтя подкатил паровоз. Хаджи Мурат покачал головой и недоумевая и раздевшись стал на молитву. Он сидел против меня облокотившись на перила и притянув к себе ветку сирени обрывал с нее листья. Егорушка вынырнул из воды и фыркая и пуская пузыри открыл глаза.   Занятие 19. 10. Однородные члены предложения с характером перечисления Теоретический комментарий Однородные члены – это члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом в предложении. Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения. Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи. Однородные члены могут быть распространенными, т.е. иметь при себе зависимые слова, и нераспространенными. В предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и больше. При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова, которые называют более широкое понятие по сравнению с однородными членами, называющими понятия узкие. Обобщающие слова в предложении являются тем же членом предложения, что и однородные. Задание 1.Прочитайте текст. Найдите в тексте однородные члены предложения. Определите их функции и способ выражения. Объясните употребление знаков препинания. Пушкин принадлежит к числу тех творческих гениев, тех великих исторических натур, которые, работая для настоящего, приготовляют будущее... Но при этом подчеркнем для себя в мысли В.Г. Белинского пророческое: читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека. Каждый из нас рано или поздно - начинает осознавать это, возвращаясь к Пушкину в зрелые годы или перечитывая его вместе с детьми, внуками. Наши личные, семейные Пушкинские уроки - что может быть лучше для образования, воспитания высоких чувств: патриотизма, интернационализма, человеколюбия, для осознания своего жизненного признания - служить народу. Пушкин в отличие от многих исторических фигур, так и оставшихся в истории, весь принадлежит новому времени. Вчитайтесь в его строки сегодня, вслушайтесь в звучание их
максимально эффективным, и ставит перед высшими учебными заведениями страны высокие задачи по постоянному совершенствованию всех учебных процессов. Годы, проведенные в стенах ВУЗа, необходимо использоваться с максимальной пользой, поэтому очень важно посещать лекции и принимать активное участие во всех учебных процессах. Ведь именно в стенах высшего учебного заведения создается фундамент будущей успешной карьеры. В современных ВУЗах обучение, как правило, проходит с применением технологий, которые повышают эффективность и качество обучения. Вся система современного образования нацелена на то, чтобы студенты университетов, которые получают востребованные профессии, имели в своем распоряжении все новейшие технологии, множество обучающих материалов, видеоролики с лекциями самых лучших преподавателей. Только система высшего образования, построенная на использовании новейших педагогических и информационных технологий, способна гарантировать выпуск высококвалифицированных специалистов. Задание 3. Приведите примеры художественного и научного описания данных понятий: туча, парус, снег. Задание 4.Составьте текст-рассуждение на тему«Легко ли быть молодым?»Используйте сложные союзы и союзные слова (ввиду того, что; вследствие того, что; благодаря тому, что; оттого, что; вместо того, чтобы; в то время как; несмотря на то, что и др.). Занятие 3.2.Определение предмета. Общая характеристика научного понятия /предмета Теоретический комментарий В зависимости от коммуникативной задачи в тексте создаются различные коммуникативные ситуации, которые выражаются определенными структурно-семантическими моделями. Например, если в тексте рассматривается целое и его части, то его коммуникативная задача показать строение предмета. В таком случае в тексте частотными будут предложения, построенные по моделям: что входит в состав чего; что содержится в чем; что является составной частью чего; что состоит из чего и т.п. (Растительные и животные клетки состоят из неорганических и органических соединений). Если в тексте предметы распределяются по классам, видам, разрядам, типам, то коммуникативной задачей текста является классификация предметов. Используемые модели: что делят на что; что подразделяется на что; кто классифицирует что; различают что; кем делится что на что и т.п. (Живые организмы могут быть одноклеточные, многоклеточные, доклеточные, клеточные).  
Коммуникативная задача Характеристика
Определение предмета В тексте дается определение предмета, рас-крывается какое-либо понятие, дается его дефиниция (краткое определение)
Классификация предмета В тексте рассматривается деление предмета на группы, классы, виды ит.п.
 


 
 
Задание 3.Дополните текст сложносочиненными предложениями, подходящими по смыслу. Человек находит в окружающей природе, её богатствах все необходимое для жизни. Он использует её ресурсы в процессе хозяйственной деятельности, получает продукты питания, сырье для изготовления одежды, предметов быта и всего, что обеспечивает ему нормальные условия жизни. Природа - источник чувств и переживаний, источник вдохновения …… Задание 4.Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите вид сложных предложений. Составьте схемы предложений, чтобы объяснить расстановку знаков препинания. 1) Я узнал что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их как на холст на далёкие пространства земли и неба. 2) Я видел листву не только золотую и пурпурную но и алую фиолетовую коричневую чёрную серую и почти белую. 3) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы неподвижно висевшей в воздухе. 4) А когда шли дожди мягкость красок сменялась блеском.4 5) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы осыпанные сусальной позолотой. 6) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках. 7) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни. (К. Паустовский) Задание 5. Слова, данные в скобках, употребите в нужной форме. Академик ответил на несколько вопросов, (касающийся) научно-технического прогресса. В процессе эксперимента мы будем знакомить вас с (получаемый) результатами. Прикладные науки, (превращающий) новые идеи в схемы и конструкции современных технических устройств, играют важную роль в развитии общества. Задание 6. Переделайте полные причастия в краткие. У вас должны получиться не словосочетания, а предложения. Перепутанные слова. Приведенный пример. Напечатанная статья. Направленное внимание. Развернутое изложение. Сжатый текст. Задание 7. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений. 1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна. 4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю. Задание 8.Найдите в тексте причастия. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью, каких суффиксов образованы причастия. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, – из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой сокровищницы языка живого, сотворенного и, однако же, без устали творящего, больше всего я люблю слово – воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово – самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт). Задание 9. В следующих предложениях замените придаточные определительные причастными оборотами.
Строение предмета В тексте анализируется структура предмета, его составные части
Характеристика предмета В тексте дается характеристика предмета, например, через признак, функцию и т.д.
Происхождение предмета В тексте рассказывается история возникновения чего-либо
Принадлежность предмета к классу В тексте рассказывается о принадлежности предмета к какому –либо классу

Задание 1. Прочитайте текст. Выпишите предложения с конструкциями «что – это что», «что изучает что». Определите коммуникативные задачи текста.

Биология – наука о живых организмах. Биология – это наука, которая изучает живые организмы (bios – жизнь, logos – наука). Живые организмы – это животные, растения, бактерии, водоросли. Живые организмы имеют свойства: питание, дыхание, рост, движение, выделение, размножение, раздражимость. Живые организмы могут быть одноклеточные, многоклеточные, доклеточные, клеточные. Ботаника и зоология представляют собой два основных раздела биологии. Каждый из этих разделов включает ряд биологических дисциплин. Цитология изучает строение и жизнедеятельность клетки. Генетика исследует наследственность и изменчивость живых организмов. Анатомия и физиология изучают строение, функции и развитие организмов и их органов.

Задание 2. Найдите предложения с конструкциями « что имеет что», «что состоит из чего». Определите коммуникативные задачи текста.

Растительные и животные клетки состоят из неорганических и органических соединений. Самое распространенное неорганическое соединение в клетке – это вода. Она имеет большое значение для жизни клетки, потому что является хорошим растворителем, охлаждает организм, имеет хорошую теплопроводность. Минеральные соли, двуокись углерода – это тоже неорганические соединения, которые входят в состав клетки. К органическим соединениям клетки относятся углеводы, белки (протеины), жиры (липиды), нуклеиновые кислоты и другие. Белки. Среди органических веществ клетки белки занимают первое место. Они состоят из углерода, водорода, кислорода, азота. В белках встречается 20 видов аминокислот. Каждая клетка и ткань имеют свой белок, например, гемоглобин – в крови, миозин – в мышцах.

Задание 3. Выпишите из текста предложения, построенные по модели «кто- это кто». Определите коммуникативные задачи текста.

Рональд Лаудер –американский миллиардер, cовладелец Estee Lauder намерен инвестировать в Россию. Он займется гостиничным бизнесом в Москве. Его структуры инвестируют более 1 млрд. долларов в Гостиничную компанию, куда внесены городские доли московских отелей.

Рональд Лаудер – известный американский бизнесмен, он занимает 334-е место в списке Forbes с состоянием 2 млрд. долларов. Ему принадлежит около 9 процентов акций косметической империи, 64 процента акций телевизионного холдинга Central European Media Enerprises.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.