вторичного текста.
Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения
Реферативный обзор - это научно-исследовательская работа по определенной теме, цель которой состоит в том, чтобы выяснить степень исследованности предмета. В обзоре раскрывается проблематика источников, посвященных данной теме, и сравниваются предлагаемые в них решения исследуемых проблем. В результате составителем делаются выводы о том, какие проблемы можно считать решенными, исследование каких из них остается актуальным, какие еще ждут своего решения.
Реферат-доклад дает анализ информации, приведенной в первоисточниках, и объективную оценку состояния проблемы.
В структуре реферата выделяются три основных компонента: библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат.
Речевые клише: реферат посвящён такому актуальному вопросу, как…, темой реферата является…, в реферате рассматривается…, в центре внимания автора находится…, на первый план автором выдвигаются…, в своей работе автор ставит / затрагивает / освещает / останавливается на следующих проблемах…, данная тема представляет особую актуальность, так как…, данная тема чрезвычайно актуальна в последние годы…, данная тема привлекает внимание многих учёных…, автор привлекает к анализу следующие материалы…, материалом исследования послужили…, в основе реферата лежат материалы исследований…, первая точка зрения принадлежит… и заключается…, мы разделяем точку зрения автора…, нельзя не согласиться с мнением автора о том…, следует отметить недостатки в позиции автора…, обобщая сказанное, можно сделать вывод, что…, можно сделать заключение, что…
Задание 1.Прочитайте реферат, составленный по книге Л.И. Скворцова «Правильно ли мы говорим по-русски?». Какие компоненты нашли в нем отражение? Назовите речевые клише реферата. Определите тип реферата.
В книге Л.И. Скворцова «Правильно ли мы говорим по-русски?» дано определение культуры речи. Автор исходит из того, что в основе ее лежат общепринятые языковые нормы. Вместе с тем он считает необходимым включить в учение о культуре речи те речевые явления и сферы, которые не входят в канон литературного языка.
Книга состоит из четырех разделов: «Что надо знать о культуре речи», «Правильно произносите слова», «Правильно употребляйте слова и выражения», «Справочный листок».
Автор считает, что правильная постановка ударения – необходимый признак и важнейшее условие грамотной речи, а правильное литературное произношение – важный показатель культуры человека.
Л.И. Скворцов знакомит читателя с нормами словоупотребления, рассматривает критерии отбора слова и уместность его употребления.
Завершает книгу перечень различных словарей и публикаций по культуре речи, включающий 69 названий.
Задание 2. Перед вами краткий вариант реферата. Определите его структуру.
Акишина А.А., Шляхов В.И. Куда мы смотрим при разговоре? В кн.: Учимся читать быстро и эффективно. М.: Русский язык, 1991, с. 43-45.
Книга А. Акишиной и В. Шляхова содержит интересный материал об общении, его функциях и особенностях. В частности, многие тексты для чтения посвящены невербальному общению. Один из них – «Куда мы смотрим при разговоре?» – лежит в | |