Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные элементы платежной системы Банка России 7 страница






Валютное регулирование и валютный контроль на территории России осуществляются на основе Закона № 173‑ ФЗ[147] и Федерального закона от 07.08.2001 № 115‑ ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115‑ ФЗ)[148].

Закон о валютном регулировании и валютном контроле определяет принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов валютного регулирования и контроля, права собственности на валютные ценности, ответственность за нарушение валютного законодательства.

Органами валютного регулирования являются Банк России и Правительство РФ. Правительство РФ также является главным контролером за валютными операциями.

Органами валютного контроля являются Банк России, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по РЦБ, и территориальные органы, подотчетные органам валютного контроля — представителям исполнительной власти. Закон № 173‑ ФЗ (ст. 23) устанавливает права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

В сферу валютного регулирования попадают операции, осуществляемые между резидентами и между резидентами и нерезидентами. Текущие валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений. Для операций, связанных с движением капитала (их перечень установлен законодательно), предусматривается резервирование средств и режим специального счета. Вся валютная выручка, полученная резидентами от внешнеторговой деятельности, поступает на банковский счет резидента в уполномоченном банке.

Российские граждане и юридические лица с июня 2005 г. имеют право без ограничений открывать счета в иностранной валюте в банках государств — членов ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и стран, участвующих в борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем (ФАТФ).

В соответствии с Законом № 115‑ ФЗ кредитные организации обязаны:

· идентифицировать личность, которая совершает операции, подлежащие обязательному контролю;

· документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом.

Нарушение банками требований Закона может повлечь отзыв лицензии на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Уполномоченные банки осуществляют валютные операции в соответствии с федеральными законами и нормативными документами Банка России. Принципиальное значение имеет инструкция Банка России от 15.06.2005 № 124‑ И «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями». Цель установления лимита ОВП — снижение валютного риска.

Валютная позиция (ВП) — это остатки средств в иностранных валютах: балансовые активы и пассивы, внебалансовые требования и обязательства в соответствующих валютах или драгоценном металле, обеспечивающие банку дополнительные доходы или расходы при изменении обменных курсов валют. ВП возникает на дату заключения сделки на покупку или продажу иностранных валют. Чистая валютная позиция — разность между суммой балансовых активов и пассивов в одной и той же иностранной валюте (драгоценном металле).

Валютная позиция может быть:

· закрытая — валютная позиция в отдельной иностранной валюте, по которой активы и пассивы (требования и обязательства) количественно совпадают;

· открытая — разница остатков средств в иностранных валютах, которые формируют количественно не совпада­ющие активы и пассивы в отдельных валютах;

· короткая открытая — пассивы в определенной иностранной валюте количественно превышают активы в этой валюте;

· длинная открытая — активы в определенной иностранной валюте количественно превышают пассивы в этой валюте.

Позиции по купленной валюте именуются длинными, а по проданной — короткими и обозначаются соответственно «+» и «–». Так, банк, покупающий доллары США за российские рубли, открывает длинную долларовую и короткую рублевую валютные позиции. Банк, продающий доллары и заимствующий рубли, открывает длинную рублевую и короткую долларовую валютные позиции.

Лимиты открытых валютных позиций (ЛОВП) — устанавливаемые Банком России количественные ограничения соотношений суммарных открытых валютных позиций и собственных средств (капитала) уполномоченных банков.

В настоящее время действует лимит ОВП — 10% собственного капитала.

ЛОВП — длинные и короткие валютные позиции переводятся по каждой валюте в рублевый эквивалент по официальному курсу Банка России, затем отдельно суммируются. Открытая позиция в рублях определяется расчетным путем как балансирующая статья.

Если бы лимит ОВП был установлен как 30% капитала банка, а ОП составила 20%, банк мог бы осуществить дальнейшую покупку валюты в пределах 10% капитала.

Если бы у банка оказалось превышение лимита ОВП, например на 10%, он обязан был бы ее закрыть, продав избыточное количество иностранной валюты в размере 10% капитала.

9.2. Валютные операции банка

9.2.1. Виды валютных операций

В соответствии с Законом № 173‑ ФЗ (ст. 1.9) к валютным операциям относятся:

· приобретение и отчуждение резидентом у резидента либо резидентом у нерезидента, либо нерезидентом у резидента, либо нерезидентом у нерезидента валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование их в качестве средства платежа;

· вывоз и ввоз на таможенную территорию РФ валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг;

· перевод иностранной и российской валюты, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории России, и наоборот.

ЦБ РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления. Купля‑ продажа иностранной валюты и чеков, номинированных в иностранной валюте, производится только через уполномоченные банки.

Валютные операции банков классифицируются по следующим критериям.

По срокам исполнения различают:

1) текущие валютные операции:

· переводы иностранной валюты при расчетах по экспорту/импорту товаров, работ и услуг;

· расчеты, связанные с кредитованием экспортно‑ импорт­ных операций на срок не более 180 дней;

· получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

· переводы процентов, заработанной платы дивидендов и других доходов, связанных с движением капитала;

2) валютные операции, связанные с движением капитала:

· прямые инвестиции;

· портфельные инвестиции;

· кредиты на срок более 180 дней;

· переводы в оплату прав собственности на недвижимость;

· все иные операции с валютой, не относящиеся к текущим операциям;

3) кассовые операции и срочные сделки, включающие следующие виды сделок покупки‑ продажи валюты:

· today — сделка, расчет по которой производится в день ее заключения;

· overnight — расчет производится на следующий день (в течение суток);

· tomorrow — расчет осуществляется на следующий рабочий день после дня заключения сделки;

· spot — обмен валют (доставка валюты) осуществляется на второй рабочий день после дня заключения сделки;

· срочные сделки покупки‑ продажи валюты (forward exchange contract) — на покупку‑ продажу иностранной валюты на какой‑ то оговоренный день в будущем;

4) валютные операции, осуществляемые нерезидентами и резидентами.

Нерезиденты могут без ограничений:

· переводить и пересылать валюту;

· ввозить в Российскую Федерацию валюту и вывозить ее из страны с соблюдением таможенных правил;

· открывать рублевые счета, инвестировать средства в российские активы и вывозить прибыль;

· распоряжаться валютными ценностями внутри страны;

· для учета осуществленных сделок с внутренними ценными бумагами Российской Федерации в уполномоченных банках открывать счета типа «С» (специальные).

Резиденты могут совершать следующие операции:

· расчеты с резидентами внутри страны только в российской валюте, за исключением расчетов в магазинах беспошлинной торговли и в пути следования транспортных средств при международных перевозках, а также при операциях дарения или передачи по наследству близким родственникам и коллекционирования;

· зачислять иностранную валюту, полученную в качестве экспортной выручки, на их счет в уполномоченных банках[149];

· покупать валюту на внутреннем рынке.

По целевому назначению валютные операции делятся на:

1) операции, проводимые по поручению клиентов:

· открытие и ведение валютных счетов;

· выполнение операций по международным расчетам, связанным с экспортом/импортом товаров и услуг;

· выполнение неторговых операций за комиссию;

2) операции, проводимые за свой счет и от своего имени:

· купля‑ продажа иностранной валюты на внутреннем рынке;

· кредитные операции;

· гарантийные операции;

· открытие и ведение корреспондентских счетов в банках других стран.

По характеру проводимых операций и порядку их учета выделяют:

1) активные операции:

· кредитование участников внешнеэкономической деятельности;

· предоставление кредитов банкам (резидентам и нерезидентам;

· конверсионные сделки на валютном рынке;

· арбитражные сделки;

· операции с наличной иностранной валютой;

2) пассивные операции:

· ведение текущих счетов в иностранной валюте;

· привлечение валютных депозитов;

· кредиты, полученные у банков резидентов и нерезидентов;

· выпуск обязательств в иностранной валюте (векселя, еврооблигации и т.п.).

Конверсионные операции (foreign exchange transaction — forex или FX) — это сделки агентов валютного рынка по обмену оговоренных денежных сумм в одной валюте на другую по согласованному курсу на определенную дату[150]. Конверсионные операции делятся на:

· текущие типа СПОТ (spot) — валютная сделка, предполагающая поставку валюты и оплату в течение суток или двух рабочих дней;

· форвардные (forward operation) — операции по покупке валюты на определенный срок на внебиржевом рынке по согласованному курсу.

Арбитражные сделки с валютой носят спекулятивный характер, осуществляются с разными финансовыми инструментами, основаны на разнице в котировках на международных и национальных валютных рынках.

Банк открывает валютную позицию за свой счет с целью получения прибыли при изменении валютного курса.

Длинная позиция открывается при ожидании роста курса. Короткая — при снижении курса.

Учет операций в иностранной валюте отражается в аналитическом учете в двух валютах: в валюте счета — иностранной валюте и в рублях по официальному курсу Банка России. Синтетический учет ведется только в рублях.

9.2.2. Ведение валютных счетов в уполномоченном банке

Банки могут открывать валютные счета как юридическим, так и физическим лицам. Порядок открытия счетов установлен нормативным документом Банка России[151].

Могут быть открыты несколько валютных счетов в уполномоченном банке: юридическим лицам — резидентам — текущий, карточный, транзитный и депозитный счета; юридическим лицам — нерезидентам — текущий, депозитный, карточный счета; физическим лицам — текущий, депозитный, карточный счета и счет индивидуального предпринимателя. Порядок проведения операций по счетам называется режимом ведения счета[152].

При осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами оформляется паспорт сделки (ПС). В ПС указываются все необходимые сведения об участниках сделки и контракт (договор).

9.3. Внешнеэкономическая деятельность банка

Крупные банки предлагают ряд услуг клиентам — участникам внешнеэкономической деятельности и сами становятся важным связующим звеном в международной торговле. Как правило, банки создают специализированные отделы по внешним связям. Существуют специализированные банки (в России — Внешторгбанк).

Для осуществления внешнеэкономической деятельности банки:

· заключают договоры о корреспондентских отношениях с банками за рубежом и открывают корреспондентские счета;

· открывают филиалы и отделения за рубежом;

· приобретают доли собственности в зарубежных банках;

· открывают факторинговые, лизинговые и другие компании.

Цели внешнеэкономической деятельности банков:

· предоставить максимум услуг клиентам (экспортерам или импортерам);

· снизить риски международных сделок;

· обеспечить банку валютный доход.

Эти цели реализуются путем применения различных методов и инструментов, которые согласовываются между государствами, банками‑ корреспондентами (резидентами и нерезидентами), клиентами банков (резидентами и нерезидентами), экспортерами и импортерами во время заключения торгового контракта.

Участие кредитных организаций во внешнеэкономической деятельности осуществляется в основном по двум направлениям: международные расчеты и международное кредитование.

Международные расчеты регламентируются унифицированными международным сообществом правилами, в соответствии с которыми разрабатывается национальное валютное законодательство и регулирующие нормативы.

Основными формами международных расчетов являются:

· аккредитивная форма расчетов;

· банковский перевод;

· авансовый платеж;

· оплата после отгрузки;

· документарное инкассо;

· торговля по открытому счету.

Инструменты (методы расчета):

· чеки;

· переводные векселя;

· почтовые, телеграфные, телексные платежные поручения;

· международные денежные переводы (система SWIFT).

Рассмотрим два наиболее значимых метода платежа с точки зрения снижения риска международных торговых сделок — документарное инкассо и документарный аккредитив.

Документарное инкассо — метод платежа (банковская расчетная операция), при котором банк по поручению клиента‑ экспортера получает причитающиеся ему денежные средства на основании представленных клиентом в банк товарно‑ расчетных документов (рис. 9.1).

Унифицированные правила для документарных аккредитивов установлены Международной торговой палатой впервые в 1933 г. Ныне действует редакция № 500, принятая в 1993 г. В России эта форма расчетов регулируется частью второй ГК РФ (ст. 867—873).

Документарный аккредитив — обязательство банка предоставить согласованную контрагентами сумму в распоряжение продавца от имени покупателя в соответствии со строго определенными условиями с целью снижения рисков внешнеэкономической сделки.

Суть операции заключается в следующем: экспортер получает гарантию своевременного получения экспортной выручки, импортер осуществляет оплату по факту поставки (рис. 9.2).

Перечислим признаки аккредитива:

· является денежным обязательством, исполнение которого происходит при условии предоставления предусмотренных в аккредитиве документов;

· является сделкой, обособленной от внешнеэкономического контракта, в котором предусмотрена аккредитивная форма расчетов;

· банк осуществляет платеж по аккредитиву от собственного имени, но по поручению своего клиента;

· банк осуществляет платеж за счет собственных средств или средств клиента;

· выставление аккредитива и платеж с аккредитива по­­рождают цепь сделок между участниками кре­дитно‑ рас­чет­ных отношений.

Документарный аккредитив имеет следующие виды:

· на предъявителя;

· оплаченные в срок;

· с отложенным сроком платежа;

· револьверный (возобновляемый);

· неревольверный;

· подтвержденный;

· неподтвержденный.

Наиболее важный критерий — отзывность аккредитива — предполагает их деление на:

· отзывные аккредитивы — обязательство банка, которое может быть аннулировано или изменено без уведомления экспортера;

· безотзывные аккредитивы — твердое обязательство банка, которое выгодно для экспортера и несет повышенный риск для банка.

На все валютные операции банка распространяются правила валютного контроля.[153] (см. рис. 9.3 и 9.4).

9.3.1. Депозитные и кредитные операции в иностранной валюте

Валютные депозиты могут формироваться как за счет внутренних источников (вкладов физических лиц в иностранной валюте, депозитов юридических лиц в иностранной валюте и межбанковских депозитов), так и за счет депозитов нерезидентов. Кроме того, банки могут выпускать сертификаты в иностранной валюте, привлекать иностранные кредиты или облигационные займы.

Размещение средств на внутреннем и международном валютном рынке происходит в форме размещения средств на межбанковские депозиты в иностранной валюте, кредитования резидентов и нерезидентов, инвестирования в ценные бумаги иностранных эмитентов, лизинга, факторинга и форфейтинга.

Международный кредит (англ. international credit) — форма движения ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанная с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и платности.

Субъектами международных кредитных отношений выступают банки, государства (правительства) и государственные учреждения, международные финансовые институты и фирмы. Международный кредит выполняет следу­ющие базовые функции: международное перераспределение ссудных капиталов, экономия издержек обращения в сфере международных расчетов, ускорение концентрации и централизации капиталов. Таким образом, банки как участники международных кредитных отношений способствуют процессам глобализации экономики, интеграции национальной экономики в мировое экономическое пространство.

Банковские международные кредиты предоставляются экспортерам и импортерам, как правило, под залог товар­но‑ материальных ценностей. Наиболее распространены:

· кредиты в виде выставления импортером или банком импортера долговых обязательств на банк креди­тора‑ экспор­тера;

· кредит в виде выкупа у экспортера векселей импортеров (учет), банковских гарантий и т.п. Типичной формой такого кредита является форфейтирование — выкуп у экспортера на полный срок кредита векселей или других обязательств;

· акцепт векселей клиентов‑ экспортеров. В этом случае банк‑ акцептант берет на себя кредитный риск.

К типичным условиям экспортных контрактов российских предприятий можно отнести:

· требование 100%‑ ной предоплаты (сужение рынка сбыта);

· получение экспортной выручки банковским переводом по факту поставки товаров (риски неплатежа);

· аккредитивы зарубежных банков‑ импортеров (встречаются реже).

По импортным контрактам платежные условия противоположны экспортным контрактам:

· предоплата — до 100% (риск непоставки товара);

· при оплате по факту поставки резко возрастает цена товара, так как в нее включается рисковая премия;

· открытие безотзывных аккредитивов по импортным контрактам встречается редко, поскольку это очень трудоемкая, рисковая и потому дорогостоящая услуга банка.

Особой формой иностранного кредита, получившей широкое распространение в России в 1990‑ е гг., стал связанный кредит, при котором отношения между кредитором и заемщиком обусловлены требованием со стороны кредитора о целевом использовании кредита, как правило, в стране кредитора. Например, кредит предоставляется импортеру для расчетов за поставленную продукцию с экспортером — клиентом банка‑ кредитора. В этом случае прямое движение ссудного капитала из страны кредитора в страну заемщика не происходит. Значение такого кредита состоит в том, что он является источником финансирования основного капитала, т.е. инвестиционным кредитом, что очень важно для стран с развивающейся экономикой.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение валютного рынка и его видов.

2. С какой целью ЦБ РФ проводит валютные интервенции? Что означает политика плавающего валютного курса?

3. При каком условии банки могут стать участниками валютного рынка, какие функции они выполняют как участники рынка?

4. Чем понятие «валюта» отличается от понятия «валютные ценности»?

5. Какие валюты относятся к конвертируемым? Можно ли считать рубль конвертируемой валютой?

6. Кто такие резиденты и нерезиденты?

7. По каким критериям можно классифицировать валютные операции банков?

8. Какова роль уполномоченных банков в реализации Федераль­ного закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»?

9. С какой целью устанавливается валютная позиция и чему равен лимит открытой валютной позиции на период выполнения задания?

10. В чем отличие рынка СПОТ от срочного валютного рынка?

11. В каких валютах отражаются валютные операции в аналитическом и синтетическом учете?

12. При каких условиях банки могут стать участниками внешнеэкономической деятельности?

13. Какие виды услуг могут предложить банки клиентам — предприятиям‑ экспортерам (импортерам)?

14. Какие способы платежа используются в международных расчетах? Охарактеризуйте типичные платежные условия экспортных и импортных контрактов.

15. Чем документарное инкассо отличается от документарного аккредитива? Какой способ платежа — инкассо или аккредитив — более выгоден экспортеру?

16. Какой вид аккредитива является более рискованным для банка импортера — отзывный или безотзывный?

17. Перечислите формы международных банковских кредитов.

18. Какие способы платежа и инструменты расчетов используются в международных сделках?

19. Каковы особенности международного кредита? Что такое связанный кредит?

20. Какие источники формирования ресурсов в иностранной валюте могут использовать банки?

21. В чем состоит особенность форфейтинговой сделки?

Глава 10
Банковский маркетинг и банковский менеджмент

Краткое содержание главы 10

10.1. Особенности банковского маркетинга

Стратегия маркетинга. Специфика банковских услуг и продуктов.

10.2. Анализ рынка банковских продуктов и услуг

Сегментация рынка банковских услуг. Инструменты маркетинга и их комбинация.

10.3. Специфика банковского менеджмента

Виды банковского менеджмента. Стратегия банка и его миссия, организационные структуры управления. Менеджмент персонала. Управление безопасностью банка.

10.4. Финансовый менеджмент — основа управления банком

Формирование ресурсной базы банка. Управление активами и пассивами. Управление доходностью банка. Современные системы финансового управления.

10.1. Особенности банковского маркетинга

Маркетинг является важнейшим элементом системы управления любой компанией в условиях рыночной экономики.

Маркетинг (от. англ. market — рынок) кратко характеризуется как рыночная теория управления.

Формула современного маркетинга следующая: производить то, что покупается, а не продавать то, что производится.

Маркетинг в банковской сфере выполняет те же функции и строится на тех же принципах, что и маркетинг в других сферах экономики. Как целостная концепция он сложился в банковской сфере в конце 1980‑ х гг. в США. Специфика банковского маркетинга состоит в ориентации всей системы управления в банке на процессы, происходящие в кредитно‑ финансовой сфере. Объектом маркетинговых усилий является расширение доли рынка банковских услуг и продуктов отдельной кредитной организации.

Основная причина перехода банков к маркетинговой стратегии состоит в усилении конкуренции, как между самими банками, так и между банковскими и небанковскими кредитными организациями.

 

= рис.10.1

Современный маркетинг следует рассматривать как существенный элемент системы управления кредитной организацией, как процесс создания и продвижения на рынок банковских услуг и продуктов. Для банков, ориентированных на конкурентные маркетинговые стратегии, характерна тенденция формирования новых потребностей, прежде всего, у имеющейся клиентуры. Использование новейших систем информации позволяет не только расширить ассортимент предлагаемых продуктов, но и расширить клиентскую базу, дифференцированно воздействуя на разные группы потребителей. Важным конкурентным преимуществом является интегрированный маркетинг. Наряду с количественными показателями, он обеспечивает повышение качества обслуживания клиентов.

Следует обратить внимание на приоритетность таких продуктов и услуг, продвижение которых позволяет экономить на издержках. Например, использование новых инструментов безналичных расчетов не только ускоряют денежный оборот, но существенно снижает затраты банков. Однако их развитие предполагает серьезную информационную работу с клиентами. Здесь главным помощником банка становится Интернет.[154]

 

Существуют традиционная и современная концепции маркетинга (рис. 10.1).

 

Традиционная концепция маркетинга

 

Рис.10.1. Концепции маркетинга

 

Для большинства отечественных банков пока характерна традиционная концепция маркетинга.

Задачи маркетинговой стратегии:

· удержать клиентуру путем повышения качества обслуживания и расширения предложения новых услуг и продуктов;

· привлечь новых клиентов, т.е. расширить свою долю на рынке;

· улучшить имидж банка;

· осваивать новые современные инструменты маркетинга.

Банковский продукт может быть представлен как:

· результат деятельности: банковский счет, депозит, документ (свидетельство) в виде векселя, чека; процент по вкладу или за кредит и т.п.;

· конкретный вид определенной услуги (например, кредитование — услуга, а овердрафт, кредитная карточка — банковские продукты);

· набор стандартных признаков определенной услуги, идентифицированных под конкретное наименование (например, вклад «Особый Сбербанка России» на шесть месяцев).

Основные особенности банковского продукта:

· как правило, имеет абстрактную, «невещественную» или документарную форму;

· ограничен временными рамками;

· облекается в договорную форму;

· быстро копируется другими кредитно‑ финансовыми институтами.

Банковская услуга — специфическая деятельность по организации денежного оборота и предоставлению клиентам различных банковских продуктов.

Услуги кредитных организаций классифицируются по группам клиентов и видам операций (активные и пассивные), с учетом этого деления определяются методы и инструменты маркетинга.

По пассивным операциям банк выступает в качестве «покупателя» денег — «маркетинг покупателя».

По активным операциям банк выступает производителем и продавцом своих услуг — «маркетинг продавца».

Особенность маркетинга состоит в том, что в обоих случаях у банка, как правило, возникают отношения с теми же клиентами.

10.2. Анализ рынка банковских продуктов и услуг

Анализ рынка банковского продукта включает несколько этапов, представляющих собой маркетинговый процесс:

· I этап. Сбор информации о состоянии рынка (рис. 10.2);

 

Рис. 10.2. Сбор информации о состоянии рынка

 

· II этап. Определение маркетинговой стратегии (рис. 10.3);

 

 

Рис.10.3. Определение рыночной стратегии

 

 

· III этап. Реализация выбранной стратегии маркетинга по группам потребителей и банковских продуктов

 

Рис. 10.4. Реализация выбранной стратегии маркетинга

 

 

· IV этап. Оценка результатов маркетинговой деятельности.

 

 

Маркетологи выполняют следующие функции:

· изучают рынок;

· анализируют мнение потребителей;

· проводят мониторинг тарифов на банковские услуги;

· разрабатывают концепцию нового продукта и технологию его внедрения на рынок банковских услуг.

Маркетинговое исследование — это систематический целенаправленный сбор, регистрация и анализ данных по проблемам маркетинга. Отчеты отдела маркетинговых исследований являются основой управления маркетинговым процессом.

Определение рыночной стратегии предполагает выбор линии поведения, приближающей потенциальные возможности банка к требованиям рынка.

Сегментация рынка означает дифференциацию совокупной массы потребителей банковских услуг на отдельные группы, предъявляющие к ним неодинаковые требования. Выделяют следующие группы потребителей (рис. 10.5).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.