Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последствия безработицы и пути ее государственного регулирования






Последствия безработицы, несомненно, являются серьезной проблемой. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение " разумной меры" жесткости. Бузгалин А.В. Переходная экономика/А.В. Бузгалин. - М.: Академия, 2005.;

Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы. Появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

I. Социальные последствия безработицы

Отрицательные

o Обострение криминогенной ситуации.

o Усиление социальной напряженности.

o Рост количества физических и душевных заболеваний.

o Увеличение социальной дифференциации.

o Снижение трудовой активности.

Положительные

o Повышение социальной ценности рабочего места.

o Увеличение личного свободного времени.

o Возрастание свободы выбора места работы.

o Увеличение социальной значимости и ценности труда.

II. Экономические последствия безработицы

Отрицательные

o Обесценивание последствий обучения.

o Сокращение производства.

o Затраты на помощь безработным.

o Утрата квалификации.

o Снижение жизненного уровня.

o Недопроизводство национального дохода.

o Снижение налоговых поступлений.

Положительные

o Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

o Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

o Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

o Стимулирование роста интенсивности и производительности труда. Гордон Л.А. Социальные эффекты и структура безработицы в России/ Л.А Гордон, Э.В. Клопов //Российский экономический журнал, 2004. №11;

Безработица - опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).

Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования ранка труда и стабилизации занятости.

Серьезные социально-экономические последствия безработицы обусловили необходимость государственного вмешательства в сферу труда, которое способствует видоизменению трудовых отношений, регулирует их, ограничивает свободу рыночных сил. Государство проводит целенаправленную политику регулирования рынка труда.

Создана мощная система законодательства, регулирующая трудовые отношения (порядок найма и увольнения, продолжительность рабочего дня, безопасность труда, минимальную заработную плату, предоставление выходных дней и отпусков, разрешение трудовых конфликтов, проведение забастовок и пр.) на национальном и интернациональном уровне.

Главными целями государственного регулирования рынка труда является:

* обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении естественного уровня безработицы, определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

* создание гибкого рынка труда, способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта гибкость по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

* активной -создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

* пассивной -поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах с социально ориентированной рыночной экономикой приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

* стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;

* организация переобучения и переквалификации структурно безработных;

* развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах;

* содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важным методом обеспечения занятости населения;

* государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения - молодежи, инвалидам;

* содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;

* международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;

* создание рабочих мест в государственном секторе - в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;

* организация общественных работ.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относят к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

* обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;

* бесплатное медицинское обслуживание.

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат - обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность - от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.

Вывод.

Из 1 главы можно сделать вывод, что безработица - незанятость экономически активного населения в хозяйственной деятельности. А безработный - трудоспособный человек, который не имеет работы и заработка, зарегистрированный в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые к ней приступить. Существует много различных типов безработицы и причин ее возникновения. Абсолютно ясно одно, что с безработицей можно и нужно бороться. Полностью искоренить ее конечно невозможно, но можно привести ее к минимуму. Государство регулирует безработицу всеми возможными способами, но, так или иначе, полностью ликвидировать безработицу не возможно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.