Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура рынка.






Рынок в целом, как и любой из элементов рыночной экономики функционирует, базируясь на трех основных принципах: взаимовыгодность, воздмездность, эквивалентность. В чем смысл этих принципов? Сущность заключается в том, что каждому участнику рыночных отношений должно быть интересно, выгодно устанавливать хозяйственных контакты с партнерами. Выполненные работы, оказанные услуги должны быть оплачены.

Структуру рынка можно представить следующим образом:

1. По степени зрелости рыночных отношений выделяют развитой и не развитой рынок. Развитыми считаются такие рыночные отношения, которые складываются при условии полной реализации всех факторов, отражающих содержание рынка. В этом случае, рынок функционирует как самоконтролирующая система, охватывающая большую часть хозяйственных связей в экономике, имеет четко выраженную направленность и не нуждается для своего дальнейшего развития в дополнительных импульсах (извне). Неразвитый рынок является полной противоположностью развитому.

2. По отношению к закону выделяется легальный и нелегальный рынок. Для здравоохранения деятельность, в котором постоянно регламентируется специальным законодательством, данное положение имеет особую значимость. Определенные виды медицинской деятельности законодательно разрешено осуществлять в тех или иных правовых формах, а некоторые виды, соответственно - нет. Однако, у некоторой части населения такие потребности возникают, поэтому формируется нелегальный рынок.

3. По степени свободы различных рыночных отношений выделяют конкурентный и монопольный рынок, более точная классификация представлена ниже. Принципиально возможно четыре рыночных ситуации:

- чистая монополия, характеризующаяся легким доступом на рынок, большим числом участников конкуренции производящей недифференцированный продукт, между которыми формируется сугубо ценовая конкуренция, при том, что каждый отдельный участник фактически не влияет на цену услуги или товара. Пример платные консультативные услуги участкового врача терапевта;

- монополистическая конкуренция предполагает несколько меньшее число участников, выход на рынок также не содержит значительных препятствий, предлагаемый продукт и услуги дифференцированы, что предполагает использование в конкурентной борьбе не только ценовой стратегии, но и элементов рекламы, возможности влияния на рыночную цену у отдельного участника ограниченны очень узкими рамками. Пример - стоматологические поликлиники г. Красноярска.

- олигополия формируется тогда, когда на рыночном поле присутствует всего несколько участников с дифференцированным или не дифференцированым продуктом (в первом случае конкуренция предполагает активную сбытовую политику), при создании рыночной ниши нет непреодолимых препятствий, скрытый сговор между конкурентами дает возможность влиять на уровень цен. Пример - врачи специалисты узкого профиля в секторе частной практики;

- монополия это рынок одного продавца производящего уникальный товар без близких заменителей, блокирующего возможных конкурентов, диктующего цену, рекламные мероприятия используются в основном для создания позитивного социального имиджа. Пример ряд центральных районных больниц в силу географического положения в определенное время года.

4. По степени управляемости различают стихийный и регулируемый рынок. Говоря об управлении рыночными процессами на рынке услуг здравоохранения, следует еще раз особо отметить, что здравоохранение - это отрасль изначально подверженная регулированию. Как это происходит? Через активную деятельность разнообразных общественных организаций, через деятельность государства. Для осуществления этой функции государство имеет в своем распоряжении достаточно разнообразный набор экономических и административно - правовых методов воздействия на хозяйственные процессы в здравоохранении.

К первой группе методов относиться регулирование здравоохранения через формирование и использование бюджетных средств, предназначенных для покрытия нужд всей системы охраны и укрепления здоровья, включая затраты, связанные с подготовкой медицинских кадров. Кроме того, к экономическим методам регулирования относится создание и функционирование государственных вневедомственных служб здравоохранения, а также субсидирование отдельных самостоятельных структур с целью ориентации и поощрения общественно-полезной тактики рыночного поведения (низкие цены на медикаменты, формирования ассортимента не приносящего сверхприбыли).

К правовым методам регулирования относится разработка, принятие и реализация законов, др. нормативных документов, устанавливающих порядок и регламентирующих экономическую деятельность в здравоохранении. К административно - правовым методам регулирования относятся также борьба с экономической преступностью в здравоохранении. Только государство может установить через свои судебные органы степень вины и наложить наказание лиц, замешанных в имущественных преступления (кражи, хищения), нелегальных видах мед. деятельности, нарушениях профессионального долга, коррупции и т.д.

Кроме структуры, в экономической системе выделяют такое понятие как инфраструктура рынка. Это система организаций, форм, методов обеспечения слаженного и бесперебойного функционирования всех элементов рыночных отношений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.