Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трансформация традиций классического философского наследия в марксизме






Радикальная форма критического преодоления предшествующей философской традиции была провозглашена в марксизме, который предложил новую версию социально-философской теории.

Разработка идей марксизма связана с именами выдающихся немецких философов и экономистов К.Маркса (1818 – 1883) и Ф.Энгельса (1820- 1895).

Непосредственными философскими предшественниками марксизма можно считать немецких мыслителей – Гегеля, сформулировавшего законы диалектики, и Фейербаха, развивавшего материалистический взгляд на явления природы, обосновавшего объективное существование внешнего мира, первичность материи и вторичность сознания.

Краеугольным камнем философской системы марксизма является диалектический материализм, базирующийся на идее материальности мира, понимании движения как способа существования материи, а так же объяснении сознания как свойства высокоорганизованной материи. Центральное понятие диалектического материализма – материя, понимаемая как объективная реальность, которая дана человеку в его ощущениях. Способом существования материи является движение, осуществляемое в различных формах.

Изучая особенности человеческого познания, диалектический материализм выступает против агностицизма, отрицающего возможность объективно-истинного познания сущности предметов окружающего мира. С точки зрения марксизма содержание наших знаний, будучи отражением объективных свойств вещей, не зависит от человека, от человечества в целом и является объективной истиной. Однако эта истина достигается не сразу в абсолютной форме, а складывается из суммы относительных истин. Основой нашего познания и критерием его истинности выступает практическая деятельность человечества.

Центральной темой марксизма становится социальная философия, основанная на материалистическом понимании истории (исторический материализм). Общество развивается по определенным закономерностям (прежде всего экономическим). Способ производства материальных благ определяет в итоге уровень развития общества. В каждый исторический период общество выступает как та или иная общественно-экономическая формация – конкретное общество, в котором определенному уровню развития производства соответствуют характерные для него политические, нравственные, бытовые и др. отношения людей. В соответствии с этим вся история в марксизме – закономерный естественно-исторический процесс последовательной смены одних общественно-исторических формаций другими на основе изменения способов производства. С точки зрения марксизма все действия людей могут быть сведены к действиям больших общественных групп – классов, которые в свою очередь определяются материальными интересами, вытекающими из положения этих классов в системе общественных производственных отношений.

Важный этап развития марксистской философии связан с развитием и воплощением некоторых ее идей В.И.Лениным. Ленин создал учение об империализме как высшей и последней стадии капитализма, развил теорию социалистической революции. Руководя первой в мире социалистической революцией, Ленин предложил конкретные пути строительства нового общества – преобразование всех областей общественной жизни на социалистических началах.

Современная философия марксизма (неомарксизм) представляет собой довольно широкий спектр различных традиций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.