Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие (ключевые) компетенции






Изучение дисциплины «Философия» позволит студенту:

Знать:

  • Предмет, функции, основные разделы и направления философии
  • Место и роль философии в жизни общества и человека
  • Основные этапы развития мировой и казахской философской мысли
  • Круг фундаментальных проблем философии, особенности их постановки и решения в процессе ее становления
  • основные философские теории и методы, применяемые в изучении человека, природы и общества
  • актуальные проблемы современной отечественной и мировой философии

Уметь

  • оперировать специальной философской терминологией и категориально-понятийным аппаратом философии
  • творчески и критически работать над оригинальными философскими текстами
  • логически излагать свои мысли по изучаемым философским вопросам
  • анализировать особенности генезиса и развития философского знания
  • формировать и аргументированно остаивать собственную мировоззренческую позицию по различным проблемам философии
  • ориентироваться в актуальных проблемах современной глобализации
  • использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

Владеть навыками

  • приема ведения философского диалога и полемики по актуальным вопросам философии
  • публичной речи и письменного аргументированного изложения и отстаивания собственной точки зрения
  • применения философских знаний в различных личностных жизненных ситуациях и при анализе общественных явлений

1.6.2 Специальные компетенции (разрабатываются по каждой специальности высшего образования на основе профессиональных стандартов с учетом требований работодателей и социального запроса общества)

 

Тематическое планирование изучения дисциплины

№ п/п Название темы Учебные часы
Всего Лекции Практические занятия Лабораторные занятия СРС СРСП
  Предмет, назначение и функции философии 8/1 1/0 1/0 5/1 1/0 8/1
  Философия Древнего мира. Предфилософия казахов. Философия Древнего Востока. Античная философия. 11/4 4/1 3/0 3/1 1/2 11/4
  Философия Средних веков Востока и Запада 10/3 2/1 2/0 5/1 1/1 10/3
  Философия эпохи Возрождения 9/1 1/0 -/- 7/0 1/1 9/1
  Философия Нового времени 9/4 2/1 1/0 5/1 1/2 9/4
  Философия европейского Просвещения XVIII века 8/1 1/0 -/- 7/0 1/1 8/1
  Классическая немецкая философия 9/4 2/1 1/0 5/1 1/2 9/4
  Философия конца XVIII-начала XXI века 11/4 4/1 3/0 3/1 1/2 11/4
  Казахская философия 9/4 2/1 1/0 5/1 1/2 9/4
  Бытие как центральная категория онтологии 9/4 2/1 1/0 5/1 1/2 9/4
  Принцип развития: диалектика и синергетика 9/3 2/0 1/0 5/1 1/2 9/3
  Возможности и границы познания. Специфика научного познания 9/4 2/1 1/0 5/1 1/2 9/4
  Философская антропология 7/3 1/0 -/- 5/1 1/2 7/3
  Социальная философия 8/1 2/1 -/- 5/1 1/2 8/1
  Философское осмысление глобальных вызовов современности 8/1 2/0 -/- 5/0 1/1 8/1
  Итого: 136/45 30/9 15/0 75/12 15/24 136/45

Темы и содержание семинарских (практических) занятий

(название темы практического (семинарского)/лабораторного задания, описание задания)

 

Тема 1 Предмет, назначение и функции философии

5. История философии как история самосознания человеческой культуры.

6. Философия как особая форма духовного производства.

7. Основные направления и проблемы мировой и отечественной философии.

8. Участие философии в выработке культурной модели общественной системы.

Тема 2 Философия Древней Индии.

5. Древнеиндийская философская традиция: от истоков до сегодняшней ситуации.

6. Буддизм – философская система и религиозная парадигма.

7. Роль индуизма в развитии индийской философии.

8. Памятники древнеиндийской литературы: их философская значимость.

Тема 3 Философия Древнего Китая.

6. Философские и этические взгляды Конфуция.

7. Теория познания моистов.

8. Учение Лаоцзы о Дао и его последователи.

9. Материализм школы фацзя.

10. Учение о пяти первоэлементах.

Тема 4 Античная философия.

6. Атомистический материализм Демокрита.

7. Опровержение и майевтика – основные категории диалектики Сократа.

8. Объективный идеализм философии Платона.

9. Космогония и физика Аристотеля.

10. Материализм философии Эпикура.

Тема 5 Христианская философия средневековья.

6. Христианская апологетика и патристика.

7. Ранняя схоластика. Возникновение борьбы между реализмом и номинализмом.

8. Творчество Пьера Абеляра.

9. Философия Фомы Аквинского.

10. Разработка теории «двух истин».

Тема 6 Арабо-мусульманская философия в контексте средневековой культуры.

6. Восточный перипатетизм – логика, гносеология.

7. Суфизм как гуманистическое учение в религиозно-мистической философии.

8. Учение о государстве Аль-Фараби.

9. Учение о «двойственной истине» Ибн-Рушда.

10. Место и роль тюркских мыслителей в философии и культуре мусульманского Ренессанса.

Тема 7 Философия Нового времени.

6. Эмпиризм как основной метод познания Ф.Бэкона.

7. Проблема метода познания в философии Р.Декарта.

8. Политические идеи Гоббса.

9. Рационализм философии Лейбница.

10. Основные духовные ориентиры в культуре Просвещения.

Тема 8 Немецкая классическая философия.

1. Влияние И.Канта на философию 19 в.

2. Антиномии Канта и их место в диалектике.

3. Этика Канта. Понятие категорического императива.

4. Гегель и его учение об абсолютной идее. Диалектика Гегеля.

5. Понятие антропологического материализма.

Тема 9 Западноевропейская философия XIX в.

1. Эпохальные события культуры второй половины XIX в.

2. Эпистемологический спор о человеке.

3. Влияние идей К.Маркса на социально-политические концепции западного общества.

4. Метафизика половой любви А.Шопенгауэра.

5. Философские воззрения Ф.Ницше.

Тема 10 Русская религиозная философия.

1. Традиции и особенности русской философии 19-20 вв.

2. Учение Л.Толстого о смысле жизни, нравственном совершенствовании и ненасилии.

3. Философия «Вех».

4. Философия русского интуитивизма С.Л.Франк, Н.О.Лосский.

Тема 11 Западная философия в контексте культуры 20 вв.

1. Л.Витгенштейн и его влияние на формирование постпозитивизма.

2. Религиозный экзистенциализм /Н.Бердяев, М.Бубер, Г.Марсель.

3. Философия М.Хайдеггера как выражение кризиса буржуазной философии.

4. Философские проблемы отношения человека к природе в 20 в.

Тема 12 Казахская философия.

6. Роль кочевнического мировосприятия в формировании и развитии казахской философской мысли.

7. Ислам как составная часть казахского философствования.

8. Роль Ахмеда Яссауи в развитии религиозной философии казахов.

9. Формирование философии как науки в Казахстане в 20 в.

10. Универсальность и традиционализм современной казахской философской мысли – как отражение «евразийской роли» Казахстана.

Тема 13 Онтология.

5. Отношение к смерти в культуре и философии.

6. Война как культивирование страха перед смертью и искусственная форма приобщения к смерти.

7. Экзистенциализм о страхе.

8. Феномен страдания. Постижение страдания в различных религиозных системах.

Тема 14 Проблема теории диалектики.

6. Современные разработки теории диалектики.

7. Единство объективной и субъективной диалектики.

8. Диалектика как логика и методология научно-познавательной и практической преобразовательной деятельности человека.

9. Модель гармоничной диалектики по Г.Батищеву.

10. Диалектика и диалогика В.С.Библер.

Тема 15 Эпистемология.

6. Понятие как форма рационального познания.

7. Истина и заблуждение.

8. Архитектоника научного знания.

9. Наука и феномен институализации науки.

10. Дискуссия о параллелизме новейших научных открытий и древнейших вненаучных знаний.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.