Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Философии Древнего мира. Предфилософня казахов. Философия древнего Востока. Античная философия






Предфилософня казахов. Предпосылки формирования философского миропонимания казахов. Возникновение и смена форм древних культур на территории Казахстана. Предфилософня протоказахов. Элементы мировоззрения в структуре андроновекой и бегазы-дандыбаевской культурах. Традиционные верования протоказахов. Поклонение Тенгри, Жер-Су, Умай. Влияние идей соседних цивилизации на формирование самобытного философского мировоззрения казахов. Философское содержание казахского фольклора как отражение многообразной жизни и истории казахов. Нерушимость системы ценностей провербального общества. Свободомыслие, наивный реализм и стихийный материализм в пословицах ц поговорках. Мировоззренческое значение образов казахского героического и лирического эпоса.

Основные характеристики кочевого образа жизни: единение с природой, стремление к постоянному обновлению и движению, свободомыслие, приоритет нравственности. Вербально-дискурсивный характер философского мышления казахского народа.

Основные категории философского миропонимания казахов: «дунне», «омiр», «олiм», «араласу», «памыс», «парыз», «канагат», «кiсiлiк», «iзгiлiк», «жаксылык», «жамандык», «бакыт».

Философия Древнего Востока. Место философии древнего Востока в мировой философии. Восточная традиция духовности как отличительная черта древневосточной философии.

Роль религии в формировании философии древней Индии в рамках ведической культуры. Первые философские представления о мире, человеке, жизни в Ведах. Самхиты, Брахманы, Араньяки как составные части Вед. Элементы философского сознания в Упанпшадах. Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы древней Индии. Философия буддизма. Провозглашение достоинства человека, способного своими силами стать нравственной личностью. Противопоставление человеческого духа внешнему материальному миру. Сильнейшее воздействие индийской философии на мировую человеческую мысль.

Прагматический характер философии Китая. Памятники китайской письменности «И цзин», «Ши цзин». «Шу цзин» как начало философии Китая. Гармония с мирозданием, общее том и самим собой - главный философским принцип древнекитайского философского мышления.

Основные школы китайской философии. Роль категорий жень, чжун юн, цзюнь-цзы, дао, ди, инь и ян, ли, сяо, тянь-ся, ци, у-вэй в установлении иерархического порядка вещей.

Конфуцианство как этико-социальное учение и своеобразная государственная политическая концепции. Голь философии даосизма в обеспечении преемственности между элитной мудростью и верованиями простого народа. Теория познания и этико-политические идеи Мо-цзы. Десять принципов Мо-цзы в формировании китайского практицизма. Лепим о преобразовании общества на основе единого для всех закона.

Формирование научного знания как специфика развития философской мысли в древнем Египте. Постановка вопроса о сущности человека. «Книга мертвых». Влияние философии древнего Египта на развитие древнегреческой и мировой науки и философии.

Античная философия. Генезис древнегреческой философии. Свобода экономических отношений как основа роста духовной культуры. Определяющая роль философии в жизни древнегреческого полиса. Милетская школа философии. Натурфилософские учения Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и становления европейской науки н философии.

Элейская школа. Парменид: взгляды о Вселенной. Истоки пантеизма в миропонимании Ксенофана. Противоречивость философии Гераклита из Эфеса. Атомизм в античной философии. Эмпедокл о четырех стихиях, являющимися «корнями всех вещей». Анаксагор: природа - это бесконечное множество вечных и мельчайших частиц. Демокрит: все в мире состоит из атомов и движения.

Пифагорейское учение о числах и заключенных в них соразмерности. Всемирная гармония есть совершенное выражение Гога.

Школа софистов. Софисты как учителя мудрости и добродетели. Риторика как умение побеждать в государственных делах.

Сократ: поворот к проблеме человека. Рациональная этика Сократ. Философия - это не умствование, а средство формирования добродетельного и справедливого человека. Сократовские методы достижения папиного знания: ирония, майевтика, дефиниция. Логика Сократа.

Платон: идеи есть истинное бытие. Учение Платона об идеальном государстве. Этика Платона. Разумная, аффектная, вожделеющая душа как разные типы добродетели и людей.

Энциклопедизм философии Аристотеля. Его учение о категориях, материи и форме. Аристотель о методологическом значении логики для познания. Учение о душе и разуме как основа аристотелевской этики. Человек - существо политическое. Кризис греческой демократии в конце IV в. до н.э. и формирование философии эллинизма. Невозмутимость и спокойствие как жизненный идеал стоиков. Человек и его счастье - главные объекты философствования Эпикура. I сионизм: наслаждение - единственный смысл жизни. Киническая философия как проповедь естественности и личной свободы. Аскетизм Диогена. Сенека о роли философии в жизни человека. Размышления о вечном Марка Аврелия. Практический характер философии Марка Туллия Цицерона. Скептицизм Пиррона. Расправа над Ипатией - первой женшиной-философом как завершение блестящей эпохи античной философии в истории человеческой мысли.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.