Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 4. Возникновение, эволюция и своеобразие античной философии






Цель:

• Познакомить студентов с зарождением и развитием античной философии;

• Показать основные черты античной философии, ее своеобразие и универсальность;

• Указать значение античной философии в истории развития западной цивилизации.

Структура лекции:

1. Философские начала античности

2. Милетская школа. Элеаты.

3. Период классики

  1. Философия Эпикура

Содержание лекции:

  1. Философские начала античности

Античная философия возникла в греческих городах-государствах (полисах) на рубеже VII-VI вв. до н.э. сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии), затем в греческих городах Южной Италии, в прибрежных греческих городах острова Сицилия и в собственно Греции – в Афинах (V в. до н.э.). Философия начиналась с поиска ответов на вопрос, уже поставленный до нее в мифологии – о происхождении мира. Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами, представителями Милетской школы Фалесом (конец VII- пер.пол. VI вв. до н.э.), Анаксименом (VI в. До н.э.), Анаксимандром (VI в до н.э.). Фалес считал первоначалом воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Анаксимандр - апейрон. Эмпедокл первым говорил о четырёх элементах, из которых состоит всё существующее (земля, вода, воздух, огонь) и двух противоположных силах, соединяющих и разъединяющих эти элементы. Атомисты (Левкипп, V в. до н.э., Демокрит (460-нач. 4 в. до н.э.) пришли к мысли о том, что все тела в природе – сложные, что они сложены из “простых”, т. е. далее неделимых частей, абсолютно твёрдых “атомов”, и что все чувственно воспринимаемые качества тел – результат воздействия на органы чувств человека этих мельчайших невидимых частиц.

  1. Милетская школа. Элеаты

Вторым после Милета очагом древнегреческой философии в Малой Азии был г. Эфес, родина философа Гераклита (ок. 530-470 до н.э.). Исходным пунктом своего учения о мире Гераклит сделал представление о преходящем, изменчивом характере всего сущего. Ему принадлежат высказывания: «В одну реку нельзя войти дважды», «Все течет, все меняется». По его учению мир или природа находятся в беспрерывном процессе изменения, а из всех природных веществ наиболее способен к изменению и наиболее подвижен огонь. Мир остается в основе огнем, несмотря на все его превращения. Из него происходят не только обычные материальные тела, но и души. Душа материальна, это наименее влажный, сухой огонь. Миром правит логос.

Элейская школа (элеаты) ознаменовали переход от протофилософского к философскому знанию. Основателем школы считается Ксенофан (ок. 570 г. до н.э.), представители – Парменид (ок. 540 г. до н.э.) и Зенон (480-430 до н.э.). Парменид выработал философское понятие «бытие». Он утверждал, что Бытие – это то, что всегда есть. У Бытия нет ни прошлого, ни настоящего. Вечное, единое Бытие не имеет движения. Зенон – автор знаменитых апорий «Дихотомия», «Ахиллес не догонит черепаху», «Стрела» - говорил, что мыслить движение нельзя, так как мысль о возможности движения приводит к противоречиям. Следовательно, то, что нельзя мыслить – не существует.

  1. Период классики

Первым крупным мыслителем, способствовавшим возникновению учений объективного идеализма был афинянин Сократ (469-399 до н.э.). Сократ – основоположник этики, т. е. философской теории морали, а также диалектики как такого искусства ведения беседы, диалога, благодаря которому через столкновение противоположных мнений и противоречия достигается общее понимание сути вещей, истина. Философия в понимании Сократа - не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Знать человек может только самого себя, ибо не в его власти внешняя природа и мир. Только душа подвластна человеку, и главная задача познания – познай самого себя, т.е. самопознание. Крупнейшим продолжателем Сократа был Платон.

Платон (427-347 до н.э.) – древнегреческий философ, родоначальник одного из главных направлений в античной философии – платонизма. Автор 34 дошедших до нас в рукописях «Диалогов»: «Апология», «Государство», «Горгий», «Менексен», «Протагор», «Пир», «О добродетели», «О справедливости», «Политика», «Законы» и др. Платон объединил постановку вопроса у Сократа с учениями досократиков и создал первый синтез всех предшествующих учений в высокохудожественных диалогах, охватывающих все главные философские проблемы – вопросы о сущности бытия, о строении Космоса, о познании и пути достижения истины, о благе и добродетели, о правильном устройства государства. Платон – первый философ, сочинения которого дошли до настоящего времени полностью, создатель философского идеализма. Согласно Платону, истинно сущее бытие – не материя, не тела, но бестелесные и не воспринимаемые чувствами “эйдосы”, “идеи”, – вечные и неизменные, созерцаемые посредством умозрения. Эйдосы – это прообразы, архетипы, “порождающие модели” для всех вещей, иначе говоря – идеальные, совершенные образцы, которые вечно текучая “инаковость”, материя, стремится воплотить в себе. Всякая вещь в мире есть временное и несовершенное “воплощение”, слепок, отпечаток или отражение в материи какой-то идеи.

Аристотель (384-ок. 322 до н.э.) – древне-греческий философ и ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы. Работы: «Об идеях», «Категории», «О философии», «Метафизики», «Поэтики», «Политика», «Физика», «О душе» и др.

Философия Аристотеля делится на теоретическую (умозрительную), цель которой – знание ради знания», практическую, цель которой – знание ради деятельности, пойетическую (творческую), цель которой – знание ради творчества.

Теоретическая философия делится на физическую, математическую и первую философию. Предмет физической философии – то, что существует отдельно (т.е. субстанциально) и движется; предмет математической – то, что не существует отдельно (т.е. абстракции) и неподвижно; первой или собственно философии – то, что существует «отдельно» и неподвижно.

В основе онтологии Аристотеля лежат: категориальный анализ сущего или учение о бытии-чем; причинный анализ субстанции; учение о возможностях и действительности, или теория еще-не-бытия. Физическая философия или «наука о природе» занимает у Аристотеля доминирующее положение по объему и детальности разработки. Основные принципы натурфилософии Аристотеля: 1) финитизм – невозможность актуально существующей бесконечной величины, отсюда конечность Вселенной; запрет бесконечных причинно-следственных целей, отсюда идея перводвигателя; 2) телеологизм («бог и природа ничего не делают напрасно»); 3) квалитативизм (неприменимость математики к изучению природы); 4) дуализм подлунного мира четырех элементов и надлунного мира, квинтэссенции, отменяющей всеобщность физических законов; 5) концепция иерархической лестницы природы, в которой каждая высшая ступень имеет и ценностное превосходство над низшей; 6) «антикосмогонизм».

Политические взгляды Аристотеля. Желательный государственный строй – «аристократия», когда осуществляется возрастная дифференциация социальных функций: в молодости граждане идеального полиса выполняют военную функцию, в старости – собственно политическую (совещательную). Физический труд и торговля – удел рабов.

  1. Философия Эпикура

Философия Эпикура (341-270 до н.э.) – высший этап развития древнегреческого атомистического материализма. Главной задачей философии Эпикур считал создание этики – учения о поведении, приводящим к счастью. Этическое учение Эпикура получило название «эвдемонизм» (от греч. eudemonia – счастье). Высшим благом Эпикур считал состояние атараксии, т.е. невозмутимости, «свободы от телесных страданий и душевных тревог». Однако разница между гедонизмом и эвдемонизмом несущественна: оба учения ориентируют человека не на добро, а на удовольствие (личное счастье), а если и на добро, то ради удовольствия (личного счастья).

Эпикур отстаивает и развивает материалистический сенсуализм. Все, что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не обманывают.

Учение Эпикура было последней великой материалистической школой древнегреческой философии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.