Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игровой прием «Охотники племени сиу».






Учитель предлагает детям представить, что они индейцы племени сиу, их основным занятием является охота. Охотники же должны быть очень внимательны, уметь замечать и слышать все, что происходит вокруг.

Учитель. Представьте, что вы находитесь на охоте. Давайте на время замолчим, так, чтобы в классе стало совсем тихо. Постарайтесь услышать всевозможные шумы, угадать их происхождение.

Чтобы было интереснее, учитель может специально «организовать» некоторые шумы и звуки.

Эту игру можно проводить как соревнование: выигрывает тот, кто услышит больше шумов и правильно угадает их происхождение.

Игровой прием «Кто меня слышит…»

Если в классе возник шум и ученики никак не угомонится, учитель может тих произнести следующую фразу: «Кто меня слышит, поднимите правую руку».

Некоторые ученики наверняка услышат его и поднимут правую руку. Далее учитель опять тихо произносит: «Кто меня слышит, поднимите обе руки».

Некоторые ученики подниму обе руки.

Учитель тихо произносит фразу, растягивая слова: «Кто меня слышит, встаньте».

После этого обычно встают все учащиеся, и в классе наступает тишина. Педагог достигает своей цели – внимание учащихся обращено на него.

Этот прием, к сожалению, нельзя часто применять в одном и том же класса: здесь многое построено на эффекте неожиданности.

Игра «Поработаем корректорами»

Рассмотрим модификацию известного диагностического и развивающего приема «Корректурная проба». Суть его заключается в том, что ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок может почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Выполнение корректурных заданий способствует концентрации внимания и развитию самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.

Материалы: любые печатные тексты (старые, ненужные книги, газеты), карандаши и ручки. Для младших школьников нужно использовать тексты с крупными шрифтом.

Условия проведения: корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 минут (минимум пять раз в неделю) в течение 2-3 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или групповым.

Правила проведения. Это упражнение рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил.

1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Младших детей можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть).

2. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести веселые «штрафы»: столько раз промяукать, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ноге и т.п.

3. Для малышей норма разрешаемых пропусков должна меняться и приблизительно равняться тому реальному количеству пропусков, которые делает ребенок.

4. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 минут.

5. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от трех-четырех предложений до нескольких абзацев или страниц.

6. Проверка выполнения задания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга, они же придумывают «штрафы».

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается, на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п. Все изменения отражаются в инструкции, даваемой учителем в начале занятия.

По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания для младших школьников – четыре или меньше пропусков. Больше 4 пропусков – слабая концентрация.

Психологи, которые проводили практические исследования со школьниками, заметили, что после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в письменных заданиях в 2-3 раза.

Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев. Если после 4 месяцев занятий улучшений не наступает, их нужно прекратить и обратиться за помощью к психологу или логопеду.

При работе с детьми 6-8 лет очень важно соблюдать еще одно условие: каждое занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок. Необходимо исходить из реально допущенного количества ошибок, с тем чтобы у ребенка не возникало чувства безнадежности, невозможности достичь нужного результата. Это легко сделать на индивидуальных занятиях.

Во время групповых занятиях бывает трудно достичь общей нормы, поэтому здесь можно обратить внимание на разнообразие штрафов, назначаемых детьми друг другу, и индивидуальную поддержку ребенка.

Ход игры. Сначала нужно объяснить детям, кто такой корректор и какие профессии требуют развитого внимания.

Учитель. Корректор – это человек, который ищет ошибки в разных статьях и книгах. Вы знаете, как много сейчас выходит книг, журналов и газет для детей и взрослых. Наверное, вам было бы неприятно, если бы вы стали читать интересную книгу, а там вам встретилось много ошибок, опечаток, были бы перепутаны какие-нибудь слова или предложения. Перед тем как отдать книгу в типографию, ее обязательно читает корректор и исправляет все ошибки и опечатки. Представляете, каким внимательным нужно быть и при этом знать правила грамматики.

Но быть внимательным нужно и людям других профессий. Как вы думаете, каким специалистом нужно быть особенно внимательными? Объясните, почему вы так считаете?

Дети отвечают на вопрос. Учитель в случае затруднений помогает им, называет такие профессии (шофер, летчик, врач, военный, охотник и др.)

Давайте сегодня с вами поиграем в корректоров. Задания у вас будут, конечно, не такие сложные, как у настоящего корректора. Но все свое внимание вам придется сосредоточить на выполнении задания. Тем более, что вы будете соревноваться друг с другом. Проверять выполнение задания вы будете так же друг и друга сами.

В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.

Дети выполняют задание. Потом они работают парами: обмениваются своими работами и ищут друг у друг ошибки.

Затем в соответствии с правилами участники выполняют штрафные задания. Учитель тактично поддерживает тех, кто сделал много ошибок. Ни в коем случае эти дети не должны стать объектом насмешек. Можно их похвалить за то, что они успешно нашли ошибки в работе своего товарища.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.