Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II.Современные представления о межполушарной асимметрии






В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, т. е. как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций, сформулированной А. Р. Лурия (1969, 1973 и др.)

Одно из центральных положений этой теории говорит о том, что мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган. Полушария мозга функционируют как единое целое, поскольку соединены множеством связей — комиссур (например, при помощи мозолистого тела). Существенно, что симметричные участки в обоих полушариях могут быть связаны между собой как взаимовозбуждающими, так и взаимотормозными отношениями. В дополнение к этому информация с периферии через перекрещивающиеся нервы одновременно поступает в оба полушария.

Таким образом, межполушарная асимметрия имеет не глобальный, а парциальный характер: правое и левое полушарие принимают различное по характеру и неравное по значимости участие в осуществлении психических функций. Также важно отметить, что в различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков (Хомская Е. Д., 2005. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И., 1988)

Исследования последних лет (Фингелькурц А. А.. Фингелькурц А. А., 2000, Величко М. А., Ковязина М. С, 1998 г) выявили, что межполушарная асимметрия у взрослого человека формируется в результате действия биосоциальных механизмов. Основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако, по мере развития ребенка происходят усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Раньше других проявляется асимметрия биоэлектрических показателей в моторных и сенсорных, позже — в ассоциативных (префронтальных и заднетеменно-височных) зонах коры головного мозга.

В современной нейропсихологии (Хомская Е. Д., 2004. Хомская Е. Д., 2005) можно выделить два основных направления изучения проблемы межполушарной асимметрии мозга:

1. Экспериментальное изучение специфики нарушений отдельных психических функций при поражении симметричных отделов правого и левого полушарий.

Это направление исследований позволяет выявить нейропсихологические симптомы, характерных для поражения только левого, или только правого полушарий.

2. Сопоставление целостных нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении симметрично расположенных структур левого и правого полушарий.

Это традиционный для нейропсихогии путь исследований. И если синдромы поражения левого полушария изучены достаточно хорошо, то исследование нейропсихологических синдромов правого полушария началось сравнительно недавно.

Не смотря на актуальность проблемы межполушарной асимметрии и активную исследовательскую работу, многие аспекты еще не достаточно хорошо изучены. Так, например, еще недостаточно ясна связь между ведущей рукой и ведущим по речи полушарием, связь между функциональной специфичностью полушарий и эмоциональными процессами и т. п.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.