Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие межполушарной асимметрии






Межполушарная асимметрия психических процессов — функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое. Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого билатерального принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь(Хомская Е.Д и др.1997, Лурия А.Р, 2002, БрагинаН.Н, ДоброхотоваТ.А., 1988, Деглин В.Л.1995)

В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности (Костандов Э. А, Ильюченок Р.Ю.и др. 1989, Bryden М.Р.1982, Балонов Л.Я., Деглин В.Л., 1976)

Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое — на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.

В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется — происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследования (Траченко О.П., 2001, Леутин В.П., 2005), свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга. Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении индивида. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, и только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции.

В процессе обучения асимметрия усиливается: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие — в образных (Симерницкая Э.Г., 1978 Кауфман Д.А.1985, Траченко О.П. 1985)

В происхождении асимметрии мозга предполагаются важными праворукость и специфические интеллектуальные процессы, особое развитие правой руки в силу приспособленности к ней орудий труда, левополушарная локализация сознания, необходимость разделения несовместимых функций, например, анализа и синтеза, целесообразность экономного расходования нервной энергии, не дублируя высших функций(Хомская Е.Д., 1997, Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н.1988)

Необходимо особо отметить, что проблема межполушарной асимметрии головного изучается достаточно давно, но единой и законченной теории, объясняющей функциональную асимметрию, в настоящее время не существует.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.