Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выставка Живопись. Объекты О. Булгаковой и А. Ситникова






Третьяковская галерея продолжает представлять творчество наиболее ярких художников-семидесятников. На этот раз музей демонстрирует произведения ключевых фигур этого поколения, знаменитых московских живописцев - Ольги Булгаковой и Александра Ситникова.

 

Каждый из художников обладает неповторимой индивидуальностью. Вместе с тем, творчество супружеской пары - пример деликатного взаимовлияния и взаимообогащения и, одновременно, свидетельство общности мироощущения поколения семидесятых.

 

Проект в Третьяковской галерее объединяет две персональные выставки, размещенные в одном экспозиционном пространстве. Это первые крупные ретроспективы художников. Представлено свыше 100 произведений - около 50-ти полотен Булгаковой и 50-ти картин и объектов Ситникова из собрания Третьяковской галереи, " Kolodzei Art Foundation" (США) и других частных коллекций. Хронологически рамки проекта охватывают период с 1963 (А.Ситников, " Пространство любви") по 2007 год. Демонстрируя характерные работы основных этапов творчества каждого из живописцев, проект показывает их искусство в развитии.

 

О.Булгакова окончила Московский государственный художественный институт им.Сурикова в 1975, в 1976 была принята в члены Союза художников, начала выставляться с 1972 года. Ее работы 70-х - 80-х годов отличает театральное мировосприятие. Одна из главных серий этого периода посвящена Н.В.Гоголю. Через литературу и судьбу писателя Булгакова разрабатывала миф об Артисте, о драме творческой личности. Темы творчества и превращения стали главными в сериях портретов художников (" Художники", 1980-1981) и " Женщины и натюрморт". В этот период Булгакову увлекает процесс сюжетного построение композиций. Она вовлекает зрителя в игру, включая в ткань изображения иносказательность, визуальные коды, загадки и цитаты. В 1990-х в искусстве Булгаковой сложносочиненная драматургия сюжета, литературная составляющая произведений отступают на второй план (серия " Женщины и натюрморт").

 

Первостепенную значимость приобретают тон, цвет, пятно, пластика изображения. Подобный ход художественного мышления привел Булгакову к абстракции с геометрическими элементами (серия " Архаизмы", 2004). Три темы - " Ностальгия", " Псалом", " Гравитация" - демонстрируют обращение к области беспредметного, к онтологическим и изобразительным архетипам. Глубина и многозначность образов по-прежнему важны художнице, но теперь ей значительно интересней решение формальных задач (серии " Ангелы", 2006, " Имена", 2006). Для нее стал актуален сам процесс перевоплощения белизны загрунтованного холста в звучную и активную цветовую субстанцию. На выставке впервые представлены полотна из серии " Матриархат" (2007) и самого нового цикла - " Библейские эскизы" (2007). В искусстве Булгаковой, несмотря на стилистические и пластические трансформации, неизменным остается высокое интеллектуальное и духовное напряжение полотен, а также филигранное ремесленное воплощение замыслов, демонстрирующее высокое профессиональное мастерство.

 

А.Ситников окончил графический факультет МГХИ им.Сурикова в 1972, в 1975 был принят в члены СХ, начал выставляться с 1967. Его ранние наивно-романтические (по определению автора) " озорные арабески и идеограммы" 1960-х годов (" Кассандра" (1966), " Цыганка" (1966), " Парень и Афродита" и др.), где в качестве пластического первоисточника угадываются народное африканское искусство, впервые предстанут перед московской публикой только сейчас, на выставке в Третьяковской галерее. Впервые художник публично выступил в 1970-годы - с тонкими, эстетскими и символистскими картинами из серии " Красивые девушки" (1972). В образах миражей и снов он представлял " эстетически окрашенный мир-Аркадию" (А.Боровский).

 

Дистанцируясь от действительности, Ситников создавал индивидуальные мифы. Его произведениям были присущи метафоричность, метафизическое исследование воображаемого мира. К концу 70-х нарастали драматизм и напряжение работ Ситникова, поэтическая идиллия вытеснялась мотивами театрализованного социального гротеска (" Слепые, глухонемые" из серии " Demos", 1979, 1980). В многолетней серии " Инстинкты" (1980-1990), где в качестве персонажей выступают животные (бык, волк), проявлено мощное ощущение витальности, цветущей и самодостаточной силы. В ассоциативный ряд работ вовлечены мифологические образы крито-микенской культуры и испанской живописи. В середине 1980-х Ситников обратился к теме творчества, и если у Булгаковой эта тема связана с русской литературой, то Ситников визуализирует музыку. В экспрессионистических работах (" Концерт N1" (1981-2000) " А.Шнитке" (2000) и др.) ломаные, энергичные и нервные ритмы, пересекающиеся геометрические плоскости передают атональную, полную диссонансов и додекафонии музыку гениальных композиторов XX века - Д.Шостаковича и А.Шнитке.

 

В серии объемных конструкций " Родная речь" (2000-2006), рефлексируя на темы русского авангарда начала XX века, Ситников играет с геометрическими знаками-символами цивилизации, используя крест, квадрат, треугольник, звезду Давида, серп и молот, изображая их лаконичными, активными цветами. Цель Ситникова - не деконструкция советских мифологем, а дистанцирование от советского, отстранение и перевод этих понятий и символов в декоративную плоскость. На выставке представлены также работы серий " Пиктроглифы" (2000-2006), " Риторика" (2000-2006).

 

К ретроспективам художников изданы каталоги, включающие статьи искусствоведов А.Боровского, Н.Колодзей, А.Рожина, Барбары М.Тиманн (Фонд П. и И.Людвиг, Германия), художницы Н.Ситниковой, а также биографии и другие справочные материалы.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.