Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фаворский






 

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964) - русский график и живописец. Как-то, говоря об иллюстраторах, Фаворский сказал: " Они делают иллюстрации, а я делаю книги". И правда, оформленные им книги поражают особой, целостной пространственной динамикой всех элементов: от обложки, титула, шрифтов до последней страницы. Развивается во времени литературный текст и вместе с ним развиваются во времени иллюстрации великого мастера. Кого бы ни иллюстрировал Фаворский - У. Шекспира, А. Пушкина, Л. Толстого, его художественные образы удивительно созвучны гениальным строкам. Фаворский не просто художник, он необыкновенное, уникальное явление русской культуры. Он стремился понять, осмыслить внутренние законы творчества, писал глубокие статьи и книги, выступал с лекциями, он, увлекшись ксилографией, вернул ей ее былую славу. И это после почти трехсот лет упадка. Его книги напоминают архитектурные сооружения. Анализируя последнюю работу Фаворского - оформление " Маленьких трагедий" А. Пушкина, искусствоведы проводят прямые аналогии с архитектурными конструкциями.

 

Е. Левитин увидел, например, целое здание книги: "...пластически мощный форзац, композиционно завершенные иллюстрации, ритмический орнамент мелких украшений, горизонтальные тяжи страничных линеек, запертые, словно замковыми камнями, масками героев..."

 

Владимир Андреевич Фаворский родился 14 марта 1886 года в Москве в семье юриста. Его мать, Ольга Шервуд, была художницей, дядя - архитектором. Фаворский учился у И. Дуди-на в частной художественной школе К. Юона, по вечерам посещал занятия по скульптуре в Строгановском училище. Окончив в 1905 году 5-ю московскую гимназию, Владимир поехал в Мюнхен, где занимался в частной художественной академии профессора Шимона Холлоши и одновременно слушал лекции по искусству К. Фолля на филологическом факультете Мюнхенского университета, потом предпринял путешествие по Италии, Австрии, Швейцарии.

 

Первые опыты в гравюре Фаворский начал в 1907-1908 годах, когда учился на искусствоведческом отделении историко-филологического факультета Московского университета. Его дипломная работа была посвящена творчеству Джотто.

 

В 1911 году Фаворский показал на XVIII выставке Московского товарищества художников свои деревянные скульптуры " Шахматы", а в следующем году - гравюры на дереве. В этой технике Фаворского привлекала трудность исполнения (он использовал твердый как камень самшит) и необыкновенная эффектность готовых оттисков. Ксилография позволяет в малом показать монументальное. Даже в двух цветах - белом и черном - Фаворский увидел множество самых разных градаций - " белое массивное" и " белое воздушное", белый штрих яркой молнии и блестящей воды, блестящего оружия, кольчуг... Еще больше может сказать черный, о котором сам художник писал: " Черным пятном и штрихом передаешь и мрачную тучу, и темную зелень дуба, и масть коня, и плащ воина, и темно-красное знамя". В 1912 году Владимир Фаворский женился на художнице Марии Дервиз. Художниками стали и два их сына, Иван и Никита, и дочь Мария. Особенно высоко ценили талант Никиты, который был гравером, иллюстратором. В 1941 году ему исполнилось двадцать шесть лет, его брату Ивану - семнадцать. Они оба погибли на фронте.

 

Владимир Фаворский не только занимался творчеством, графикой, живописью, скульптурой, но и переводил с немецкого искусствоведческие работы, а в 1915-1917 годах служил артиллерийским разведчиком в Галиции. После того как царская армия развалилась, Владимир Фаворский вернулся в Москву, начал преподавать в качестве ассистента по живописи и рисунку во Вторых свободных художественных мастерских.

 

Первой значительной работой Владимира Фаворского как иллюстратора было оформление книги Анатоля Франса " Аббат Куаньяр". Даже буквицы художник превратил здесь в лаконичные сценки, которые как бы раскрываются вовнутрь листа. В 1919-1920 годах Фаворский служил в Красной Армии, а в 1921-1929 - был профессором графического факультета Вхутемаса (Высших художественно-технических мастерских), позже - Вхутеина, оформлял журнал " Печать и революция".

 

Для каждой из оформленных книг Владимир Фаворский находил свой, неповторимый образ. Например, издание " Озорных рассказов" Бальзака, вышедшее в свет в 1920 году, сопровождали иллюстрации, напоминающие по стилю старые европейские ксилографии - немного резкие, с насыщенным выразительным штрихом. А " Эгерия" П. Муратова, изданная в 1921 году, оформлена созвучно романтизму, изысканности XVIII века. Гравюры к ней, тонко прочерченные, нежные, словно наполнены серебристым свечением.

 

Владимир Фаворский считал, что первой его книгой, которую он делал сам, целиком, как вещь, был изданный в 1929 году " Домик в Коломне" А. Пушкина. Узловые моменты художник отразил здесь в занимающих целые страницы композиционных иллюстрациях, а на полях расположил довольно броские виньеточные гравюры, напоминающие пушкинские рисунки на краях рукописей. Очень продуманны и композиционно выстроены на сопоставлении статики и динамики иллюстрации к изданной в 1923 году книге " Фамари" А. Глобы.

 

Важнейшим этапом в творчестве Владимира Фаворского стало оформление в 1924 году библейской " Книги Руфь" в переводе А. Эфроса. Используя в этих гравюрах тончайший штрих, Фаворский наполнил пространство гравюр воздухом, свежестью, чувством первозданности. Символично воспринимается древо жизни, корни которого - глубоко в прошлом, а крона - в далеком будущем.

 

Работы Фаворского экспонировались и за рубежом. В 1925 году на Международной выставке декоративных искусств в Париже ему за гравюры на дереве присудили высшую награду - Гран-при.

 

Владимир Фаворский не только оформлял книги, но и осмысливал сам процесс творчества, читал доклады. Он писал: " Понять стиль писателя - это значит увидеть литературное произведение, к какому бы времени оно ни относилось, по-новому, глазами современника. И менее всего надо заботиться о выражении своей индивидуальности - оно обязательно будет, если художник найдет в писателе для себя основное..."

 

Оформляя книги и журналы, Фаворский гравировал обложки, титульные листы, издательские марки, заставки и сам разработал оригинальную систему рисованных шрифтов, исполнил серию экслибрисов. Он выделил два типа шрифта - объемный и пространственный и научился их варьировать. В его буквах заключено гибкое, зримое выражение звуков, пульсация живой речи.

 

В 1927-1929, а потом в 1933-1934 годах Фаворский оформлял произведения П. Мериме. Став в 1921 году профессором Вхутемаса, он отдал преподавательской деятельности более 30 лет. Среди его учеников были А. Дейнека, Ю. Пименов, А. Гончаров и другие. Фаворский преподавал и такой курс, как Теория композиции. Он добивался, чтобы " понятия " композиция" и " цельность" были тождественны", и, когда его спрашивали, так что же такое композиция, отвечал: " Изображение времени".

 

Фаворский создал серии двойных карандашных портретов, в которых стремился передать духовное родство тех, кого изображал, проиллюстрировал " Гамлета", " Сонеты" Шекспира, " Слово о полку Игореве" и трагедию А. Пушкина " Борис Годунов", оформил спектакль " Собака на сене" Лопе де Беги в Московском театре Революции и другие постановки, исполнил много монументальных работ, в том числе росписи и сграффито в Музее охраны материнства и младенчества в Москве, барельефы на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, мозаики для здания советского посольства в Варшаве. В 1934 году он работал над росписью по фаянсу.

 

В 1939 году Фаворский, иллюстрируя калмыцкий эпос " Джангар", путешествовал по Калмыкии, а в 1947 году, оформляя книгу киргизского эпоса " Манас", - по Киргизии. В 1941- 1943 годах он жил с семьей в Самарканде и сделал серию самаркандских линогравюр.

 

Фаворский - автор серии гравюр " Великие русские полководцы" (в 1945 году создан " Михаил Кутузов", в 1946 - " Александр Невский", в 1947 - " Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский") и портретов великих русских писателей.

 

В трагическом портрете Достоевского, исполненном в 1929 году, Фаворский хотел показать, по его словам, " конфликт объекта и окружающего его пространства... Грудь, руки, вся поза фигуры указывают на то, что ей приходится испытывать большой нажим пространства...".

 

Портрет Кутузова совсем другой - " фон его задан в движении, а сам он стоит впереди, не участвуя в нем, и думает свою думу. Его контуры позволяют возникнуть ощущению раздумья, они образуют особенное пространство".

 

Самой провидческой стала иллюстрация Фаворского к " Гамлету" Шекспира, который вышел в 1941 году, где герой замер в глубоком раздумье, а рука его, кажется, сжимает эфес шпаги. А самой трудной вещью для иллюстрирования, по признанию Фаворского, для него был " Моцарт и Сальери" Пушкина. " Вопрос был в Сальери, - позже писал Фаворский, - ведь он возвышает как бы свое преступление. В последней иллюстрации он плачет из-за того, что совершил убийство, - он, по его мнению, исполнил долг".

 

В 1964 году Владимир Фаворский был избран членом-корреспондентом Немецкой академии искусств, его персональная выставка экспонировалась в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. 23 декабря прошел вечер, посвященный его творчеству, а 29 декабря 1964 года его не стало.

 

Превыше всего в искусстве Владимир Фаворский ценил музыкальность и точность, именно то, что смог вложить в свои гравюры и сам. Он оставил богатейшее теоретическое наследие, и его книги переиздаются огромными тиражами, по ним учатся и будут учиться художники. Искусствовед М. Алпатов, хорошо знавший Фаворского, писал: " На искусстве Фаворского лежит печать величавого, торжественного спокойствия. Фаворский был вполне современным человеком, много изведавшим и испытавшим. Но, глядя на него, люди ясно представляли себе, как выглядели мастера Древней Руси..."

 

Фальк

 

Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958) - русский живописец. Переводчик, педагог Ангелина Щекин-Кротова, которая в 1939 году стала женой Роберта Фалька, вспоминала, что он, когда писал портреты, не раз повторял: " Я хочу довести лицо до лика". И вглядываясь в тех, кто был с ним рядом, - жену, сына, он добивался необыкновенной одухотворенности. С Ангелиной Щекин-Кротовой художник познакомился в 1938 году на выставке в Доме писателей. Ангелина, пораженная " звучанием" фальковской живописи, стала приходить на выставку каждый день после работы.

 

" Меня поразило, - рассказывала она позже, - удивительное сочетание классического мастерства и острое чувство современности, проявляющееся не в сюжете, а в трепетной ткани самой живописи и хрупкой гармонии колорита, в затаенном дыхании ритмов наших дней. Городские пейзажи, серебристо-серые, с уходящими в глубь картины домами, крыши которых словно таяли в дымном небе, изысканно простые натюрморты, составленные из самых обыденных предметов, но овеянные тончайшей поэзией, наконец, портреты, то есть люди, населяющие этот трепетный, живой и погруженный в чуткую тишину мир".

 

Однажды к ней подошел сам Фальк и спросил:

 

- Я часто вижу вас здесь. Вам нравятся мои картины?

 

Художник пригласил ее в свою мастерскую. Так началась эта романтическая история - пролог к созданию целой серии удивительно тонких, трепетных портретов. В 1944 году Фальк написал портрет Ангелины " В желтой кофте", в 1946-1947 - " В белой шали", в 1953 - " В розовой шали". Меняется колорит, меняется внутреннее свечение полотен, но остается, да, действительно, остается не лицо, а лик его возлюбленной...

 

Один из основоположников группы " Бубновый валет", Фальк начинал очень ярко, даже озорно. Он пробовал соединить в своем творчестве стилевую систему Сезанна и традиции народного примитива. А потом начал создавать очень лиричные, элегические полотна. Он видел поэзию в каждом образе, умел быть проницательным и романтичным, чувствовал, знал свое время и умел говорить на его языке.

 

Родился Роберт Рафаилович Фальк (Роман Фальк) 27 октября 1886 года в Москве, в семье юриста. Имя Роман он получил только в 1909 году при крещении. Фальк покрестился перед браком с Е. Потехиной.

 

Окончив Петропавловское реальное училище в Москве, в 1904-1905 годах он занимался в классах рисования и живописи К. Юона и И.Дудина, в частной студии И.Машкова, а в 1905-1912 годах, с перерывом, - в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Архипова, Ан. Васнецова, Пастернака (отца поэта), Серова, Коровина, принимал участие в самых разных выставках не только в Москве, но и в Петербурге, Одессе и других городах. В 1910-1916 годах он довольно активно участвовал в деятельности общества " Бубновый валет".

 

В 1911 году Роберту Фальку посчастливилось совершить путешествие по Италии, где он посетил Рим, Флоренцию, Венецию и другие города. В 1917 году художник стал членом объединения " Мир искусства".

 

Одно время Фалька привлекали яркие, контрастные сочетания красок, он обобщал и подчеркивал темным контуры, но, как сам признавался, и " тогда, как всю жизнь, любил серый колорит, серебристую гамму пасмурного дня". Добиваясь эмоциональной выразительности, Фальк некоторое время был очень увлечен кубизмом. Это особенно ярко выявилось в его натюрмортах, пейзажах 1913-1914 годов. Даже экспериментируя, Фальк умел сохранять и передавать в своих произведениях внутреннее чувство гармонии.

 

После Октябрьской революции Фальк активно работал в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности Отдела изобразительных искусств Наркомпроса. А в 1918-1928 годах был профессором живописи сначала 1-х Государственных свободных художественных мастерских, потом Вхутемаса, Вхутеина. Во Вхутеине в 1926-1928 годах был деканом живописного факультета.

 

Роберт Фальк участвовал в выставках АХРР, Общества московских художников, оформлял многие спектакли: в 1922-1925 годах - спектакль " Ночь на Старом рынке" И. Переца в Госете, в 1930-м - " Уриель Акоста" К. Гуцкова в театре " Габима" (постановщик А. Грановский) в Париже, в 1940-1941 годах- " Заколдованный портной" Шолом-Алейхема в Белорусском государственном еврейском театре (постановщик Н. Лойтер). В послевоенные годы Фальк оформил спектакли " Леса шумят" A. Брата и Г. Линькова в Госете (постановщик С. Михоэлс, 1947), " Лев на площади" И. Эренбурга в Государственном московском Камерном театре (постановщик А. Таиров, 1948), " Только правда" Ж.-П. Сартра в Театре сатиры (постановщик B. Плучек, 1955-1956) и др.

 

В 1929-1938 годах Фальк работал в Париже, а во время Великой Отечественной войны находился в эвакуации - сначала в Стерлибашево (Башкирия), а затем в Самарканде (Средняя Азия).

 

В 1941-1943 годах художник преподавал живопись в Узбекском художественном техникуме и в эвакуированном Московском художественно-промышленном училище, в 1942 году работал над фреской для отдела " Дарвинизм" в Самаркандском краеведческом музее.

 

В свое время Роберт Фальк увлекался поздним импрессионизмом и примитивизмом, переосмысливал творческие искания Сезанна. Точно разрабатывая цвето-пластическую форму, он создал такие живописные шедевры, как " Красная мебель" (1920), парижские пейзажи (1930-е годы), " Картошка" (1955), " Автопортрет в красной феске" (1957). Больше всего Фальк любил писать натюрморты, пейзажи и портреты и практически никогда не делал сюжетных композиций. В каждой своей картине он предлагает зрителю задуматься, сосредоточиться, понять тонкий внутренний мир героя. В произведениях Фалька всегда очень точно сконструирована пластическая форма, а из колористических соотношений он предпочитал мягкие, тонкие. Его Париж не ярок. Он грустен, сосредоточен, порой даже печален и одинок. Натюрморты Фалька поражают очень ясным композиционным построением и особой одухотворенностью.

 

Фальк всегда был чрезвычайно требователен к себе. Так, в 1931 году он писал из Парижа: " Опять есть некоторые перспективы. Живопись моя вступила в благоприятную фазу. Появляется (я это так называю) некоторая ритмическая свобода, фактура иногда начинает оживать. До чего мне странно, насколько ощущение фактуры у меня было совершенно утеряно многие годы. Конечно, о фактуре не нужно много думать, ее нельзя делать, но она должна быть сама собой".

 

Он был требователен к себе и к своим ученикам. Известный русский художник С. Чуйков вспоминал, что в 20-е годы во время его учебы во Вхутемасе больше всего учеников записывалось, как правило, именно к Фальку.

 

Был такой случай. Студенты второго курса пожаловались Фальку, что им надоело рисовать голову, они хотели бы рисовать обнаженную фигуру. Фальк, посмотрев их работы, сказал, что и за головы им, к сожалению, приниматься еще рано. И поставил перед ними... табуретку.

 

В 1957 году Роберт Фальк перенес тяжелый инфаркт. А 1 октября 1958 года умер.

 

Ученица Фалька - Т. Сельвинская - так написала о своем учителе: " Удивительная была его жизнь, без суеты, без зависти, без позы, истинная жизнь художника".

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.