Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чтение текстов и создание вторичных научных документов






Чтение научных статей, учебников, хрестоматий и др. материала является одним из базовых видов самостоятельной учебной деятельности студента. Приступая к выполнению заданий по чтению текстов, студентам предлагается ответить на следующие вопросы, структурирующие процесс чтения:

- что к настоящему времени уже известно о содержании текста?

- какой тип чтения требуется при выполнении самостоятельной работы?

- в каком виде должны быть представлены итоги прочтения текста?

- каким образом задания по чтению будут связаны с учебно-исследовательской деятельностью студентов в аудитории?

- как стоит читать тексты, чтобы извлечь максимум пользы?

При выполнении данного вида самостоятельной работы студент имеет возможность также самостоятельно выбрать тип чтения и воспользоваться следующими приемами работы с учебными и научными текстами:

1. “Двойной дневник” предполагает установление взаимосвязи прочитанного материала с актуальными для студента задачами учебной деятельности. Технически дневник оформляется путем разделения страницы конспекта на две части. В левой части предполагается конспектировать те отрывки текста, которые привлекли особое внимание студентов. В правой – необходимо написать комментарий к фразе, которая была отмечена слева:

- почему записана именно эта цитата?

- о чем она заставляет задуматься?

2. “Дневники с реакцией на прочитанное” предполагает письменное выполнение следующих заданий:

- выберите три идеи в тексте, с которыми вы не согласны;

- найдите одну скрытую посылку, на основании которой автор делает соответствующие выводы;

- опишите в хронологическом порядке, как развивалось ваше понимание текста (прочитайте название и первый абзац; запишите две идеи, которые вы уже знаете по этой теме; напишите по два вопроса, ответы на которые надеетесь найти в этом тексте; запишите ответы, когда вы их найдете; зафиксируйте хотя бы три идеи, которые вы не ожидали встретить).

3. “I.N.S.E.R.T.” предполагает сравнение первоначальных ожиданий с результатами чтения. Обработка текста производится с помощью следующих пометок:

“+” – укажите ту часть текста, которая подтверждает верность ваших предположений;

“-” –укажите ту часть текста, которая опровергает ваши предположения;

“! ” – укажите ту часть текста, в котором содержится важная информация, которую вы не ожидали увидеть;

“? ” – укажите ту часть текста, в которой содержится информация, о которой вы хотели бы узнать больше.

Процесс чтения текстов часто сопровождается составлением так называемых вторичных научных документов – тезисов, аннотаций, рецензий.

1. Тезисы представляют собой план, дополненный краткой формулировкой основных положений изучаемого материала. Обычно тезис отвечает на каждый вопрос плана. Тезисы должны быть обязательно расположены в логической последовательности, содержать значительно больше информации, чем содержится в плане.

Тезисы могут быть составлены целиком из авторских высказываний (и тогда они пишутся в кавычках с указанием страниц в виде прямых цитат). Если же тезисы формулируются самим читателем, тогда они излагаются в виде реферативного текста с помощью использования таких глаголов: (автор)……. анализирует, возражает, высказывает мнение, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, определяет, отвечает, размышляет, рекомендует, фиксирует т.д..

2. Аннотация является кратким изложением содержания книги, иногда сопровождаемым оценкой работы. Простая аннотация на книгу может быть составлена даже при беглом просмотре книги, а сложная – только после внимательного прочтения.

3. Рецензия – это отзыв о статье, книге, любой научной работе или художественном произведении, в котором представлены аргументированный анализ, оценка и обоснованы выводы о достоинствах и недостатках рецензируемой работы. Работа студента над рецензией предполагает предварительный анализ работы, тщательное ее изучение (подготовительный этап), а также основной этап, связанный с написанием самой рецензии. В типичный круг вопросов, обсуждаемых рецензентом, входят: правомерность постановки темы, основная идея работы (о чем она и какой основной вывод следует из ее анализа); актуальность, научная новизна, содержательность работы.

Продолжением данного способа организации самостоятельной работы может являться распределение между обучающимися позиций автора и издателя для обсуждения правильности написания рецензии.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.