Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ш. А. Амонашвили






l «Обучение. Оценка. Отметка» (1980),

l «Здравствуйте, дети» (1983),

l «В школу с шести лет» (1986) и др. научно обосновал и проверил на практике условия, содержание и принципы работы с детьми-шестилетками

Главные принципы ненасильственного общения:

l Открытость учителя

l Свободный выбор содержания, форм и методов деятельности, предоставление свободы выбора ученику

l Умения учителя увлечь учеников творчеством

l Умение преодолевать у ученика тревогу и страх

l Умение разрешать конфликты

l Умение учителя опираться на личность ученика

l «Наглядность и активизация учащихся в обучении» Леонида Владимировича Занкова (1901—1977)  
l «Проблемы развивающего обучения» Василия Васильевича Давыдова (1930— 1999)  
Развивающее и воспитывающее обучение

 
 
l «Психология обучения младшего школьника» Даниила Борисовича Эльконина (1904—1984)  

 


Задания для самостоятельной работы:

1. Когда зародилась педагогика сотрудничества как направление. Охарактеризуйте время зарождения педагогических идей педагогов-новаторов. Назовите имена наиболее известных педагогов – новаторов 80-х гг. ХХ в.

На основе анализа дополнительной литературы по теме охарактеризуйте идеи педагогики сотрудничества на примере одного из педагогов-новаторов (В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, М.П. Щетинин и др.) и подготовьте презентацию.

2. В чем суть гуманистического отношения к ребенку по Ш.А. Амонашвили?

3. Раскройте педагогические взгляды В.А. Сухомлинского и покажите их реализацию в практике работы Павлышской школы.

Подготовьте доклад о Палышской школе В. А. Сухомлинского.

4. Согласитесь ли вы с мнением В.А. Сухомлинского, что воспитание – это не сумма мероприятий и приемов, а «мудрое общение взрослого человека с живой душой ребенка»?

5. В школьной практике России, Украины, Беларуси и др. постсоветских стран реализуется развивающее обучение. Оно основано на идее советского психолога Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, опираясь не только на созревшие функции ребенка, но и на те, которые еще только созревают. На основе идеи Л.С. Выготского в 50-х годах развились две концепции развивающего обучения – Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Однако, в настоящее время развивающее обучение не всеми психологами и педагогами воспринимается как благо. Так, например, один из разработчиков концепции эвристического обучения А.В. Хуторской поднимает вопрос: «Нужна ли «зона» для ближайшего развития?»

Проанализируйте нижепредставленный текст и выполните следующие задания:

1)Уточните сущность понятий «зона ближайшего развития», «зона актуального развития», «зона запредельного развития».

2)Проанализируйте мнение А.В. Хуторского по поводу организации учебной деятельности школьников в зонах актуального и ближайшего развития. Предположите, как изменится учебный процесс, если следовать за А.В. Хуторским?

«В определенной степени концепцию Л.С. Выготского, основанную на понятии «зона ближайшего развития» и на связанной с этим понятием необходимости «подражания» ученика учителю, следует считать подходом, отучающим детей от самостоятельности и существенно уменьшающим креативность их образования» [Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя /А.В. Хуторской. – М.: Изд-во ВЛАДОВ-ПРЕСС, 2005. – С.42] Далее А.В. Хуторской подчеркивает, что знаменитая формула Л.С. Выготского зоны ближайшего развития – «это признание неспособности ученика сделать самому продуктивный образовательный шаг без помощи учителя. Отсюда необходимость интериоризации, т.е. перевода внешнего мира внутрь ребенка, который обучается через подражание, постоянно находясь в состоянии внешних подпорок со стороны учителя» [там же С. 43]. Позиция Л.С. Выготского достаточно авторитарна, поскольку схожа с «вкладыванием» учителем знаний в ученика. А.В. Хуторской подчеркивает, что, называя такой подход развивающим обучением, следует толковать его именно так: учитель развивает ребенка, приспосабливая его к «зоне ближайшего развития», но не сам ученик развивается в ходе своей деятельности. То есть ориентир развития направлен на ученика, а не от него. Это принципиальная разница между последователями Л.С. Выготсткого и сторонниками личностно-ориентированного обучения «от ребенка». Различие, выражаемое формулой «с предметом к детям или с детьми к предмету», является критерием самоопределения педагога в его деятельности. Гуманистически понимаемое обучение предполагает первичность развития ребенка и вторичность изучаемых им предметов. А.В. Хуторской рекомендует использовать в своей педагогической деятельности один из «рецептов» эвристического обучения, способствующий развитию творческого мышления учащихся.

3) Используя дидактические принципы концепций развивающего обучения Занкова и Эльконина – Давыдова, обоснуйте собственную позицию по отношению к идеям развивающего обучения и идеям А.В. Хуторского.

 

 

Контрольные задания по теме:

 

Основы теории развивающего обучения заложены в работах следующих учёных:

…………………………………………;

…………………………………………;

………………………………………….

 

Дайте сравнительную характеристику двум основным направлениям развивающего обучения В. В. Давыдова и Л. В. Занкова.

Параметр сравнения: основополагающая концепция, учебный материал, принципы, отличительные черты, направленность системы.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.