Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система персонального менеджмента






 

Сущность системы персонального менеджмента можно представить через призму требований к качествам человека, способного управлять самим собой. Таким образом, складывается своеобразная модель (табл. 3), которую можно представить в виде семи блоков.

Таблица 3

Модель требований к качествам человека,

способного управлять самим собой [8]

Основные требования к менеджеру Содержание критерия Первичные качества (второй уровень)
Личная организованность § Способность жить и работать по системе § Приверженность системному подходу; § умение ценить и эффективно использовать время; § умение сосредоточиться на главном; § умение все делать по порядку; § умение не упускать из вида мелочи; § умение анализировать затраты времени
Самодисциплина § Умение управлять своим поведением § Обязательность; § пунктуальность, точность и четкость исполнения; § собранность; § наличие чувства ответственности
Знание техники личной работы § Знание правил и приемов организации личной работы и умение ими пользоваться § Организация рабочего места; § умение работать с информацией, составлять документы; § умение планировать собственную деятельность; § умение говорить по телефону, слушать и слышать собеседника; § умение делегировать полномочия; § знание технологии коммуникации
Эмоционально-волевой потенциал § Способность управлять своей волей § Трудолюбие; § целеустремленность, решительность; § умение заинтересовать, мотивировать себя на деятельность; § разумный оптимизм; § преданность работе и коллективу; § семейное благополучие; § уверенность в себе
Способность делать себя здоровым § Хорошее состояние здоровья; § гигиена умственного труда § Чередование физических и умственных нагрузок, нормальные питание и сон; § отказ от вредных привычек; § умение расслабляться; § режим труда и отдыха
Способность формулировать и реализовывать жизненные цели § Умение формулировать и добиваться реализации жизненных целей   § Cпособность познать самого себя; § умение принимать решения; § планировать поиск и умение находить новое место работы; § способность быстро адаптироваться в новой ситуации
Самоконтроль § Способность контролировать процессы и результаты своей деятельности § Контроль процессов, результатов; § умение формировать и контролировать стиль своей профессиональной деятельности, свой имидж

 

Задания

В о п р о с ы и з а д а н и я д л я с а м о п р о в е р к и

1. Раскройте понятия: «персональный менеджмент», «менеджер»; «самомаркетинг»; «предприниматель, бизнесмен»; «управление, управленческая деятельность».

2. Выделите ключевые особенности самоменеджмента в социальных системах (управления людьми).

3. Назовите основные функции менеджера и сделайте ранжирование их по степени сложности и значимости.

4. Приведите примеры зарубежного опыта самоменеджмента.

5. Кого из перечисленных лиц вы считаете возможным назвать менеджером: капитана корабля, министра, преподавателя, президента компании, руководителя космического полета, капитана футбольной команды, участника собрания акционеров?

6. Какие качества личности, на ваш взгляд, необходимы современному менеджеру?

7. Назовите наиболее подходящие методы управления студенческой аудиторией, посетителями, ожидающими приема у руководителя вашего предприятия, у врача.

8. Опишите особенности реализации управленческих функций менеджером.

9. Какие качества менеджера для вас наиболее привлекательны?

10. Попытайтесь проанализировать деловые качества руководителя (по месту работы, учебы...).

11. Проанализируйте свою профессиональную деятельность. Как проявляются в ней ваши организационно-управленческие способности? В чем вы видите свои достоинства и как используете их, развиваете, а в чем недостатки и как их устраняете?

 

Попробуйте поразмышлять над следующими вопросами:

Чего я хочу достичь в жизни?

Каковы мои мечты и желания?

Какие люди (родители, педагоги, друзья, приятели, сотрудники) самые важные в моей жизни?

Всегда ли удается мне уделять этим людям, мечтам, целям внимание, которого они заслуживают?

 

 

2. Управление личной карьерой

Тема «Определение значимых жизненных целей, планирование профессиональной карьеры. Технологии поиска и получения работы»

 

Практическое и семинарское занятия

П о н я т и я д л я п о в т о р е н и я

и п р о б л е м ы д л я о б с у ж д е н и я

· Понятие «карьера».

· Проблемы карьеры и лидерства: теоретические основы.

· Виды карьеры (профессиональная; внутриорганизационная; вертикальная, горизонтальная, центростремительная).

· Типовые модели карьеры («трамплин», «лестница», «змея», «перепутье»).

· Выбор значимых жизненных целей в управлении своей карьерой.

· Самомаркетинг.

· Личные способности и карьера.

· Выбор путей поиска работы (подготовка резюме, самореклама, готовность к тестированию, собеседованию, заключению договора, моделирование вариантов карьерного продвижения с учетом критериев делового успеха).

· Главные причины неудач карьерного роста в сфере управления.

· Условия и особенности карьерного роста женщины.

· Семья и карьера.

· Лень и карьера.

 

 

Самостоятельная работа

 

З а д а н и я

1. Проанализируйте и оцените себя по каждому из параметров привлекательной личности. Это поможет вам обратить внимание на недостатки, мешающие достижению успеха, и избавиться от них.

Перечень факторов, составляющих привлекательную личность [9]:

• Манера рукопожатия

• Одежда и осанка

• Голос, его интонация, сила и качество

• Тактичность

• Искренность цели

• Выбор слов и их уместность

• Уравновешенность

• Бескорыстие

• Выражение лица

• Преобладающие мысли (это важно, потому что они регистрируются в умах других людей)

• Энтузиазм

• Честность (интеллектуальная, моральная, экономическая)

2. Попытайтесь ответить на предложенные вопросы и найти обоснование своим ответам:

§ Строите ли вы осознанно свою профессиональную карьеру? Если да, то чем руководствуетесь?

§ В соотношении понятий «профессионализм» и «карьера» что для вас первично?

§ В соотношении понятий «знания» и «карьера» что для вас является определяющим?

§ Какие технологии поиска и способы получения работы вы считаете возможным использовать?

§ Что, на ваш взгляд, является залогом делового успеха?

§ Назовите факторы успеха в вашей карьере.

§ Сформулируйте базовые принципы выбора значимых жизненных целей и приемлемой деловой карьеры. Чем, на ваш взгляд, следует руководствоваться при выстраивании служебной карьеры?

§ Что означают понятия «деловая карьера», «якорь» карьеры?

§ Определите «якорь» своей карьеры и ее движущий мотив из 7 типов: автономия, технико-функциональная компетентность, безопасность и стабильность, управленческая компетентность, предпринимательская креативность, потребность в первенстве, стиль жизни.

§ Определите сущность и отличие понятий «лидер» и «менеджер»; «лидерство» и «управление».

§ Какие, на ваш взгляд, черты характера помогают человеку в поиске работы?

§ Что такое самореклама при трудоустройстве?

§ С чего, на ваш взгляд, следует начинать освоение новой работы? Укажите этапы процесса адаптации к новой должности и сформулируйте правила поведения.

§ Что бы вы могли посоветовать женщине, которая мечтает сделать карьеру?

3. Предложите ваше толкование изречению академика С.П. Капицы «Умный должен быть богатым, но его надо учить зарабатывать».

4. Напишите небольшую творческую работу на тему «Зачем люди делают карьеру»:

- для удовлетворения собственных амбиций;

- из-за стремления к власти;

- их привлекают новые горизонты, большие задачи;

- они желают получать большую зарплату;

- чтобы чувствовать себя стабильно;

- для повышения статуса в обществе, среди окружающих;

- им важен интерес к работе;

- для самовыражения («Я могу делать больше, чем умею!»).

5. Выберите из числа сотрудников своего отдела, компании того, кто, на ваш взгляд, обладает потенциалом развития в качестве руководителя. Обоснуйте, какие профессиональные и личностные качества, модели поведения, способы взаимодействия с коллегами позволяют (могут позволить) ему продвигаться по служебной лестнице. Может ли он в любое необходимое для производства время заменить вас? Выиграет или проиграет от этого компания?

 

И з у ч и т е в ы в о д ы у ч е н ы х.

В д у м а й т е с ь в н и х

1. В результате обследования методами психодиагностики сотен лучших современных руководителей психологи называют определяющими такие признаки руководителя:

  • волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели;
  • настойчив, умеет разумно рисковать;
  • терпелив (готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу);
  • инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки, независим;
  • психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями;
  • хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям;
  • самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи;
  • требователен к себе и другим, умеет спросить за порученную работу;
  • критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны;
  • вынослив, может работать даже в условиях перегрузок;
  • восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами;
  • стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях;
  • оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам;
  • решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критической ситуации брать ответственность на себя;
  • способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить.

2. Специалисты считают, что лидер, чувствуя обстановку и подчиняя эмоции делу, обязан уметь вовремя «включать» нужные качества даже тогда, когда условия работы ненормальны, а окружающие не вызывают симпатий.

Трудность заключается еще в том, что настоящему лидеру приходится совмещать в себе противоположные качества. Например, он должен уметь:

  • широко мыслить, оставаясь в рамках точного знания предмета;
  • понимать и использовать противоположные точки зрения, оставаясь верным своим принципам;
  • не поддаваться чужому нажиму и в то же время не терять сторонников;
  • не соглашаться с противником, однако сохранять с ним нормальные отношения;
  • принимать новые идеи, не занимаясь при этом бесплодным прожектерством;
  • рисковать и как можно реже ошибаться;
  • быть вежливым и тактичным, сохраняя требовательность.

3. Современному лидеру совершенно необходимо быть хорошим психологом. Речь идет, конечно, не столько о специальных знаниях, сколько о знании тех, с кем имеешь дело. Чтобы успешно сотрудничать с человеком, нужно ясно представлять себе такие его личностные особенности, как:

  • степень общительности (способность поддерживать деловые отношения с партнерами и подчиненными);
  • манера поведения (чтобы в определенной мере можно было бы прогнозировать его поступки);
  • деловые и профессиональные качества;
  • потенциальные возможности;
  • вероятные условия, в которых в наибольшей степени могут проявляться работоспособность, творческий потенциал личности.

 

З а д а н и е

Прочтите предложенный ниже текст, определитесь, в каком месте вы согласны с автором. Аргументируйте свою позицию. Предложите (сформулируйте) два-три собственных секрета урока построения карьеры.

 

Уроки построения карьеры

Работа может быть интересной, а может быть жесткой и бессердечной. Вознаграждаются усилия и планирование, но караются безразличие и недостаточная подготовленность. Тот, кто не управляет своей карьерой, кто пускает все на самотек, обычно попадает в неприятные, тупиковые ситуации, становится зависимым от них и не может выработать целесообразный стиль жизни.

Ø Если вас уволили, не спешите ругать работодателя. Спросите себя, почему вы не предвидели такой поворот событий, а если предвидели – почему не предприняли никаких действий. Определите, какую роль сыграли в создавшейся ситуации вы сами. Затем настройтесь на то, чтобы создать себе новую, более хорошую жизнь. В будущем вас ждет лучшее.

Ø Не позволяйте себе ни дня сидеть без работы. Устройтесь добровольцем на несколько часов в неделю, поработайте на полставки во временном агентстве, помогите другу в его работе. Делайте хоть что-нибудь, чтобы не сидеть дома. Избегайте считать себя безработным.

Ø Не работайте на работе, которую ненавидите. Эта ненависть может вас убить.

Ø Избыток успеха может вас испортить. Научитесь чувствовать меру. Успех сам по себе способен вызывать проблемы. Наиболее преуспевающие люди сильнее всех подвержены «выгоранию». Они очень требовательны к себе и к окружающим.

Ø Преуспевать сложно. Если бы это было легко, все бы давно преуспевали.

Ø Для каждого есть его место. Вы сами можете создать то будущее, которого хотите.

Ø Вы полностью контролируете свое будущее. Никто не может вас лишить счастливой жизни, если вы будете планировать ее и работать на это. Никто, кроме вас, не может лишить вас успеха.

Ø Никогда не поздно начать что-нибудь новое.

Ø Ваши друзья – даже далекие – ваши лучшие союзники в поиске работы. Никто не поможет вам больше, чем те, кто уже знает ваше имя. Составьте развернутый список тех, с кем вас сводила жизнь, и сообщите им, в каком вы оказались положении.

Ø Равняйтесь на победителей. Общайтесь с победителями. Как ни удивительно, успех действительно переходит от одних к другим. Ничто не заменит «правильных знакомств» и умения «быть в нужном месте в нужное время».

 

З а д а н и е

Ознакомьтесь с самыми популярными в России мифами о женщинах-лидерах[10], проанализируйте, с каким из них вы согласны и почему.

- «Все женщины-руководители – стервы».

- «С женщинами работать сложнее, они слишком эмоциональны и потому непоследовательны».

- «Мягкость, будто бы присущая женщинам-руководителям, – миф. Все зависит от личности. Вы видели, как дерутся женщины? Это страшная картина».

- «У женщин отсутствуют необходимые для лидерства качества: амбициозность, чувство собственной силы, решительность».

- «Хороший руководитель-женщина – это “сильный мужчина”. Но сколько бы женщина ни стучала кулаком по столу, как бы ни принимала образ этого “сильного мужчины”, никто ей не верит».

- «В руководители выбиваются или властные, или которые с мужьями, или которые только и работают на этом поприще, но неудачницы в каких-то других областях».

- «В российском обществе существует проблема ущемления прав женщин? Это заблуждение: никакой дискриминации по половому признаку у нас нет. Миф – само наличие вопроса о возможности каких-то принципиальных различий между мужчиной и женщиной в стиле руководства».

3. Управление собственным временем

Тема «Управление собственным временем»

Лекция

· Планирование личной работы руководителя и эффективное управление собственным временем.

· Техника планирования личного времени, рациональность его использования (самоанализ и самоконтроль соблюдения установленного распорядка дня, выявление причин отклонения в планировании, поиск резервов оптимального использования рабочего времени и уровня организации труда, повышение качества управления).

 

 

Тема «Время руководителя и эффективность его использования»

 

Практическое занятие

Г р у п п о в а я р а б о т а с т у д е н т о в

 

Методом «мозговой атаки» разработайте и защитите проект, содержащий наиболее оптимальные способы экономии рабочего времени руководителем.

 

 

 

 

Тема «Планирование личной работы руководителя» [11]

Семинар

В о п р о с ы д л я о с м ы с л е н и я

1. Каковы основные принципы планирования работы руководителя?

2. Какие виды планирования вы знаете?

3. Какие инструменты существуют для планирования времени?

4. Каковы ваши предпочтения в выборе способов планирования и управления временем?

5. В чем, на ваш взгляд, главный смысл грамотного планирования личного труда руководителя?

П л а н с е м и н а р а

· Эффективность управления своим временем:

− планирование – основа производственной деятельности;

− реализация плана;

− мониторинг и контроль;

− взаимодействие с другими людьми.

· Планирование личного труда руководителя:

− анализ бюджета времени;

− определение содержания планируемых дел;

− определение времени, необходимого для выполнения этих дел;

− определение основных дел на год;

− составление тематического списка дел на месяц, плана действий на неделю, рабочих планов на день.

· Распорядок рабочего дня:

− планирование дел, исполнению которых не должны помешать никто, ничто.

· Техника планирования личного времени руководителя:

− календарь-еженедельник;

− дневник времени;

− структура дневного времени (календарная часть, раздел служебных и частных дат, раздел адресов и телефонов, общая часть);

− компьютерные системы организации труда;

− тайм-менеджер.

Задумайтесь, прежде чем планировать

Руководитель должен уметь анализировать свое рабочее время и всегда составлять план работы. Однако прежде чем приступить к плану действий, необходимо четко поставить перед собой цель, а для этого дать оценку ситуации, честно ответив себе:

Всегда ли я могу сказать, на что потрачен рабочий день.

Всегда ли я определяю, сколько времени требуется для выполнения дел?

Что помогает мне повысить работоспособность? Что мешает?

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

З а д а н и я

1. В словаре выдающего знатока русского слова В.И. Даля дано исчерпывающее толкование понятия «время»:

«Время – средняя длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение суток за сутками».

Вдумайтесь в это определение.

2. Проанализируйте и опишите, как вы планируете свое время и управляете им. Попытайтесь выяснить причины потери своего рабочего времени, назовите необходимые, на ваш взгляд, условия и предложите способы наиболее экономного его использования.

3. Известный американский ученый в области управления Питер Друкер так характеризует время:

«Время» − самый ограниченный капитал, и если не можешь им распоряжаться, не сможешь распоряжаться ничем другим».

Согласны ли вы с этим утверждением?

4. Постоянный дефицит времени является неотъемлемой частью поведения человека, привыкшего все делать спонтанно, решать проблемы по мере их возникновения, не думающего о том, что многие из них можно было бы предотвратить. Опишите, часто ли вы придерживаетесь таких принципов в личной жизни, переносите ли их на общий стиль жизни своей организации.

5. Ознакомьтесь с материалами научно-информационного вестника «ВУЗ. XXI век». Какие проблемы построения личной карьеры там не раскрыты? Что нового внесли бы в эту проблему? Напишите об этом.

6. «Поспешай медленно», – гласит народная мудрость. Проанализируйте и опишите, как вам удается «медленно спешить» и кто в этом случае выигрывает.

 

 

Тематика рефератов

· Управление своим временем, реализацией жизненных целей.

· Разработка рекомендаций по эффективному использованию рабочего времени менеджера.

· Анализ потерь рабочего времени менеджера (из опыта) и пути его рационального использования.

· Управление временем и рабочими нагрузками.

· Организация планирования каждого, отдельно взятого рабочего дня с записью текущих дел.

· Рабочее время и его элементы. Стиль, приемы, техника личной работы по учету рабочего времени.

 

Контрольные задания

1. Уточните сущность понятий и процессов: «рабочее время», «основное время», «вспомогательное время», «подготовительно-заключительное время», «обслуживание рабочего места», «время технологических и организационных перерывов», «хронометраж операций», «норма времени», «комплексная норма времени», «норматив времени», «диагностика рабочего времени», «самодиагностика времени».

2. Проанализируйте процесс своей учебы с точки зрения присутствия в нем различных элементов рабочего времени.

3. Произведите фотографирование своего рабочего дня и осуществите его анализ.

4. Приведите примеры видов деятельности менеджера с анализом хронометража операций (необходимых и бессмысленных).

5. Проведите рефлексию[12] планирования своего времени как руководителя, сопоставьте его с рекомендациями А.М. Омарова.

6. Назовите известные способы планирования времени и предложите свой.

 

Рекомендации

по планированию последовательности рабочего дня руководителя [13]

- Изучение бюджета рабочего времени по основным направлениям контактов руководителя с вышестоящим руководством, партнерами по горизонтали, подчиненными.

- Анализ содержания включаемых задач и определение времени, требуемого для их решения. Приемлемый расчет рабочего времени, необходимый для исполнения той или иной работы.

- Выявление меры планируемого объема работы и его согласования с бюджетом личного времени. В случае расхождения сравниваемых величин, что весьма вероятно, принимаются меры к их сбалансированию (посредством пересмотра круга решаемых руководителем вопросов, ужесточения режима работы).

- Составление перспективного плана, горизонт которого различен в зависимости от специфики деятельности руководителя. План оформляется чаще всего в виде графика (одновременно используемого в качестве инструмента детализации перспективного плана), в котором последовательно представлены все работы и время их выполнения (к плану рекомендуется приложить список дел, не имеющих конкретных сроков выполнения).

 

 

 

4. Принятие решений и делегирование [14] полномочий

 

Тема «Принятие управленческих решений и делегирование полномочий»

Практическое занятие

Т е м ы и в о п р о с ы д л я о б с у ж д е н и я

1. Обоснуйте необходимость диагностики самоменеджмента для принятия решений.

2. Назовите факторы, влияющие позитивно и негативно на процесс выбора, принятия и реализации решения.

3. Виды управленческих решений и их классификация.

4. Какими должны быть формы, методы и техника принятия решений? Сформулируйте приказ о назначении на должность бухгалтера с соблюдением всех реквизитов документа.

5. Составьте должностную инструкцию занимаемой вами должности.

6. Что такое делегирование полномочий?

7. Цели, принципы, правила делегирования.

8. Преимущества и недостатки делегирования.

9. Проведите самоконтроль качества выполнения своих полномочий.

 

 

И з у ч и т е в ы в о д ы у ч е н ого.

В д у м а й т е с ь в н и х






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.