Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологический подход к периодизации развития личности.






 

Теория развития Льва Семеновича Выготского???

Понимание развития связывается с культурным контекстом. Процесс развития – как процесс освоения культуры или присвоения культурных орудий. Культурные орудия – внешние, направленные на внешний мир, на взаимодействие с другими.

Внутренние орудия – орудия, которые связаны с управлением собственным поведением (внутренние характеристики личности: произвольность процессов, рефлексия).

Основные характеристики детского развития (основные законы):

1. Цикличность детского развития – периоды спада сменяются периодами подъема, стабильные периоды сменяются кризисными.

2. Неравномерность детского развития – разные стороны личности развиваются неравномерно, непропорционально.

3. «Метаморфозы» в детском развитии (существенные преобразования) – ребенок меняется целиком, он становится непохожим на себя предыдущего. Метаморфозы более ярко проявляют себя в кризисах возрастного развития.

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка – чтобы возникло что-то новое, должно разрушиться что-то старое.

5. Закон развития высших психических функций – всякая психическая функция выходит на сцену дважды:

1) итерпсихическая фаза – психическая функция реализуется через взаимодействие с другими людьми (естественное развитие функции).

2) Интрапсихическая фаза – психические функции переходят во внутренний план, они становятся произвольными, внутренне управляемыми (культурное развитие)

Периодизация психического развития:

Основание: смена стабильных и кризисных периодов в жизни человека.

Характеристики стабильного периода:

1) социальная ситуация развития – особенности взаимодействия ребенка с окружающей средой

2) возрастное новообразование – новый тип строения личности и ее деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в основном определяют развитие сознания ребенка и его отношение к среде.

Возрастной кризис – это противоречие между старой социальной ситуацией развития и проявившегося возрастного новообразования.

2 стадии новообразования:

1) приходится на стабильный период – новообразование развивается скрыто

2) критический период – открытое, внешнее развитие

 

1. Кризис новорожденности (от рождения до 1, 5-2 мес.)

2. Младенчество (1, 5 мес. – 1 год)

3. Кризис одного года

4. Ранее детство (1 – 3 г.)

5. Кризис трех лет

6. Дошкольный возраст (3-7)

7. Кризис 7 лет

8. Школьный возраст (7-13)

9. Кризис 13 лет, подростковый кризис

10. Подростковый возраст (пубертатный) (13-18 лет).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.