Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Советская парадигма (парадигма преобразования)






Только в преобразовании предмета науки можно его познать.

2 этапа дискуссий о предмете социальной психологии:

1) 20-е гг. (после революции)

2) конец 50 – начало 60 гг. (оттепель)

 

1. Дискуссия была стимулирована двумя обстоятельствами:

- сама жизнь в условиях послереволюционного общества выдвинула задачу разработки социально-психологической проблематики

- Идейная борьба тех лет неизбежно захватила и область социально-психологического знания. Эта борьба развернулась в те годы между материалистической и идеалистической психологией

Челпанов (защищал позиции идеалистической психологии): социальная психология должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология должна остаться эмпирической наукой независимо от мировоззрения.

1 т.з.: поскольку вся психология с точки зрения марксизма социальна, то зачем нужна какая-то социальная психология, просто единая психология должна быть подразделена на психологию индивида и психологию коллектива. (Артемов)

2 т.з.: вся психология социальна и она должна изучать психику индивида, а социальная психология должна изучать общество и его влияние на индивида.

- Корнилов: реактологический подход к социальной психологии (коллектив понимался лишь как единая реакция его членов на единый раздражитель, а задачей социальной психологии было измерение скорости, силы и динамизма этих коллективных реакций)

- П.П. Блонский: включить психологию как биологическую науку в круг социальных проблем. Противоречие между социальной и какой-либо другой психологией здесь также снималось. Говорил о необходимости анализа роли социальной среды.

- Бехтерев: предмет коллективной рефлексологии: поведение коллективов и поведение личности в коллективе.

- Райснер: предлагал построить марксистскую социальную психологию путем прямого соотнесения с историческим материализмом ряда психологических и физиологических теорий. условные рефлексы отождествлял с надстройкой, а безусловные – с системой производственных отношений.

Социальная психология была объявлена буржуазной наукой и с конца 30-х гг. наступил условный перерыв в развитии социальной психологии.

2. Первый вопрос дискуссии: о предмете и задачах социальной психологии

Второй вопрос: соотношение социальной психологии с психологией и социологией.

В результате дискуссии сложилось три подхода:

1) социальная психология должна изучать массовидные явления (классы, традиции, нравы, общественное мнение, моду, психологию коллективов) (социологи).

2) Главным предметом исследования социальной психологии должна быть личность (типология личностей, положение личности в группе, межличностное отношение и вся система общения) (психологи).

3) личность + массовидные явления.

В вопросе о «границах» социальной психологии можно выделить четыре позиции: 1) социальная психология есть часть социологии; 2) социальная психология есть часть психологии; 3) социальная психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко: а) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии; б) она захватывает «ничью землю» — область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.