Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Постнеклассическая наука






Введение в исследования принципа «Допустимо все» (Фейерабенд)

После того, как в отдельных науках, особенно в физике, появились явления, которые были объяснены с т.з. восточных практик (пр., книга «Даофизика»).

Допускается для объяснения какого-либо явления использование околонаучного и даже псевдонаучного знания.

Приоритет отдается качественным методам исследования, которые способствуют более глубокому пониманию изучаемых явлений.

Тип рефлексии – методологизм (методологическая рефлексия) – направлена на средства познания в самом широком смысле этого слова.

Центральным моментом исследования становится подбор методов исследований. Особое знание уделяется результату, который получается в исследовании. Он должен иметь четкую формализованную форму (быть технологичным).

Новый язык, который делает акцент на понимании психических процессов.

2 парадигмы Дильтея (работал в области психологии сознания и выделил две психологии):

1) Объяснительная психология - должна строиться по типу естественных наук. Основная задача - объяснить и доказать. Основной метод – эксперимент.

2) Описательная психология – должна качественно описывать изучаемые явления. Основной метод – метод понимания.

 

10. Онтологизм, гносеологизм и методологизм как стадии развития рефлексивной составляющей научно­го познания

Все развитие психологии от самого рождения можно рассмотреть как процесс развития от дорефлексивных форм науки к рефлексивным. Чем более зрелая наука, тем больше она использует внутреннюю специфическую рефлексию.

Стадии науки (по Степину)

1) Онтологизм (класс. наука) – соотношение объекта и знания. Результатом является – достижение абсолютной истины (только одно понимание), требуются определенные методы: формальные математические методы, точные науки. Единственно верные – объективные методы

2) Гносеологизм (неклассич. стадия науки) Предмет – соотношение субъекта(ученый) и объекта, множественность. Признаются знания, полученные разными учеными и разными методами. Методы должны быть адекватны цели и задаче исследования. Возникает большое число школ. В отечественной психологии переходом от 1 ко 2 стадии – КИТ Выготского

3) Методологизм (постнеклассическая стадия)- на этой стадии разрешено все! Предмет рефлексии – средства познания, если метод работает – он имеет право на существование, характерны качественные методы исследования. Наиболее характерный тип рефлексии современной науки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.