Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические проблемы историко-психологического исследования. Условия и закономерности развития психологического знания.






Психологию относят к социальным наукам, поэтому психология не может существовать в отрыве от того, что происходит в обществе.

2 тенденции, которые определяют влияние социальных факторов на развитие науки:

1. Социальные факторы могут тормозить развитие науки – деформирующее влияние.

2. Общество формирует запросы науки, оказывая стимулирующее влияние на ее развитие.

 

Существуют еще научно-социальные факторы, которые также оказывают влияние на развитие науки. Связано с тем, что любая наука – это кооперация ученых.

3 научно-социальных факторов:

1. Программа деятельности отдельного ученого часто выражает не запросы науки самой по себе, а те запросы, которые преломляются сквозь призму определенного научного сообщества. Следовательно, в каждом психологическом направлении формируется своя стратегия научного поиска.

2. Способы обучения ученых между собой.

3. Борьба научных школ.

 

В истории психологии было несколько попыток понять логику ее развития (концепции истории психологии).

1. Концепция Э. Боринга

Использовал понятие «дух времени» для объяснения научных открытий в психологии. Открытия не делается до тех пор, пока для него не готово время. И каждый исследователь находится под воздействием атмосферы мнений, которая характерна для каждого конкретного момента. Одним из вариантов этой теории является парадигмальная теория Куна.

Социальные и культурные процессы порождают парадигмы, как признанные всеми научные достижения. Парадигмы в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Когда внутри парадигмы возникают аномалии, т.е. факты, не совместимые с этой парадигмой, возникает кризис и происходит научная революция. В результате этой революции новая парадигма сменяет старую.

 

2. Описание истории психологии через понятие школы (Вудворс)

Данный подход реализовывал по отношению к психологии 20 века.

Выделял 8 наиболее известных школ. По отношению каждой из них описывал разрабатывание в ней проблемы, приемы и методы исследования.

1. Структурная психология

2. Функциональная психология

3. Ассоцианизм

4. Психоанализ

5. Персоналистическая и организмическая психология

6. Целевая или гормическая психология

7. Бихевиоризм

8. Гештальтпсихология

Существует тенденция к размыванию границ между школами (недостаток)

3. Концепция великих людей (концепция героев) – Карлейль

Гражданская и научная история делается великими людьми. Подчеркивается роль личности и ученого в развитии научного знания. Для формировании полного и адекватного представления об особенностях и детерминантах историко-психологического процесса необходимо учитывать все подходы в совокупности.

Кроме социальных факторов на развитие науки действует соответствующая логика научного познания, т.е. в научных теориях всегда есть истинные знания, которые с одной стороны определяются непосредственно социальными факторами, а с другой стороны сохраняют свою самостоятельную тенденцию развития.

В истории психологии выделяют две тенденции в подходах к прошлому науки.

1. Презентизм – характерна установка на то, чтобы рассматривать прошлое науки с точки зрения современных представлений.

2. Антикваризм – предлагает смотреть на прошлое, не учитывая потребности современности.

Каждая тенденция, взятая в отдельности, препятствует построению истиной научной тенденции.

В истории психологии были попытки преодоления этих тенденций и построение новых моделей:

 

1. Принцип диад или принцип контрастирующих пар (Уотсон) – всегда существует биполярная шкала понятий, на основе которой создается научная теория. Каждая из диад носит не только описательный смысл для теории, но и директивный. Недостаток: модель не в состоянии выявить собственную внутреннюю логику развития научного знания.

 

2. В России, начиная с ХХ века, выходят капитальные труды по историографии психологии. Основы заложены Выготским, Ананьевым, Узнадзе, Гальпериным, Смирновым, Ярошевским.

Ярошевский и др. историки психологии:

Инвариантное ядро в психологии обуславливает то, что действует в течение длительного периода времени (пр., психика, личность). Инвариантное ядро независимо от исторического времени. В инвариантное ядро входят категории, принципы, проблемы.

Вариативное ядро – образует понятия, которые являются приобретением определенной исторической эпохи в развитии науки (пр., фрустрация, установка). Понятия изменчивы и могут иметь разный смысл в разные эпохи.

В объяснении появления и развития психологических знаний необходимо учитывать социально-культурные условия и роль личности ученого.

Концепция Ярошевского позволяет объяснять связь современных представлений с прошлым и происходит изменения в ходе ее истории.

 

3. Ждан, Гальперин.

История психологии как процесс становления ее предмета. (душа – сознание – поведение - развитие психики в деятельности).

В целом развитие психологии как науки идет прогрессивным путем и каждый исторический период не может быть однозначно понят как прогрессивное развитие науки. Развитие психологии как науки – это не линейный процесс, а очень сложный путь с психологическими приобретениями и утратами.

Задача истории психологии – оценить развитие психологии в целом как прогрессивный процесс и понять место и значение конкретного исторического периода в развитие психологического знания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.