Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции дескриптивной и нормативной методологии в научном исследовании, сущность методологического эксперимента.






 

Ситуации профессиональной деятельности, требующие методологического анализа

1) ситуация, связанная с возникновением различных парадоксов, главным из которых является разрыв между теоретическими представлениями и реально получаемыми эмпирическими данными.

2) несостоятельность той или иной частной теории

3) ситуация, связанная с невозможностью решения новых задач имеющимися методами.

В конкретной научной методологии выделяют две основные функции методологического знания:

1)Дескриптивная функция – это рефлексия исходных оснований и предпосылок научного познания, которая осуществляется постфактум по отношению к вновь возникающим научным подходам (т.е. это ретроспективное описание уже осуществленных процессов познания). Эта функция имеет ряд подфункций:

- Катализация (ускорение) процесса познания;

- функция проблематизации и критического осмысления научных идей, существующих в культуре и обществе;

- функция творческого развития личности профессионала за счет расширения его кругозора и воспитания культуры мышления).

- функция продумывания стратегии научных исследований и оценка перспективности того или иного научного направления.

 

2)Нормативная функция – состоит в предписании норм и правил научного исследования. Нормативная методология формирует рекомендации и правила осуществления научной деятельности:

- проанализировать литературу по изучаемой проблеме

- выводы по теоретической части работы (они должны быть основанием для построения собственного эмпирического исследования)

- формулирование проблемы исследования, которая фиксируется в рабочей концепции исследования

- описание категориально-понятийного аппарата (понятия, которые используются в работы)

- определение объекта, предмета исследования, формулировка цели, задач, гипотез (теоретической и эмпирической), описание выборки, подбор методов, выбор конкретных методов математической статистики (в соответствии с задачами).

- представление результатов исследования (в описательной и графической форме), наличие интерпретаций и выводов.

 

Методологический эксперимент – проверка в ходе конкретного исследования эвристичности и полезности метод. Знания того или иного уровня для решения возникшей в науке проблемы (познавательной трудности). Успешное решение научной задачи с помощью разрабатываемой методологии позволяет применять это знание для решения аналогичных научных проблем.

 

Базовые понятия методологии:

1) объект исследования – это та часть психической реальности, которая описана в проблеме исследования и на которую направленно исследование

2) предмет исследования – часть объекта, которая представлена в цели исследования (тоже часть психической реальности)

3) средства познавательной деятельности – способы анализа литературы, способы постановки проблемы исследования, способы получения и интерпретации эмпирических данных.) методо. и диагоностике и прогнозировании проф. пригодности, ых - на равомерномтакой степени прямо от исходных метод. к тре

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.