Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа и тяжесть имеющегося заболевания






Заболевание (здесь имеется в виду не классическая болезнь, а скорее процесс «быть больным» в рамках показателей медицинской системы) может, как правило, влиять на переживание болезни разными способами:

· посредством физических или психических симптомов и нарушений, связанных с острым или хроническим заболеванием;

· посредством диагноза как такового; медицинские диагнозы, как правило, несут разнообразные значения, которые могут лежать, например, вдоль измерения «витальной угрозы» (высокая угроза, например, в случае заболевания раком) или измерения «стигматизация» (социальная дискриминация или изоляция). Болезни вроде СПИДа в настоящее время несут высокий риск стигматизации, практически как психические заболевания.

· посредством различных процедур, которые требуются при лечении. Терапевтические мероприятия могут быть причиной значительных физических или психических затруднений (например, когда имеется трансплантированный орган, или когда накапливается побочные эффекты, такие как отсроченные дискинезии после приема нейролептиков);

· посредством всех вышеперечисленных факторов, которые могут вносить вклад в возникновение множества нарушений в социальной адаптации индивида (потеря работы, социальная изоляция и многое другое).

Таким образом, различные аспекты заболевания могут действовать одновременно или один за другим как «стрессоры» или «угрозы», посредством которых, степень физических, психических или социальных стрессов может изменяться в различные моменты времени в течение всей болезни, таким образом, дальше оказывая влияние на переживания пациентом его болезни. Исходя из этого, можно сказать, что нет линейной связи между тяжестью заболевания, его переживанием как угрозы и субъективными страданиями пациента. Проявление одних только симптомов, в общем, не является достаточной причиной для обращения за медицинской помощью. Другие факторы также должны включаться, хотя многими из них часто пренебрегают.

3.1.2.2 Роль социального контекста – отношения врач - пациент

Социальная точка зрения на совокупность экономических, социальных и нормативных требований влияет на все процессы социализации и, как следствие, психологические условия индивидуального развития. Таким образом, она играет ключевую роль в формировании характеристик индивида обретаемых в процессе его социализации.

Особенно важными в опыте переживания болезни являются материальные и институциональные условия в системе здравоохранения, научная ориентация и стандарты в секторе заботы о здоровье (медицина, психология, и так далее), а также соответствующие представления и ориентации относительно здоровья и болезни. На этом фоне важны не только концепции развития болезни и лечения, но и характерные стигматизации и предрассудки, которые могут оказывать эффект на стиль совладания, касающийся здоровья, болезней и лечения. Будет ли болезненное поведение осуждено или оценено как девиантное, зависит от многих моментов в поведении медицинских работников и институционального стиля мышления, а также зависит от обстоятельств и социо-политических факторов. В дополнение к эффекту, создаваемому установленной системой здравоохранения, на индивидуальные концепции заболевания и лечения и на то, как человек переживает болезнь и справляется с ней на индивидуальном уровне, также оказывают влияние парамедицинские, околонаучные концепции и поведенческие паттерны. Они влияют, например, на общий уровень внимания к определенным симптомам, специфическим концепциям болезни или медицинским процедурам.

Особенности нашей медицинской службы, системы здравоохранения и соматического лечения, в том виде, в котором они существуют в настоящее время, оказывают влияние через отношения врач-пациент непосредственно на пациента и на его опыт переживания и поведение по отношению к болезни. Здесь система здравоохранения с ее общей ориентацией на органическую модель болезни, предписывает пациенту пассивно-воспринимающую роль в процессе диагностики и лечения. Пациенту предлагается технически нейтральное отношение, которое поощряет его думать в соматическом ключе, но игнорирует его индивидуальный эмоциональный вклад в происхождение и поддержание его жалоб. Таким образом, его собственный индивидуальный опыт крайне редко берется в расчет. В большей части случаев отношения врач-пациент служат тому, чтобы поддерживать нормальное физическое состояние, таким образом, вызывая у пациентов, которые предпочитают такую концепцию болезни, тенденции к соматизации (Franz/Bautz, 1990). Мы придерживаемся мнения, что такой тип отношений врач-пациент, в общем, поощряет соматизацию и ведет к развитию хронического нездоровья, в смысле, ятрогенных нарушений. Чему пациент учится в этой перспективе, так это тому, что он может гарантировать себе внимание доктора только путем предъявления ему все более тяжелых жалоб и симптомов. В этом понимании, использование системы здравоохранения в меньшей степени является следствием физических жалоб; скорее формирование и выражение телесных симптомов является следствием опыта полученного в процессе диагностики и лечения (напр., ятрогенная соматизация, Simon, 1991). Возрастание частоты соматоформных расстройств в определенных популяциях становится следствием особенностей организации системы здравоохранения, факт едва известный среди врачей. Психоанализ придавал особенное значение специфической динамике в отношениях врач-пациент в этой области (Beckman, 1984). Одним из результатов этого, является признание того, насколько значительно могут быть неуспешны терапевтические усилия, если не уделять внимания эмоционально обусловленным отношениям между врачом и пациентом (переносно-контрпереносные противоречия). Пациент, который хочет использовать данную терапию, должен рассматриваться с точки зрения его предшествующего опыта лечения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.