Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 53. О золоте и серебре, которое израильтяне получили от египтян






 

1. Всякий, кто станет внимательно рассматривать действия домостроительства, относящиеся к двум Заветам и распреде­ленные в соответствии с соразмерностью сроков по возрастам человеческого рода, вполне поймет, насколько могу я предпо­ложить, что подходит первому возрасту человеческого рода, а что — последующему. Ведь Божий Промысл прекрасно всем управляет, так что вся преемственность поколений от Адама до скончания века распределяется точно так же, как у отде­льного человека [распределяется] течение его времени в соот­ветствии с определенными возрастами от детства до старости. И поэтому обращающему благоговейную душу к Божествен­ным чтениям должно различать также и степени добродетели в нравах, по мере их приближения к высшей и совершенной человеческой добродетели. Ибо если он вдруг обнаружит, что иногда малое предписывается малым, а иногда большее — большим, не следует ему, сочтя грехами меньшее в сравнении с большим, заключать из этого, что прилично Богу предписы­вать таковые людям. Но ныне о степенях добродетели рассуж­дать слишком долго, и потому достаточно того, что относится к разрешению настоящего вопроса. Что касается обмана, то высшая и совершенная добродетель — никого не обманывать и соблюдать сказанное: «Да будет в устах ваших: да, да, нет, нет» (Мф.5: 37). Но поскольку это предписано тем, кому обещано уже Царство Небесное, а достигнуть того большего, за что при­читается такая награда — великая добродетель; «ибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают» его (Мф.11: 12), то следует спросить, какими степенями можно достичь этой вершины и совершенства. Понятно, что на этих степенях находятся те, кому обещано было пока что земное царство. Подобным обещанием они, как малые дети, приуготовлялись, и, выпросив земные радости, пока что желанные для них, у единого Бога и Господа всего, начиная с этого и возрастая ду­хом, решались надеяться также и на небесные. Поэтому как высшая и почти божественная добродетель состоит в том, чтобы никого не обманывать, так и предельный порок — в том, чтобы обманывать кого угодно. Для направляющихся от этого предельного порока к той высшей добродетели есть степень — никого из друзей или незнакомцев не обманывать, но врагов иногда обманывать. Отсюда [происходит] также и сказанное поэтом, что уже почти вошло в пословицу: «Хит­рость и храбрость в битве с врагами равны!» (Вергилий. Энеида). Однако могут, как часто бывает это, и врага обманывать несправедливо, как например, когда заключают некий договор о временном мире, именуемый перемирием, и не соблюдают обещания, и в других подобных случаях. И поэтому гораздо более чист и близок к упомянутой высшей добродетели тот, кто, даже если и желает обмануть врага, все же обманывает его не иначе как по Божественному изволению. Ибо какого наказания или на­грады кто достоин, знает или только лишь Бог, или, во всяком случае, [Он знает это] намного лучше и вернее, чем люди.

2. А потому Бог, разумеется, Сам лично никого не обма­нывает, ибо Он — Отец Истины и Истина и Дух Истины. Но, воздавая достойное достойным (ведь и это также относится к справедливости и истине), Он пользуется для возмездия и вознаграждения теми душами, которые находятся на соот­ветствующих уровнях. Итак, если кто-либо заслуживает быть обманутым, то Бог не только Сам лично не обманывает его, но [не обманывает] и через такого человека, который уже любит подобающим образом и упорствует в соблюдении [Господ­него повеления]: «Да будет в устах ваших: да, да, нет, нет» (Мф.5: 37). Также [Он не обманывает] и при помощи ангела, которому не подходит личина обмана, но [делает это] или посредством та­кого человека, который не отрекся еще от страстных желаний подобного рода, или через такого ангела, который по причи­не извращенности своей воли помещен на низших уровнях природы, либо для кары грешников, либо для упражнения и очищения тех, кто возрождается по Богу. Ведь мы читаем, что царь был обманут неверным прорицанием лжепророков, так что можем обнаружить, что это совершилось не без Божест­венного суда, поскольку царь заслуживал быть подобным образом обманутым. И [совершилось это] не через ангела Божия, которому не приличествует воспринимать обязанность обмана, но при помощи ангела заблуждения, добровольно и с радостью стремившегося к тому, чтобы на него была воз­ложена подобная роль (Ср. 3 Пар 22: 6-36). Ведь с помощью некоторых мест Св. Писания более доступно изъясняется то, что усердный и бла­гочестивый читатель может найти также и в других местах, где это менее ясно. Ибо подобным образом Бог наш для блага душ Духом Святым приспособил Божественные Книги, по­скольку пожелал, чтобы мы не только питались ясным, но и упражнялись темным. Итак, на основании того неизреченно­го и возвышенного управления вещами, которое совершается Божественным Промыслом, в разумной душе как бы записан естественный закон, чтобы и в образе жизни, и в земных нравах люди соблюдали подобие приведенного выше распределения. Потому и судья считает недостойным и беззаконным сам лично казнить осужденного, но по его при­говору делает это палач, назначенный для [исполнения] этой обязанности по своей склонности [к подобным делам], чтобы тот, кто по своей жестокости может казнить даже невинно­го, сдерживаемый законами, казнил лишь осужденного. Ведь не сам лично делает это судья, и не посредством правителя, адвоката или кого-либо другого, исполняющего свои обязан­ности, на кого не приличествует возлагать подобное поруче­ние. Поэтому также мы пользуемся неразумными животны­ми для того, что нечестиво делать при помощи людей. Ибо вор, несомненно, заслуживает терзания укусами, но человек делает это не сам лично, и не при помощи сына, родственник ка или кого-либо из своего дома, но при помощи собаки, и этому животному подобает поступать так сообразно уровню [своей] природы. Итак, если должно, чтобы кто-либо претер­пел то, что не подобает делать другим, то некие служители являются посредниками, и на них бывают возложены подо­бающие обязанности. И используя их, сама справедливость руководит не только тем, чтобы каждый претерпел то, что ему следует претерпеть, но также и этими действующими, ибо им не меньше приличествует так поступать. А потому, посколь­ку и египтяне были достойны обмана, и народ Израильский в соответствии с тогдашним возрастом человеческого рода находился еще на таком уровне нравов, что не недостойно для него было обмануть врагов, то случилось, что Бог пове­лел или, вернее, дозволил сообразно их влечению, чтобы они потребовали у египтян золотые и серебряные сосуды, кото­рых они страстно желали, стремясь пока еще к земному цар­ству, — потребовали, не собираясь их отдавать, и получили, как будто собирались вернуть (Ср. Исх.3: 21-22). Бог пожелал, чтобы и награда за столь продолжительные труды и тягости сообразно с уров­нем этих душ не была несправедливой; чтобы не несправед­ливым было также и наказание тех, кого достойно заставил Он потерять то, что должны были бы они получить назад. Итак, Бог не обманщик, — ибо кто не сочтет, что верить в это преступно и нечестиво? — но справедливейший распредели­тель наград и ролей, нечто — что достойно Его одного и Ему одному приличествует, как например, просвещать души и Са­мого Себя представлять им для всецелого наслаждения, делая их мудрыми и блаженными — делающий лично Сам; другое [совершающий] при помощи служащего Ему творения, рас­положенного в соответствии с непреложными законами со­образно заслугам; и кому-то Он приказывает, а кому-то до­зволяет, так что подобным образом Божественный Промысл простирается вплоть до управления малыми птицами, как говорит Господь в Евангелии, и до украшения [полевой] тра­вы, а также и до числа наших волос (Ср. Мф.10: 29-30). Об этом сказано также: «Достигает же от конца и до конца крепко, и управляет всем приятно (Прем.8: 1).

3. А по поводу того, что посредством подчиненных Его законам служений душ Бог наказывает и воздает заслужи­вающим заслуженные кары, в то время как Сам пребывает в высшей степени невозмутимым, написано вполне ясно: «Ты почитаешь несвойственным Твоей силе осудить того, кто не заслуживает наказания. Ибо сила Твоя есть начало правды, и поскольку Ты Господь всех, Ты принуждаешь Себя щадить всех. Силу Твою Ты показываешь неверующим в совершенство силы, а в знающих обличаешь дерзость. Свое же, будучи Госпо­дом сил, Ты судишь с кротостью, и управляешь нами с великой милостью» (Прем.12: 15-18).

4. Также подтверждает Господь и то, что сперва в земных вещах совершается восхождение к небесной праведности, предписываемой более твердым, когда говорит Он: «И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (Лк.16: 12) А то, что сообраз­но своему уровню бывает научаема душа, и Сам Господь по­казывает, говоря: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить» (Ин.16: 12), и апостол [подтверждает], когда гово­рит: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими. Я питал вас молоком, а не твердой пищей, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах; потому что вы еще плотские» (1Кор. 3: 1-2). Итак, то, что произошло с ними в со­ответствии с их уровнем, мы видим осуществляющимся и во всем человеческом роде, так что одно повелевается плотским людям, другое — духовным, в соответствующие времена. Итак, не удивительно, что тем, кто были еще достойны обма­нывать, было приказано обманывать врагов, заслуживающих быть обманутыми. Ибо не были еще достойны они того, что­бы им было сказано: «Любите врагов ваших», но такими были, что надлежало говорить им лишь так: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» (Ср. Мф.5: 43-44). Ведь еще не время было преподать, в сколь широком смысле надлежит понимать этого ближнего. Итак, некое начало было положено под детоводителем, что­бы учителю осталось привести к совершенству. Причем тот же Бог и детоводителя дал младенцам, а именно закон через своего слугу, и учителя возросшим, то есть Евангелие через Своего Единственного [Сына].

 

Вопрос 54. О том, что написано: «Мне же благо прилепляться к Богу» (Пс.72: 28)

 

Все, что существует, или всегда есть одно и то же, или нет. И всякая душа лучше всякого тела; ведь то, что оживотворяет, лучше того, что оживотворяется; а никто не будет спорить, что тело оживотворяется душой, а не душа телом. То же, что не является телом и, однако, есть нечто, — это или душа, или что-то лучше ее. Ибо нет ничего хуже всякого тела, посколь­ку, если бы кто и назвал материю, из которой происходит тело, то ее правильно называют «ничто», поскольку она ли­шена всякого вида. С другой стороны, между телом и душой нельзя найти ничего, что лучше тела, но хуже души. Ибо если бы было нечто среднее, то или оживотворялось бы душой, или оживотворяло бы душу, или ни то ни другое; [с другой стороны] или оживотворяло бы тело, или оживотворялось бы телом, или ни то ни другое. Но все, что оживотворяется душой — тело, если же нечто оживотворяет душу, то это луч­ше, чем душа. Далее, то, что оживотворяет тело — душа; то, что оживотворяется телом — ничто. А ни то ни другое, — то есть не нуждающееся ни в какой жизни и не доставляющее никакой жизни, — это или вообще ничто, или — нечто, что лучше тела и души. Но есть ли нечто таковое в природе, это другой вопрос. А теперь разум познает, что нет ничего между телом и душой, что лучше тела, но хуже души. А то, что лучше всякой души, — это мы называем Богом; и с Ним соединен каждый, кто мыслит Его. Ибо, то, что мыслят — истинно, но не все то, во что верят, истинно. А все, что истинно и при этом удалено от чувств и от разума, в это только лишь верят, и не­возможно, чтобы это чувствовали или мыслили. Итак, соеди­нено с Богом то, что мыслит Бога. Мыслит же Бога разумная душа. Ибо мыслит [она] то, что всегда одно и то же и никогда не претерпевает никакого изменения. Но и тело посредством времени и мест, и сама разумная душа, которая иногда муд­ра, а иногда глупа, претерпевают изменения. А то, что всегда является одним и тем же, безусловно, лучше того, что не яв­ляется таковым. И нет ничего лучше разумной души, кроме одного Бога. Итак, когда [душа] мыслит нечто, что всегда оста­ется одним и тем же, то она, несомненно, мыслит Его. А это есть сама Истина. И поскольку разумная душа, мысля, соеди­няется с Истиной, и это есть благо для души, то справедливо принимают, что как раз об этом-то и сказано: «Мне же благо прилепляться к Богу».

 

Вопрос 55. О том, что написано: «Шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц, и девиц без числа» (Песн.6: 8)

 

Число десять может обозначать познание вселенной. И если это познание относится к внутреннему и умопостига­емому, обозначаемому числом шесть, то будет как бы шесть раз по десять, то есть шестьдесят. Если же [оно относится] к земному и тленному, что можно обозначить числом восемь, то будет восемь раз по десять, то есть восемьдесят. Итак, ца­рицы — это души, царствующие в умопостигаемом и духов­ном; наложницы — те, кто получает земную награду, о ком сказано: «Они получили награду свою» (Ср.Мф.6: 2). «А девицы без числа» — это те, у кого нет определенного знания, и кто может подвер­гаться опасности от различных мнений, ибо число, как было сказано, обозначает определенную и несомненную твердость знания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.