Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объяснительно-иллюстративный метод






Объяснительно-иллюстративный метод обучения (или инфор­мационно-рецептивный, как его иногда называют) заключается в том, что учитель передает учащимся готовую информацию с по­мощью различных средств обучения, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Роль учителя состоит в организации восприятия информации или же способов деятельности (например, по решению задач). Если же ученик вос­принял и понял сообщенную ему информацию или способ действия


и сумел связать их со своими собственными знаниями и представ­лениями, то можно говорить об определенной степени усвоения.

Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устно­го слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, хрестоматия, справочник и т.д.), наглядных средств обучения (демонстрации, кино-, видео-, диафильмы, схемы и таблицы и т.д.), практического показа способов деятельности (проведение лабора­торной работы, решение задачи, составление плана к ответу и пр.).

Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи знаний. Эффективность его прове­рена многовековой практикой работы образовательных учрежде­ний; этот метод завоевал себе прочное место в школах всех стран и на всех ступенях обучения. Очень важно, однако, при этом пони­мать, что использование объяснительно-иллюстративного метода предполагает только осознание, восприятие и запоминание пере­данной информации. Очевидно, что ограничиваться лишь только этим уровнем знаний учащихся невозможно, это противоречит современным целям обучения, воспитания и развития школьни­ков. В то же время этот уровень формирования знаний на первом уровне является начальным этапом любого процесса обучения.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения часто ис­пользуется учителями на уроках физики в начале изучения какой-либо новой темы или нового фрагмента учебного материала, ко­гда у учащихся отсутствуют знания, необходимые для усвоения этого материала. Задача учителя заключается в том, чтобы в каж­дом отдельном случае определить, с чего лучше начать формиро­вание знаний - со словесного изложения, чтения текста учебника или учебного материала или с организации наглядного воспри­ятия (учебной демонстрации, таблицы, рисунка и пр.). Решение этих вопросов зависит от характера изучаемого материала и уровня подготовленности класса, т.е. знаний, которые уже нако­пились у учащихся к моменту изучения нового материала. Напри­мер, изучение электрических явлений в основной школе традици­онно начинается с объяснения учителем электризации тел. По­скольку электрические явления на уроках физики еще не рассмат­ривались, учитель использует в процессе изложения объяснительно-иллюстративный метод. Он может начать с рассказа, объяснить происхождение термина «электричество», привлечь элементы исто­рии физики, а затем проиллюстрировать рассказ демонстрацион­ными опытами. Возможно и другое построение изложения мате­риала. Учитель начинает с опытов и, поскольку явления электриза­ции тел могут быть в какой-то степени знакомы школьникам (из курсов природоведения, из повседневного опыта), опираясь на зри­тельный образ и предшествующие знания, объясняет наблюдаемые явления и излагает новый учебный материал.

В основной школе объяснительно-иллюстративный метод ис­пользуется всегда в сочетании с другими методами обучения.


Возрастные и психологические особенности учащихся этого воз­раста требуют неоднократной смены видов их деятельности для эффективной организации восприятия и усвоения учебного мате­риала. В старших же классах школы возможно использование объяснительно-иллюстративного метода в течение целого урока, если урок изложения нового материала построен в форме лекции. Таким образом, объяснительно-иллюстративный (информа­ционно-рецептивный) метод обучения является одним из самых распространенных методов обучения. В последние годы, в связи с изменениями целей и задач обучения (приоритет отдается задачам воспитания и развития учащихся через приобретаемые знания и умения), методисты рекомендуют такую организацию усвоения информации, при которой учащиеся усваивают не только сами знания, но и их структуру, методы их получения. Большую роль при этом приобретает изложение вопросов методологии и исто­рии познания в физике.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.