Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физическое образование в зарубежной школе






В настоящее время во всем мире ведется интенсивная работа по совершенствованию школьного физического образования: уточ­няются цели обучения физике, принципы отбора содержания учебного материала, модернизируются учебные пособия и другие средства обучения, разрабатываются эффективные формы и мето­ды обучения. Этот процесс обусловлен особенностями происхо­дящей в настоящее время научно-технической революции, кото­рые заключаются в небывало высоких темпах развития науки, в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии науки и техники, в широком внедрении новых информационных технологий во все сферы жиз­ни общества.

В соответствии с этим меняются цели обучения физике в шко­ле. Развитие науки влияет на содержание школьного курса физи­ки, а увеличение подлежащей усвоению информации требует оп­ределенного структурирования учебного материала, предпола­гающего усвоение учащимися общих принципов и законов физи­ки и овладение ими теоретическим способом мышления.

Анализ систем школьного образования в странах Восточной Европы и места курса физики в учебных планах показывает, что:

1. Обучение в школе во всех странах начинается с 6 лет.

2. Обязательное обучение продолжается 10 лет, при этом в ряде
стран оно является единым (Болгария), в других странах после
окончания единой восьмилетней школы учащиеся делятся на по-


токи для продолжения обучения (гимназия - в Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехии или лицей - в Польше, среднее специальное учебное заведение, среднее профессионально-техническое учебное заведение, профессиональная школа).

3. Довузовское обучение продолжается 12 лет.

4. Физика является общеобразовательным, обязательным для
всех учащихся предметом, ее изучение начинается с VI класса, что
соответствует 11-12-летнему возрасту учащихся. В таблице 16
приведено примерное число часов на изучение физике в школах
разных стран.

Таблица 16

 

 

Страна Класс Всего
VI VII VIII IX X XI XII часов
Болгария 2/66 2/66 3/99 3/99 3/99     13/429
Венгрия 2/64 2/64 2/64 2/64 2/64 3/96 3/84 16/500
Польша 2/78 2, 5/95 2, 5/95 3/114 3/114 2/78 2/70 17/644
  физико-матем. лицей 3/114 3/114 3/114 3/110 19/720
  гуманитарный лицей 2/76 2/76 1, 38 1/35 13/493
Чехия и 2/70 2/70 2/70 3/99 3/99 3/99 4/120 19/627
Словакия                

Система физического образования и содержание курса физики в школах разных стран различны, однако можно выделить общие тенденции их развития.

1. Цели обучения физике близки для школ всех стран Восточ­ной Европы и формулируются следующим образом:

- формирование знаний основ физической науки - эксперимен­тальных фактов, понятий, законов, теорий и их практических приложений, формирование физической картины мира;

- формирование знаний об основных методах физической нау­ки - теоретическом и экспериментальном;

- формирование экспериментальных умений - пользоваться
приборами и инструментами, обрабатывать результаты измерений;

- формирование умений самостоятельно приобретать знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- привитие интереса к физической науке, развитие познава­тельных и творческих способностей учащихся и т.д.

Наблюдается общая тенденция изменения целей обучения фи­зике, характерная для школ всех восточноевропейских стран и заключающаяся в постановке новых целей, таких, как формиро­вание знаний о методах научного познания, формирование пред­ставлений о ФКМ, формирование мотивов учения, развитие са­мостоятельности.

2. Совершенствуется ступенчатая структура курса физики: из курса исключается второстепенный материал, дублирование ма-


териала. В ряде случаев расширяется содержание тех или иных вопросов, изучаемых в основной школе, с тем чтобы к ним не воз­вращаться в старшей.

С другой стороны, знания по некоторым темам курса физики развиваются как бы по спирали и некоторые вопросы изучаются три или четыре раза. Так, в курсе физики в школах Чехии только в основной школе некоторые понятия механики, например сила, формируются в VI, VII и VIII классах, кроме того, к ним обраща­ются в I классе гимназии при изучении кинематики и динамики.

3. Во всех курсах физики реализована идея генерализации учебного материала, однако в качестве стержневых выбраны разные понятия. Выше уже говорилось о том, что в школьном курсе физики Венгрии стержневым является понятие взаимодей­ствия. Материал курса физики основной школы группируется вокруг трех законов сохранения: энергии, электрического заряда и импульса. Кроме того, при обучении физике в гимназии боль­шое внимание уделяется изучению общих законов и принципов, которые помогут ученику ориентироваться среди разнообраз­ных явлений.

В курсе физики лицеев Польши материал группируется вокруг нескольких фундаментальных научных теорий, таких, как моле-кулярно-кинетическая теория строения вещества, теория строения атомного ядра, идеи о пространстве-времени и инвариантах пре­образования системы отсчета, законы сохранения. Ведущей идеей программы восьмилетней школы являются модели строения ве­щества и его превращения.

Интегрирующими понятиями курса физики школ и гимназий Чехии являются строение вещества, электрический заряд, сила, силовые поля, энергия, физические величины и их измерение.

4. Усилено внимание к школьному эксперименту, в том числе к
самостоятельному эксперименту учащихся. Особенно интересен в
этом отношении опыт Польши и Чехии, в которых примерно 25%
времени отводится на самостоятельные экспериментальные ис­следования учащихся. Роль эксперимента в процессе обучения из­меняется. Она все больше приближается к той роли, которую экс­перимент играет в науке как метод познания. Соответственно школьный эксперимент используется для обучения учащихся вы­движению гипотез и их проверке, для получения новых знаний.

5. Осуществляется знакомство учащихся с методами познания в
физической науке. В настоящее время это одна из задач обучения физике, а сами методы познания становятся составной частью со­держания курса физики наряду с фактами, понятиями, законами.

В связи с этим в программы включены вопросы или темы, со­держание которых предполагает знакомство учащихся с методами познания в физике. Так, курс физики гимназий Венгрии начинает­ся с темы «Методы познания природы», включающей такие во­просы, как наблюдения, опыты, создание моделей. Болгарский


курс «Физические и химические явления» (VI класс) знакомит учащихся с методами познания после того, как учащимися полу­чены некоторые знания для того, чтобы можно было строить об­суждение соответствующих вопросов.

Полученные учащимися в этих темах знания в дальнейшем ши­роко используются, в частности, при выполнении самостоятель­ного эксперимента. Усиление роли теории в школьном курсе фи­зики позволяет сделать ее «инструментом» познания. Теория ис­пользуется не только для объяснения фактов, но и для их предска­зания. Учащиеся знакомятся с теоретическими методами позна­ния и обучаются их использованию. Так, в курсе физики для I класса гимназий Венгрии специальный параграф учебника по­священ рассказу о методе моделирования как непременном эле­менте человеческого познания. В дальнейшем учащихся обучают моделированию: они строят модели газа, жидкости, твердого те­ла, применяя общие этапы построения модели: 1) накопление опытных фактов, 2) создание модели, 3) предсказание на ее основе новых явлений, 4) проверка правильности предсказаний, 5) при­менение модели, 6) уточнение или создание новой модели.

6. В курсах физики более последовательно реализуется прин­цип политехнизма. В этом плане наибольший интерес представля­ет постановка политехнического образования при обучении фи­зике в школах Венгрии, где эта задача решается не только в курсе физики, но и в курсах «Изучение окружающей среды» (I - V клас­сы школы) и «Техника».

Формирование у учащихся политехнических знаний происхо­дит постепенно, начиная с I класса школы при изучении предмета «Изучение окружающей среды». Этот предмет содержит большой объем материала по физике, включая технические устройства. Так, в I классе изучаются строение и свойства вещества в различ­ных агрегатных состояниях и их использование, во II классе - сис­темы отопления и канализации, звуко- и теплоизоляции, освеще­ние, в III классе - источники и потребители энергии и т.д.

Реализация принципа политехнизма при обучении физике вен­герских школьников осуществляется по разным направлениям. В частности, в учебных программах в разделе «Цели и задачи кур­са» указано, что изучение физики должно содействовать понима­нию учащимися взаимосвязей физики и промышленного произ­водства, научить учащихся пользоваться полученными знаниями и решать простые физические и технические проблемы, способст­вовать развитию их политехнического кругозора.

Принцип политехнизма учтен в разделе «Требования к знани­ям учащихся», где выделены знания политехнического характера и подчеркнута важность усвоения учащимися материала, способ­ствующего их политехническому образованию. Политехнический материал в содержании курса сгруппирован вокруг четырех на­правлений научно-технического прогресса: свойства вещества,


техника измерений, основы энергетики, элементы электротехники и электроники. В таблице 17 в качестве примера показано, в каких темах курса физики отражены эти вопросы.

Таблица 1 7


Класс







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.