Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и методические приемы обучения физике






Результаты обучения зависят как от правильного определения целей и содержания образования, так и от способов достижения целей, иначе говоря, методов.

Учебно-воспитательный процесс - процесс двусторонний, со­четающий обучающую деятельность учителя и учебную деятель­ность школьника. Поэтому метод обучения «представляет собой систему целенаправленных действий учителя, организующих позна­вательную и практическую деятельность учащегося, обеспечиваю­щую усвоение им содержания образования и тем самым достиже­ние целей обучения» [10].

История дидактики и частных методик показала, что методы обучения зависят от целей обучения и содержания образования.

Метод обучения есть категория социальная, так как он зависит от социального заказа общества образовательному учреждению. Как известно, цели обучения подрастающего поколения менялись и дополнялись в соответствии с господствовавшими социальными целями и мировоззрением общества. Так, на ранних этапах ста­новления школы (в эпоху феодализма) единственной задачей, сто­явшей перед учениками, было усвоение преимущественно схола­стических знаний. Очевидно, что методы, которыми пользовался учитель, сводились в основном к рассказу; ученикам же необхо­димо было воспринять информацию и воспроизвести ее. Позже (в период развития буржуазного строя) появилось требование обу­чать применению знаний на практике. В этих условиях учитель должен был организовать не только усвоение и воспроизведение знаний, но и практическое их применение. На современном этапе цели образования коренным образом изменились. Наряду с фор­мированием знаний, умений и навыков учащихся, т.е. решением образовательных задач, перед школой стоит комплекс задач, свя­занных с развитием и воспитанием подрастающего поколения. Задачи развития мышления школьников, их познавательной ак-


тивности и самостоятельности, формирование современного ми­ропонимания являются на сегодняшний день приоритетными. Соответственно изменилась и система методов, используемых в процессе обучения, среди которых особое место принадлежит ме­тодам, организующим познавательную деятельность учащихся различного уровня. Так, рассказ как традиционный для школы метод обучения стали строить проблемно, появился интерес к не­традиционным, творческим задачам, в лабораторные работы учи­теля стали вводить элементы самостоятельного, исследователь­ского эксперимента и др.

Далее, применяемая система методов обучения зависит от со­держания образования. Любое изменение содержания образования -номенклатуры учебных знаний, их структуры - влияет и на отбор методов обучения. Так, принцип генерализации существенно по­влиял на методику преподавания физики в целом и методы обуче­ния в частности: увеличилась роль дедуктивного приема изложе­ния нового материала; увеличилась доля методов обучения, ини­циирующих самостоятельную работу учащихся, повышающих их познавательную активность; более значимыми стали такие мето­ды обучения, как эвристический, исследовательский и т.д.

Наблюдая за процессом обучения, можно увидеть огромное разнообразие видов деятельности учителя и учащихся. Учитель объясняет новый материал - это метод объяснения или метод рас­сказа; школьники решают задачи - это метод решения задач; де­лают лабораторную работу - лабораторный метод обучения; учи­тель использует демонстрационный эксперимент в процессе объ­яснения - метод демонстрации и т.д. Более того, один и тот же учитель один и тот же материал в разных классах может объяс­нять, используя разные методы: в одном - метод рассказа, в дру­гом - метод беседы, а в третьем - метод исследовательской фрон­тальной работы и т.д. В то же время один и тот же метод обуче­ния может быть совершенно по-разному организован в зависимо­сти от предполагаемого уровня познавательной активности школьников и их самостоятельности. Например, лабораторную работу можно провести по инструкции, в которой обозначены все этапы работы, и учащиеся лишь воспроизведут названные учите­лем действия, а можно организовать самостоятельное исследова­ние. Это будет уже исследовательский метод или метод самостоя­тельной работы.

В педагогике кроме понятия метод существует понятие мето­дический прием. Методический прием - это деталь метода, част­ное понятие по отношению к методу.

Следует отметить, что разделение понятий метода и методиче­ского приема относительно. Один и тот же вид деятельности в одних случаях может выступать как метод обучения, в других -как прием. Если учитель объясняет принцип работы прибора (например, амперметра) и в этом состоит дидактическая задача


урока, то он пользуется методом демонстрации, а сопровождаю­щий демонстрацию рассказ учителя - лишь методический прием. Если же демонстрация сопровождает объяснение учителя, то ее можно рассматривать как прием, методом же будет объяснение I учителя. В метод контроля знаний и умений учащихся могут быть I включены такие приемы, как решение задач, опрос (индиви­дуальный или фронтальный), беседа и пр.

Для ориентации в многообразии методов и методических» приемов необходима их систематизация.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.