Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сельское хозяйство. Сельское хозяйство. Вцелях обеспечения страны с.-х






Сельское хозяйство. В целях обеспечения страны с.-х. сырьём и продовольствием в послевоен. время пр-во ввело субсидии и гарантированные цены на с.-х. продукты. Осн. часть земли принадлежит крупным землевладельцам - лендлордам, к-рые сдают её в аренду фермерам. 1/2 фермеров - мелкие и средние собственники. Более 2/3 с.-х. земли (а в Шотландии св. 90%) находится у крупных фермеров; размеры их хозяйств превышают 60 га каждое. В Англии таких хозяйств 27%, в Уэльсе 23%, в Шотландии 30%, в Сев. Ирландии 18%; они дают осн. товарную продукцию. Однако преобладают фермеры, в хозяйствах к-рых обрабатывается менее 16 га (в т. ч. 1/3 из них имеет до 2 га). Ок. 2/з всех занятых в с. х-ве составляет с.-х. пролетариат.

В 1960-70-х гг. заметно усилился процесс концентрации с.-х. произ-ва; в массовом масштабе происходит разорение мелких фермерских х-в - с 1958 по 1968 число таких х-в (с наделами 0, 4-8 га) уменьшилось почти наполовину, а число крупнейших ферм (св. 400 га) выросло в 2 раза.

Гл. отрасль с. х-ва - животноводство, на долю к-poro приходится ок. 70% всей валовой с.-х. продукции, хорошо обеспечено кормовой базой - естеств. угодьями (из 19, 2 млн. га всех с.-х. угодий 5 млн. га под высокопродуктивными культурными лугами и, кроме того, 7 млн. га пастбищ с грубым травостоем), кормовыми культурами (1/2 посевной площади); значит, часть концентрированных кормов импортируется. Разводят молочный и мол очно-мясной скот (12, 4 млн. голов в 1969), овец (26, 6 млн.), свиней (7, 8 млн.) и птицу (127 млн. шт.). О размерах продукции животноводства см. табл. 4. Животноводческая специализация характерна для большинства р-нов и особенно для Запада и Центра страны.

На Востоке и гл. обр. на Юго-Востоке большое значение имеет полеводство: распахано 6 млн. га земли, в т. ч. 3, 8 млн. га под посев зерновых. У залива Уош, по долинам рек Северн, Ившем, Уз, а также вокруг курортов - овощеводство, садоводство и цветоводство. Картофель распространён повсеместно, но больше всего - в Шотландии и Сев. Ирландии. Овёс сеют в более влажных местах. О посевах и сборе сельскохозяйственных культур см. табл. 5.

С.-х. произ-во высокоинтенсивно, имеет высокий уровень механизации. Урожайность осн. с.-х. культур (1969) составляет (в скобках в среднем за 1948- 1952, в ц/га) по пшенице 40, 8 (27, 2), по ячменю 37, 1 (25, 2), по овсу 33, 4 (22, 8). Используются 500 тыс. тракторов и 70 тыс. комбайнов. На поля и на луга вносится значительное количество азотных (909 тыс. т, по содержанию N), фосфорных (466 тыс. т, по содержанию Р2Оз), калийных (500 тыс. т, по содержанию К2О), а также комплексных удобрений.

В результате роста произ-ва с.-х. продукции в послевоен. время улучшилась самообеспеченность страны продовольствием и сократился его импорт. В. полностью удовлетворяет свои потребности в молоке, почти полностью в яйцах, на 95% в картофеле, на 70% в мясе, на 45% в зерне и на 30% в сахаре. Значительно выросло птицеводство (в т. ч. разведение бройлеров), что увеличило в мясном рационе долю битой птицы. Б. ч. продовольствия, получаемая внутри страны, потребляется в свежем виде и продаётся дороже импортного.

Рыболовство. В рыболовстве и обработке рыбы занято 23 тыс. чел. (1968). Улов рыбы держится на уровне ок. 1 млн. т (1026 тыс. т в 1967). В улове преобладают треска, палтус и сельдь. Крупные рыболовные флотилии базируются в портах Северного м.- Халле (Гулль), Грейт-Гримсби, Грейт-Ярмуте, Лоустофте, Абердине, а на зап. побережье - в Флитвуде. Имеется множество мелких рыболовных портов. Лов производится в Северном м. и в дальних водах Атлантики.

Табл. 4. - Производство основной продукции животноводства
Виды продукции В среднем в довоен. годы 1948-52*    
Мясо (разных видов), тыс.т 1214 8345 6545 1001 9920 7285 45 2034 12862 14232 59 2023 12478 14796 54
Молоко, тыс. т
Яйца, млн. шт.т
Шерсть, тыс. т

 

Табл. 5. - Посевные площади и сбор основных с.-х. культур
  Площадь, тыс. га Сбор, тыс. т
Основные с.-х. культуры 1948-1952*     1948-1952*    
Ячмень            
Пшеница            
Овёс            
Картофель           6848**
Сах. свёкла           7118**
* В среднем за год.** 1968.            

Транспорт. Во внутр. грузовых перевозках (т. Км) доля ж. -д. транспорта (1968) составила 22%, автомобильного св. 60, внутр. водного 0, 2, каботажа ок. 16, трубопроводного транспорта 1, 4%. Велико значение морского транспорта, к-рый обслуживает внешнеторг. связи и, кроме того, используется для фрахта. На него приходится 93, 1% общего грузооборота (в т-км). По тоннажу мор. флота (23, 8 млн. брутто per. т в 1969) В. - одна из первых стран в мире. Внешнеторг. связи осуществляются через порты: Лондон - порт мирового значения (грузооборот 59 млн. т), уступает лишь Нью-Йорку и Роттердаму; Ливерпул (29 млн, т), Манчестер, Глазго, Халл (Гулль), Бристоль, Ньюкасл (от 7 до 20 млн. т каждый). Крупнейшие пассажирские порты - Саутхемптон и Дувр; первый, кроме того, важный нефтеналивной порт (грузо оборот 24-28 млн. т', нефть для з-до! Фоли); Милфорд-Хейвен принимав! 28 млн. т нефти.

Дл. жел. дорог 21, 2 тыс. км, и; них 2/3 - двухпутные и многопутные; 10, 5%-электрифицированные. Гл. ж. -д. узел - Лондон (11 лучей); наибольшей грузонапряжённостью отличается направление от Б. Лондона на Зап. Мид-ленд и Ланкашир. По жел. дорогам иду! массовые грузы на дальние расстояния, Сеть автодорог (325, 2 тыс. км) очень разветвлена, хотя широких магистралей мало. Автопарк (1968) 14, 5 млн. машин, в т. ч. 12, 8 млн. легковых. Автотранспортом идёт не только ок. 21з объёма грузовых перевозок, но и подавляющая часть пассажирских. Внутр. водные судох. пути из-за небольшой пропускной способности имеют малое значение; наиболее важен Манчестерский канал. Развит авиатранспорт. Лондонский аэропорт - гл. узел возд. сообщений. В 1968 на авиатранспорт приходилось 491, 5 млн. т-км грузов и 15 млрд. пассажиро-кл.

Внешние экономические связи. Зависимость экономики В. от внешней торговли очень велика; отношение импорта к валовому общественному продукту достигает 28%, а экспорта 24%. Вывозится до 1/3 производимой продукции, ввозится подавляющая часть сырья, а также в среднем ок. 1/2 потребляемого в стране продовольствия. Доля В. в мировой капиталистич. торговле в 1969 составляла 7, 4%, экспорте - 7%, импорте - 7, 7%.

Брит, экспорт отличается высокой долей готовых изделий (88, 3% в 1969, что составляет примерно ок. 1/10 от мирового экспорта готовых изделий). В их числе: оборудование и машины (41, 3% всего экспорта в 1969 против 20% в 1935- 1938 в среднем за год), хл.-бум. и шерстяные ткани (4, 9% против 24% в 1935- 1938), хим. продукты (9, 5% против 6, 3%), нефтепродукты (2, 0% против 1%).

В. ввозит половину необходимого количества жел. руды, почти все цветные и редкие металлы, всю нефть, фосфориты, хлопок и др. виды сырья, продовольствие, а также многие виды готовой пром. продукции (см. табл. 6).

Характерен дефицит торгового баланса и остра проблема платёжного баланса, отрицательное сальдо к-рого стало почти хроническим. В прошлом постоянные рынки стран Содружества (с к-ры-ми В. торгует на основе имперских преференций), входивших также в стерлинговую зону, постепенно теряют прежнюю

Табл. 6. Структура импорта и экспорта по группам товаров (в % к итогу)
  Импорт Экспорт
Группы товаров 1935-1938*   1935-1938*  
Продовольств. товары (включая напитки и табак)   23, 5   6, 0
Сырьё   15, 3   3, 3
Минеральное топливо и смазочные материалы   11, 0   2, 4
Готовые изделия и полуфабрикаты   49, 9   88, 3
* В среднем за год.        

устойчивость для В.; к тому же в ее импорте снижается доля сырья и продовольствия, которые шли из этих стран. К 1969 (против 50-х гг.) доля стран Содружества по экспорту сократилась с 44% до 19, 2%, а по импорту - с 38% до 26, 4%. С развитием технического прогресса всё большее значение приобретают для В. рынки индустриальных зап.-ев-роп. стран; на них падает 41, 5% импорта и 34, 5% экспорта В. (1969), притом на страны Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) - 17, 1% импорта и 13% экспорта, а на страны Европейского экономич. сообщества (ЕЭС) - 22% импорта и 18, 3% экспорта. Из отдельных стран крупнейшие торг, контрагенты В.- США, ФРГ и Канада. На социалистич. страны приходится всего 3, 7% внешнеторг. оборота. В В. создан (1967) Совет по торговле с Вост. Европой, включая и СССР.

В.- крупный экспортёр капитала; брит, инвестиции оцениваются ок. 18 млрд. ф. ст. (1967), 2/3 из них в странах стерлинговой зоны (ЮАР, Австралия, Индия, Ирландия и др.). Денежная единица - фунт стерлингов (по курсу Госбанка СССР на янв. 1971 1 англ. ф. ст. = 2, 1537 руб.).

Экономикогеографические районы. При отсутствии резких порайонных контрастов в уровне развития капитализма можно выделить 11 экономич. рнов по степени развития производит, сил и производств, специализации, особенностям формирования х-ва, преобладанию- сложившихся территориа льнопроизводств. связей.

Юго-Восточный (столичный) р-н (1/6 терр., 1/3 населения страны и ок. 1/3 стоимости продукции обрабат. пром-сти В.), наиболее растущий, с высоким уровнем развития пром. и с. -х. произ-ва. Имеет благоприятное трансп. -географич. положение. Ядро рна - конурбация Б. Лондона, вокруг к-рой создаётся кольцо разнообразных по функциям пригородов (здесь и 8 " новых" городов). Промышленную специализацию района определяют отрасли, обслуживающие город и связанные с портом (швейная, мебельная, ювелирная, пищ., хим., нефтеперераб. и пр.), а главное - новые отрасли машиностроения (электро-технич., автомоб. и авиационная), осевшие в пригородной зоне. Вокруг конурбации сосредоточены многочисл. н. -и. центры (в т. ч. атомные - Харуэлл, Амершем, Олдермастон), на Ю. -В. два старейших университетских центра - Оксфорд и Кембридж.

На Ю. -В. наиболее крупные посевы пшеницы, ячменя и сах. свёклы, развито молочномясное животноводство, б. ч. с. -х. продукции рна поглощается лондонским рынком. Вдоль побережья - курортная зона.

Западно - Мидлендский р-н во главе с конурбацией Бирмингема - " Чёрной страны" - крупный растущий пром. р-н в центр, части В. Здесь, наряду с исторически сложившейся специализацией на сталеплавильном произ-ве, цв. металлургии и металлообработке, - новейшее машиностроение (особенно автомоб. пром-сть, а также электротехнич., авиац. и станкостроит. пром-сть). Осн. центры: Бирмингем, Ковентри и Вулверхемптон. Пром-сть даёт 1/3 брит, автомобилей и станков, ещё больше велосипедов, частей для самолётов и металлоизделий, 1/4 электротехнич. изделий, св.1/3 стальных и чугунных труб и медной проволоки. На С. -З. - " гончарный округ" с центром Сток-он-Трент (41s брит, фарфорофаянсовых изделий). В с. х-ве района преобладает молочное животноводство.

Восточно - Мидлендский р-н - " растущий" пром. р-н с несколькими значит, центрами: Ноттингем, Лестер, Дерби, Нортхемптон. Наряду с традиционными для этого рна отраслями- трикотажной и обувной (412 брит, обуви), имеются машиностроение, обслуживающее эти отрасли, и, кроме того, произ-во шахтного оборудования, электротехника (в т. ч. энергетич. оборудование); в Дерби - крупное моторостроение, авиац. и др. заводы фирмы " Роллс-Ройс". В новом городе Корби (у месторождения жел. руды) - чёрная металлургия. В с. х-ве - молочное животноводство и специализированный откорм скота.

Ланкаширский р-н (1/6 нас. и 1/7 пром. рабочих В.) по уровню развития производит, сил стоит на 3-м месте, а по степени урбанизации его можно сравнить лишь с Лондонской конурбацией. Пром. центры группируются в 2 крупные конурбации Манчестера и Ливерпула, а также у Манчестерского канала, по сев. краю Россендейлского плато и в юж. части кам. -уг. бассейна, куда передвинулся центр тяжести угледобычи. Район выпускает 213 хл. -бум. тканей, ]14 электротехнич. изделий и локомотивов, '1в самолётов и примерно '14 хим. продукции В. Ливерпул возглавляет 2-й в стране портовый комплекс со специфической промышленностью: судостроением, цветной металлургией, хим. и пищевыми предприятиями, а в новых пригородах и автомобилестроением. В зоне Манчестерского канала цветная и чёрная металлургия, нефтеперераб., химия., в т. ч. нефтехимич. (Станлоу, Карринг-тон, Ранкорн, Уиднес), бумажная промышленность. К Ю. от канала, в Чешире, разработки поваренной соли. Атомная пром-сть (расщепляющиеся материалы) в Спрингфилде, Кейпенхерсте, Рисли. В с. х-ве - молочное животноводство (Чешир), птицеводство и высокотоварное пригородное х-во.

Йоркширский р-н включает крупнейший в стране кам. -уг. басе., конурбацию текстильных городов Лидса - Брадфорда (70% брит, шерстяных тканей), пром. узел Шеффилда, портовый комплекс Хамберсайда и центр чёрной металлургии - Сканторп, возникший у Фродингемского железорудного месторождения. В крупных текст, городах развито и машиностроение, в т. ч. станкостроение (в Галифаксе), электротехника (в Лидсе); произ-во высококачеств. стали и знаменитых ножевых изделий и режущих инструментов (в Шеффилде), тракторов, локомотивов и искусств, волокна (в Донкастере). В Хамберсайде, где находится гл. порт Халл (Гулль), обслуживающий весь р-н, развивается новый комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехим. произ-в (в Иммингеме). Рыболовство (порты Грейт-Гримсби и Халл). В с. х-ве - молочное животноводство близ городов, растениеводство на Йоркширской низм., овцеводство в предгорьях Пеннин.

Северо-Восточный район включает крупный Нортамберленд-Да-ремский кам. -уг. басе. Занимает 2-е место в стране по произ-ву судов после Клайдсайда. Осн. отрасли пром-сти: кам. -уг., судостроит., металлургич., тяжёлое машиностроение и химическая. Велико значение новейших нефтехим. произ-в (Биллингем-Уилтон). В р-не 3 пром. узла: Тайнсайд по р. Тайн с центром Ньюкасл, Уирсайд по р. Уир с центром Сандерленд и Тиссайд по р. Тис с центром Мидлсбро. Р-н с 30-х гг. в числе " депрессивных".

Северо-Западный р-н (Камберлендский) имеет сходную с Северо-Восточным пром. специализацию, но масштабы произ-ва намного меньше - удельный вес пром-сти невелик. Наиболее значит, пром. центр - Барроу с чёрной металлургией и произ-вом судов, в т. ч. атомных подводных лодок. Центр, горная часть рна - " озёрный округ" - край туризма.

Юго-Западный р-н - индустрия лыю-агр. р-н с развитым курортным делом. Пром. узел сложился вокруг Бристоля, где портовое х-во сочетается с авиастроением, а также хим. произ-вом в Севернсайде. Развито молочное животноводство (кормовая база - зеленеющие круглый год луга), снабжающее лондонский рынок молочными продуктами, а зимой и молоком.

Уэльс, Шотландия и Сев. Ирландия - нац. р-ны. Здесь большая доля занятых в с. х-ве (в Сев. Ирландии 17, 5%, в Уэльсе 8, 2%, в Шотландии 7, 3%) и постоянный отток населения в др. р-ны страны или за границу.

В Уэльсе- крупный угольный басе. у юж. побережья, з-ды чёрной (в год выплавляется до 6 млн. т стали и св. 4 млн. т чугуна - 1-е место в стране) и цветной металлургии, хим. и нефтеперераб. пром-сть. Основные центры: Кардифф, Суонси, Ньюпорт. Редконаселённая центр, часть - край овцеводства.

В Шотландии основное население тяготеет к Среднешотландской низм. с пром. узлом Клайдсайд у р. Клайд (центр Глазго) и столицей Шотландии - Эдинбургом. Осн. отрасли пром-сти: угольная, чёрная металлургия, судостроение (1-е место в стране по выпуску судов) и тяжёлое машиностроение, значит, развитие получает электроника. В вост. части - новые отрасли - нефтепереработка и нефтехимия (Грейнджмут). На Сев. нагорье - ГЭС и небольшие алюм. з-ды. На низменности - молочное и мясное животноводство, а также выращивание зерновых и картофеля, на нагорьях - овцеводство.

Северная Ирландия - ин-дустр. -аграрный р-н. Пром-сть - машиностроение, в т. ч. судостроение (Белфаст); текстильная (Белфаст, Лондондерри), химическая (Лондондерри и др.); в ряде малых городов - новая отрасль: произ-во синтетич. волокон. С. х-во издавна поставляет скот на англ, рынок. Лит.: Добров А. С., Великобритания, М., 1955; Английские монополии. Со. статей, пер. с англ., М., 1955; Экономика и политика Англии после второй мировой войны, М., 1958; Дуб и некий Л. С., Монополии и экономика Англии (до второй мировой войны), М., 1960; Структурные изменения в промышленности СТА, Англии и ФРГ в послевоенные годы. [Сб. ст. ], М., 1962; ВолковМ. Я., ПромышленностьАнглии, М., 1965; ЭкономическаягеографиякапиталистическихстранЕвропы, М., 1966; Со-лодкинР. Г., Англиянамировыхрынках, М., 1969; Demangeon A., The British Isles, 3 ed., L., 1952; Alien G. C., The structure of industry in Britain, 2 ed., L., 1968; Great Britain; Geographical essays, ed. by J. Mitchell, Camb., 1962; В i с k-m о r e D. P. and Shaw M. A. (eds), The atlas of Britain and Northern Ireland, Oxf., 1963; Coppock J. T., An agricultural atlas of England and Wales, L., 1964; The British Isles. A systematic geography, L., 1965; Gilchrist Shirlaw D. W., An agricultural geography of Great Britain, Oxf. 1966; Sample Census, 1966. England and Wales L., 1967; Sample Census, 1966. Scotland, Edin. 1967; " Annual Abstract of Statistics" (L., с 1840); " Monthly Digest of Statistics" (L. с 1946). Н. М. Польская






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.