Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VII. Экономико-географический очерк. Общая характеристика хозяйства






Общая характеристика хозяйства. Я.-высокоразвитая индустриальная страна капиталистич. мира. После восстановления довоен. уровня в нач. 50-х гг. темпы роста её экономики были самыми высокими среди развитых капнталисткд. стран. С 1951 по 1973 среднегодовые темпы роста валового нац. продукта (ВНЩ составили 10%. В 1969 по объёму ВНП и пром. произ-ва Я. вышла на 2-е место в капиталистич. мире (после США). Доля Я. в мировом капиталистич. произ-ве в 1976 составила 9, 5% (2% в 1950, 5, 5% в 1965). По размерам внешнеторг. оборота Я. занимает 3-е место среди капиталистич. стран (после США и ФРГ). Её доля в мировом капиталистич. экспорте и импорте в послевоен. период неуклонно возрастала и достигла соответственно 7, 5% и 7, 1% (1976). (Карту см. на вклейке к стр. 529.)

Осн. факторами, способствовавшими высоким темпам экономич. роста, были: коренная реконструкция пром-сти и др. отраслей экономики на базе новейшей техники и технологии; высокий уровень валовых внутр. инвестиций в гос. расходах (их доля в ВНП составляла 30-35%); относительное уменьшение затрат на социальные нужды; высокая доля личных сбережений (ок. 30% дохода); наличие высококвалифицир. трудовых ресурсов; до 1973 сказывался также низкий уровень мировых цен на импортируемые сырьевые и топливно-энергетич. ресурсы. Действие названных и ряда др. факторов развёртывалось в условиях усиления мер гос.-монополистич. регулирования экономики.

После поражения япон. милитаризма во 2-й мировой войне необходимость обеспечения ускоренного экономич. роста и быстрой индустриализации рассматривалась гос.-монополистич. олигархией Я. в качестве главной цели гос. политики. Реализация этой программы требовала широкого гос. вмешательства в частную производственную деятельность и установления тесных связей между гос-вом и корпорациями. Ведущие отрасли пром-сти получили специальную правительств, помощь в виде беспошлинного импорта оборудования, практики ускоренной амортизации, займов, субсидирования экспорта, защиты от иностр. конкуренции, налоговых льгот, квот на сырьё и т. д. Япон. пр-во содействовало кредитованию производств, компаний, что обеспечивало высокий уровень инвестиций, а отложенные прибыли облагались более низкими налоговыми ставками, чем личные доходы, что способствовало накоплению капитала я росту сбережений. Высокие косвенные налоги также стимулировали сбережения. Структура гос. расходов была подчинена интересам наращивания частных производств, инвестиций. Эти экономич. рычаги способствовали перераспределению материальных, трудовых и финанс. ресурсов в пользу наиболее быстро развивающихся отраслей и корпораций. Гос. воздействие на экономику Я. охватывает почти все стороны обществ, воспроизводства. Доля гос. средств в формировании основного капитала составляет примерно 25%. Вместе с тем гос. сектор в экономике Я. ограничен традиционными сферами (транспорт, связь, табачная пром-сть и т. п.). На него приходится лишь 12% всех занятых в стране, из к-рых почти 1/2 работает в центральных правительств, учреждениях.

В 1975 ВНП Я. составил 476, 6 млрд. долл. 6, 6% чистого внутр. продукта (нац. дохода) было создано в первичных отраслях (с. х-во, лесное х-во, морской промысел, добывающая пром-сть), 35, 9% - во вторичных отраслях (в т. ч. 26, 9% в обрабатывающей пром-сти, 8, 6% в стр-ве), 57, 5% в сфере услуг - в торговле (19, 3%), на транспорте и связи (7%), в финанс. сфере (12%) и др. В 1975 в структуре валового нац. расхода Я. наибольший уд. вес занимало личное потребление (56, 6%), доля государственного потребления составляла 11, 1%, валовых внутренних инвестиций в основные средства - 30, 8%, прироста запасов - 1, 5%.

Я. имеет широкие внешнеэкономич. связи. Доля экспорта товаров и услуг в ВНП составила 13, 9% в 1975. В то же время экономика страны нуждается в большом кол-ве привозного сырья и топлива. Доля импорта в структуре валового нац. расхода - 13%. Отсюда высокая зависимость Я. от конъюнктуры мирового капиталистич. рынка. Я.- крупный экспортёр капитала. По размерам прямых частных капиталовложений за границей (19, 4 млрд. долл. в 1976/77) она занимает 4-е место (после США, Великобритании и ФРГ).

Активное сальдо внешнеторг. и платёжного балансов способствовало притоку в страну иностр. валюты. В 1971 и в 1973 Я. произвела две ревальвации иены, после чего перешла на плавающий курс своей валюты. Золотовалютные резервы Я. выросли с 4, 8 млрд. долл. в 1970 до 29, 4 млрд. долл. в 1978. Накопление Я. крупных валютных резервов ведёт к повышению курса иены по отношению к осн. валютам капиталистич. стран, прежде всего к амер. доллару, что ухудшает возможности япон, экспорта, но одновременно стимулирует экспорт капитала и удешевляет импорт сырья.

Для япон. экономики характерна высокая степень концентрации произ-ва и централизация капитала. После роспуска в 1946 старых концернов - дзайбацу в стране начали формироваться новые монополистич. объединения, среди к-рых господствующее положение заняли финансовые группы " Мицубиси", " Мицуи", " Сумитомо", " Фудзи-Ясуда", " Санва", " Дайити кангё гинко". В отличие от дзайбацу, к-рые, как правило, возглавлялись семейными " держательскими компаниями", совр. финансовые группы представляют собой объединения мощных пром. и финансово-кредитных корпораций, связанных общими коммерч. интересами, взаимным владением акциями и переплетающимися директоратами. Такой характер совр. финансовых групп придаёт им большую манёвренность в обходе действующих норм " антимонополистического законодательства". Высокомонополизированы такие отрасли пром-сти, как чёрная и цветная металлургия, нефтехимия, судостроение, автомобилестроение, произ-во искусств, волокна, пищевая пром-сть. Напр., 3 крупнейшие металлур-гич. компании-" Синниппон сзйтэцу", " Ниппон кокан" и " Кавасаки сэйтэцу" - производят ок. 70% чугуна и стали, 60% проката. В автомобилестроении 2 компании - " Тоёта дзидося" и " Ниссан дзидося" - выпускают св. 90% автомобилей. На долю 10 ведущих торг, компаний приходится св. 1/2 общего объёма ртгутр. торговли, через них проходит 1/2 всего экспорта и 3/з импорта Я. Деятельность ведущих япон. монополий перерастает нац. границы. Среди 200 крупнейших компаний капиталистического мира - 18 японские (1976; в 1961 - только 8).

В сер. 70-х гг. в структуре экономич. развития Я. наметились важные изменения. Экономич., валютный, экологич., инфляционный и энергетич. кризисы, охватившие капиталистич. страны, вызвали в Я. (к-рая среди главных капиталистич. стран в наибольшей степени зависит от внеш. сырьевых и энергетич. источников) серьёзные экономич. осложнения. Действие многих факторов, благоприятствовавших высоким темпам экономич. роста, было ослаблено или сведено на нет. В результате борьбы трудящихся произошло сближение уровней заработной платы в Я. и др. развитых капиталистич. странах. Резкое повышение мировых цен на нефть и сырьё повысило издержки произ-ва, что снизило конкурентоспособность япон. товаров на мировом рынке. С наибольшей силой кризис 1974-75 ударил по т. н. базовым отраслям, развитием к-рых был обусловлен быстрый экономич. рост в предыдущие годы. Я. встала перед необходимостью изменения структуры экономики - перенесения центра тяжести экономич. роста с материало-и энергоёмких отраслей, таких, как чёрная металлургия, судостроение, нефтехимия на отрасли материале- и энергосберегающего типа. В гос. программах экономич. развития на 2-ю пол. 70-х гг. в 80-е гг. выдвигается задача преимущественного развития наукоёмких отраслей, совершенствования экономич. в социальной инфраструктуры.

Промышленность. С 1965 по 1975 в отраслевой структуре пром-сти удельный вес тяжёлой индустрии возрос с 41% до 70%, гл. обр. за счёт машиностроения и металлургии: удельный вес лёгкой и пищ. пром-сти соответственно снизился с 52% до 29%. Характерная особенность япон. обрабатывающей пром-сти, особенно машиностроения, - сосуществование крупного произ-ва с мелким. Мелкие и средние предприятия (менее 100 занятых), на к-рых работает '/г всех занятых, выпускают ок. 30% условной чистой продукции. Многие из мелких предприятий выполняют субподрядные операции для крупных компаний. Значительно выросли в Я. такие традиционные отрасли пром-сти, как судостроение, чёрная металлургия, произ-во стройматериалов, нефтепереработка. К числу новых отраслей, к-рые особенно активно развивались в послевоен. время, относятся: приборостроение, произ-во электронных изделий, медикаментов, нефтехимия, станко- и автомобилестроение (см. табл. 3).

Табл. 3.-Структура промышленности (по количеству занятых, %)

       
Промышленность в целом....... 100, 0 100, 0 100, 0
В том числе:      
Добывающая пром-сть... 4, 90 1, 87 0, 61
Электроэнергия, газо- и водоснабжение.. 3, 96 3, 27 2, 85
Переработка нефти.... 0, 85 1, 30 1, 55
Металлургия 8, 01 9, 10 10, 35
Общее машиностроение... 14, 50 27, 73 37, 63
Электротехника н электроника 2, 57 7, 84 13, 56
Транспортное      
машиностроение...... 4, 25 8, 99 10, 98
Химическая пром-сть... 8, 19 8, 23 8, 79
Текстильная пром-сть...   13, 32 8, 85
Пищевая пром-сть... 19, 29 11, 65 6, 87

В отличие от структуры пром-сти, её размещение остаётся в общем без особых изменений. Почти 2/з терр. страны, где проживает до 30 млн. чел., можно отнести к категориям экономически сравнительно менее развитых р-нов, в то время как 4/з терр. - В. Хонсю (где живёт ок. 80 млн. чел.) сохраняет за собой ведущее положение; именно здесь формируется Тихоокеанский индустриально-транспортный пояс (15 префектур), на к-рый приходится 3/4 промышленного производства Я.

Добывающая промышленность. Удельный вес добывающей пром-сти в послевоенные годы сокращается. Наибольшее значение имеет угледобывающая пром-сть. Начата добыча природного газа. Местная добыча нефти незначительна. За счёт собственной жел. руды покрывается менее 10% потребности. Имеются значит, запасы меди (на о. Хонсю - в префектурах Акита, Тотиги и Ибараки, где расположены крупные месторождения - Асио и Хитати; на о. Сикоку - в Бесси), пиритов, цинка, свинца, каолина (гл. обр. на о. Хонсю - в р-не зал. Исе и на С.-В.), талька, натуральной серы. В небольших кол-вах добывают марганец, хромиты, висмут, платину и др. Однако свои потребности по большинству видов полезных ископаемых Я. удовлетворяет в основном за счёт импорта.

Энергетика. В структуре энергетического баланса старые источники получения энергии уголь и гидроэнергия отошли на второй план и тем самым сократилась роль внутренних источников энергии. К 1975 удельный вес внеш. источников повысился за счёт нефти до 90%. Доля различных источников в энергобалансе Я. в сер. 70-х гг. составляла (%): нефть 75; кам. уголь 18, 5; природный газ 1, 5; прочие (включая гидроэнергию) 5%. В связи с мировым энергетич. кризисом возросло использование угля, активно ведётся строительство АЭС и изучается возможность использования геотермической энергии. В 1965 в Я. было ввезено 70 млн т нефти, а в 1977 - 237 млн. Мощность нефтеперерабатывающих заводов 277, 6 млн. т (нач. 1977). Установленная мощность электростанций за 1955-77 возросла более чем в 5 раз и достигла 81, 5 млн. квт, в т. ч. 50, 5 млн. квт - ТЭС, 23 млн. кет - ГЭС, 8 млн. квт - АЭС. В начале 1978 действовало 14 АЭС и сооружалось ещё 13 станций.

Обрабатывающая пром-сть. Чёрная металлургия Я. занимает по объёму производства 2-е место среди капиталистич. стран (после США). Особое внимание уделялось внедрению передовой техники: конверторного способа произ-ва (свыше 80%), увеличению единиц мощности доменных печей. Лидером металлургии является мощная корпорация " Ниппон сэйтэцу" (объединяет свыше 500 разного рода компаний, организаций и н.-и. учреждений) - крупнейшая металлургич. фирма капиталистич. мира. Импортная жел. руда составляет 90% от всего потребления. В 1977 было ввезено 115 млн. т жел. руды, гл. обр. из Австралии, стран Лат. Америки и Юж. Африки; угля (из Австралии, Индии, Канады) - св. 60 млн. т. Наиболее важными центрами чёрной металлургии являются г. Китакюсю, агломерация г. Осака с группой прилегающих городов от Химедзи на 3. до Вакаямы на Ю.-В., г. Нагоя, Токийская агломерация (с гл. центром Кавасаки) и г. Тиба.

Цветная металлургия имеет своей основой традиц. произ-во меди, цинка и свинца. Однако внутр. потребности в значит, степени покрываются импортом (в 1977 было ввезено 115 тыс. т первичной меди). Я. занимает 2-е место в капиталистич. мире по произ-ву алюминия (крупный импортёр его, закупает ежегодно от 300 до 370 тыс. т). Производится выплавка и многих других металлов (магния, титана, никеля, редких металлов).

Машиностроение - одна из отраслей, к-рые развиваются особенно быстрыми темпами. К числу наиболее развитых подотраслей можно огнести энергетич., электротехнич. машиностроение, произ-во технологического, насосно-компрессорного и холодильного оборудования, транспортное, с.-х., строит, машиностроение. Значит, развитие получили приборостроение, изготовление точных инструментов и механизмов, произ-во шарикоподшипников, мед. и оптич. аппаратуры. Часть продукции япон. машиностроения ориентируется на внеш. рынок - суда, автомобили, комплектное промышленное оборудование, радиоэлектронная аппаратура.

По судостроению и экспорту судов Я. занимает 1-е место в мире; в 1976 на долю Я. приходилось св. '/з всего мирового тоннажа спущенных на воду судов. Более '/2 производимых судов экспортируется. Электротехннч. и электронная пром-сть производит прежде всего бытовую аппаратуру (39, 7% всего капиталистического произ-ва в 1976), широко идущую на мировые рынки, а также разнообразный ассортимент аппаратуры пром. и науч. назначения. Произ-во опирается на широкую научно-экспериментальную базу. В этой отрасли также весьма велико использование мелких производителей. Увеличение произ-ва радиоэлектронной пром-сти 6. ч. связано с активизацией внеш. поставок (цветные телевизоры, малые электронно-вычислит. машины). Быстро развивающейся отраслью машиностроения стала автомоо. пром-сть. К 1976 Я. вышла на 2-е место в капиталистич. мире (ок. 25% всего капиталистич. произ-ва в 1976); на экспорт идёт почти 1/2 продукции. Развито тракторостроение (288 тыс. шт. в 1977). По объёму произ-ва металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования Я. занимает 3-е место в капиталистич. мире (стоимость продукции 1 млрд. долл. в 1976).

Табл. 4. - П р о и з в о д с т в о промышленной продукции

             
Электроэнергия, млрд. квт*ч...           427, 5
Уголь, млн. m............           18, 2
Газ природный, млрд. л3......       2, 4 2, 4 2, 8
Чугун, млн. m...........           85, 9
Сталь, млн. m...........           102, 4
Прокат, млн. т...........           79, 6
Медь (рафинированная), тыс. т..       70S   934, 0
Алюминий (первичный), тыс. m..           1188, 0
Станки металлорежущие, тыс. шт.           131, 0
Подшипники, млн. шт........           1183, 0
Радиоприёмники, млн. шт......           17, 3
Телевизоры, млн. шт........   3, 6 4.2 12, 5 10, 6 14, 3
Магнитофоны, млн. шт....... 0, 1 0, 5 6, 1 24, 6 28, 4 43, 7
Легковые автомобили, тыс. шт...           5429, 0
Грузовые автомобили, тыс. шт...           3027, 0
Суда (законченные постройкой), млн. брутто-рег. m........ 0, 7 1, 8 5, 5 9, 9 11, 0 13, 0
Фотоаппараты, млн. шт....... -- 1, 5 3, 7 5, 8 4, 5 6, 8
Часы, млн. шт............ -- 13, 8 27, 2 49, 7 56, 1 79, 0
Серная кислота, млн. m...... 0, 6 4, 4 5, 6 6, 9 6, 0 6, 4
Сульфат аммония, млн. m..... 2, 1 2, 4 2, 5 2, 4 2, 1 2, 1
Полиэтилен, тыс. m......... -         1467, 0
Поливинил-хлорид, тыс. m..... -         1031, 0
Синтетич. каучук, тыс. m..... -         971, 0
Бумага, млн. m........... 1, 7 2, 9 4, 2 7, 1 7, 7 8, 8
Цемент, млн. m........... 10, 6 22, 5 32, 7 57, 2 65, 5 73, 1
Хл.-бум. ткани, млн. л2......           2266, 0
Ткани искусств, шёлка, млн. мг           138, 0
Штапельные ткани, млн. м2....           560, 0
Синтетич. ткани, млн. мг.....           2884, 0

Машиностроение размещается преим. в р-не гг. Токио - Кавасаки - Йокохама, Нагоя, Осака-Кобе. Нек-рые виды машиностроения возникли на С.-З. Кюсю, особенно в г. Нагасаки, где находятся крупные судостроит. верфи.

Химич. пром-сть характеризуется весьма большим разнообразием продукции. Помимо традиц. произ-в - основной химии, произ-ва минеральных удобрений, искусств, волокна - активно развивается произ-во синтетич. материалов (пластмасс, синтетич. волокон и каучука) на базе нефт. продуктов. Значит, развитие получила нефтепереработка (общий объём производства нефтепродуктов 192 млн. т в 1976) - основа нефтехимии; мощности произ-ва базисного продукта нефтехимич. пром-сти - этилена - к 1976 составили 5, 1 млн. т. По размерам произ-ва многих видов химич. товаров Я. уступает среди капиталистич. стран только CШA и ФРГ. Развито изготовление лечебных препаратов, витаминов, средств защиты сельскохозяйственных растений. Основные районы размещения химической промышленности - побережье Токийского зал., район Нагой и зап. оконечность о. Хонсю.

Лесопиление и деревообработка. Ежегодно заготавливается ок. 35-37 млн. м3 древесины; импортируется леса ок. 45 млн. м3 (1977). Кроме того, ввозится технологич. щепа. Т. о., собств. ресурсы леса обеспечивают лишь 40-45% потребностей страны. Произ-во пиломатериалов составляет ок. 40 млн. м3 в год. Максимально используются отходы. Большинство лесопилен, работающих на местном сырье, невелики по размерам. Более крупные лесопильные предприятия, использующие импортную древесину, находятся в районе больших портов, на Ю. Хонсю - в Хиросиме, Окаяме, на С. Хонсю и на Хоккайдо. Крупные размеры имеет фанерное произ-во. Почти 1/з продукции фанеры вывозится.

Целлюлозно - бумажная пром-сть достигла значит. размеров, её продукцию составляют различные виды бумаги и картона (5, 9 млн. т). По суммарному произ-ву этих товаров Я. занимает 2-3-е место в капиталистич. мире. Осн. районы целлюлозно-бум. произ-ва - о. Хоккайдо и северная часть о. Хонсю.

Велико значение текстильной про м-с т и по количеству предприятий, по числу занятых, по вывозу продукции за границу. Особенно развито произ-во тканей из выпускаемых в Я. синтетич. волокна, а также хл.-бум. (12, 4% всего капиталистич. произ-ва, 3-е место среди капиталистич. стран) и шерстяных тканей, изготовляемых из импортных хлопка и шерсти. Я. сохранила позиции крупнейшего в мире производителя тканей из натур, шёлка. В результате конкуренции на мировом рынке со стороны развивающихся стран, япон. текст, пром-сть переориентировалась на выпуск высококачеств. тканей, что позволило ей сохранить позиции на внеш. рынках.

В пищевкусовой пром-сти занято св. 600 тыс. чел., а фактически гораздо больше, поскольку для деревни подсобным занятием часто является изготовление ряда пищ. продуктов. Различаются 2 группы отраслей пищ. пром-сти: традиционные (обработка риса и рыбы, изготовление сакэ, растительных масел, чайная пром-сть) и относительно новые (сах., табачная, муком., мясо-мол., консервная, пивоваренная и др.). Предприятия первой группы встречаются повсюду, они преимущественно мелкого и среднего типа. Среди предприятий второй группы преобладают крупные фабрики и заводы.

Сельское хозяйство. А г р ар н ы е отношения. Агр. реформа 1946-49 ликвидировала помещичье землевладение. Размер участка у землевладельца, самостоятельно обрабатывающего землю, устанавливался в пределах 3 " г в среднем для всей страны (кроме о. Хоккайдо). Реформа охватила только пахотные земли, у б. помещиков оставались лесные участки, оросительные сооружения. Ограничивался также размер аренды - в пределах 1 га (на Хоккайдо - 4 га), натуральная арендная плата была заменена денежной и резко снижена. В фонд аграрной реформы поступило для выкупа св. 1 млн. га земли. Выиграли от реформы более всего зажиточные и кулацкие х-ва, которые скупали помещичьи земли. В 1972 под предлогом повышения конкурентоспособности япон. с. х-ва были сняты ограничения землепользования. Однако карликовый тип крест, х-в сохранился. Немало крест, семей обращается к побочным занятиям.

Отраслевая структура земледелия претерпела значит, изменения. Обрабатываемая площадь исчислялась к сер. 70-х гг. ок. 5, 7 млн. га, посевная площадь - св. 6 млн. га (за счёт 2 посевов в ряде районов). Под зерновыми (гл. обр. под рисом, почти исключительно поливным) 54, 5% посевной площади, под овощами 27, 2%, под технич. культурами н тутовником 6, 7%, кормовыми травами 11, 6%. Под посевами риса занято 45-46% всех обрабатываемых пл. страны. Урожайность риса высокая (в среднем 50 ц с га поливного поля) за счёт использования химич. удобрений и ядохимикатов, подачи воды, селекции семян. Овощи в пригородных хозяйствах обычно производят круглогодично. Возделывают сою, фасоль, чай, табак. Выращивают цитрусовые, яблоки, груши, сливы, персики, хурму, клубнику и др. Сбор плодово-ягодных с 1950 по 1977 возрос более чем в 5 раз. О площади и сборе сельскохозяйственных культур см. табл. 5.

К сер. 70-х гг. собств. произ-во обеспечивало страну рисом, овощами и фруктами.

Табл. 5. -Площадь и сбор основных сельскохозяйственных культур

    Площадь, тыс. га   Сбор, тыс. m  
    1965 |            
Рис..........         12, 9* 12, 4* 12, 7* 17*
Пшеница.......                
Ячмень.......                
Сладкий картофель         718О      
Картофель......                
Соевые бобы.....                
Сах. свёкла..... 16, 8 60, 4 54, 1          
Сах. тростник.... 2, 4 13, 1 12.3   ...      
Чай (лист)......                

* Млн. т.

Жив от новодство получило значит, развитие лишь в послевоен. годы, что было вызвано увеличением внутр. спроса на мясо и молочные продукты, ранее имевшие огранич. употребление. Гл. р-ном животноводства стал С. страны - о. Хоккайдо; здесь производится до 80% всей молочной продукции страны. О поголовье скота и птицы и продукции животноводства см. табл. 6 и 7.

Табл. 6. - Состав поголовья скота и птицы, тыс.

         
Кр. рог. скот        
в том числе:        
молочные коровы..        
Лошади...        
Свиньи...       790 1
Козы....        
Овцы....        
Птица, млн.. 45, 7 138, 4 223, 5 259, 9

Табл. 7.- Продукция животноводства и птицеводства, тыс. п

         
Мясо....        
Мясо птицы        
Молоко...        
Яйца, млн. шт.....        

Шелководство - традиц. отрасль япон. с. х-ва, находилась длительное время в состоянии упадка: произ-во шёлкасырца 20, 6 тыс. т в 1977.

Лесное хозяйство. Лесной фонд составляет 23, 3 млн. га (в т. ч. '/2 искусственно лесовозобновлённые), однако значит, часть его приходится на горные р-ны, неудобные для эксплуатации. Велико значение лесозащитных насаждений (5, 6 млн. га). В частном владении находится почти 60% всех лесов.

Рыболовство и морской промысел. По размерам рыболовства Я. занимает 1-е место в мире. В 1977 улов рыбы и добыча морепродуктов составили 10, 7 млн. т (против 4 млн. m в 1950-х гг.). В составе рыболовного флота (1975) ок. 400 тыс. судов общим тоннажем св. 2, 5 млн. т. Осн. объектами лова являются: сельдь, тунец, треска, лососёвые, камбала и др. В прибрежных водах добывают водоросли и моллюски. Прибрежный лов даёт 1/4 стоимости всех морепродуктов. Океанич. рыболовство в Тихом ок., в водах Антарктики (включая китобойный промысел), в Индийском и Атлантическом ок. даёт большую часть улова Я.

Транспорт. Внутр. грузооборот за 1955-75 увеличился с 85 млрд. т • км до 343 млрд. т-км. За этот период жел. дороги резко снизили свою долю в общем грузообороте (с 51% до 18%) и резко возросла роль автомоб. транспорта (с 11% до 44%); сохраняет своё значение каботажный флот (38% в 1955, 38% в 1975).

На конец 1977 дл. жел. дорог составляла 27 тыс. км, из которых 16 тыс. км электрифицировано (против 1, 5 тыс. км в 1950). Из-за гористого рельефа местности преобладают однопутные узкоколейные дороги. Многочисленны туннели и мосты. Магистральные ж.-д. пути проходят преим. вдоль мор. побережья о. Хонсю, опоясывая его кольцом. В 1942 вошёл в эксплуатацию подводный туннель Кам-мон (3614 м) через прол. Симоносеки между о-вами Хонсю и Кюсю. В 1970-75 построен второй подводный туннель Син-

Каммон между гг. Симоносеки и Кокура. Строится (1978) самый большой в мире подводный туннель Сейкан (36, 4 км) у прол. Цугару, между о-вами Хонсю и Хоккайдо. Новым направлением в реконструкции ж.-д. транспорта является сооружение путей для сверхскоростных поездов (св. 200 км/ч); первая линия

Токайдо (515 км) открылась в 1964 и связала Токио с Осакой; в 1975 эта магистраль протянулась на Ю., до г. Фукуока (1090 км). Дл. автодорог с твёрдым покрытием ок. 260 тыс. км. Автострадами связаны почти все крупнейшие центры востока Я. В автопарке (1977) 19, 7 млн. легковых машин, 11, 3 млн. грузовых, 0, 2 млн. автобусов. В Токио, Йокохаме, Осаке, Кобе, Нагое и Саппоро имеется метрополитен; строится (1978) в гг. Киото и Хиросима. В Токио функционирует монорельсовая дорога.

Мор. торг, флот, обслуживающий в основном внеш. торговлю, почти непрерывно увеличивался: в 1950 общий его тоннаж исчислялся 1, 7 млн. брутто per. m, в 1977 - 40, 0 млн. брутто per. т, что составило 12% мирового. По тоннажу мор. торг, флот Я. занял 2-е место среди стран капиталистич. мира (после Либерии). Рост япон. морского флота в значительной мере обусловлен огромными масштабами перевозок грузов. Ежегодно Я. ввозит от 500 до 620 млн. т грузов. В мор. судоходстве господствуют 6 компаний: " Ниппон юсэн кайся" (осн. в 1885), " Осака сёсэн кайся" (1883; с 1942 под назв. " Осака сёсэн Мицуи сэмпаку"), " Ямасита-Син-Нихон кисэн" и др.

Воздушное сообщение заметно расширилось в послевоенное время, особенно в связи с большим ростом иностранного туризма. Главная япон. авиакомпания - " Ниппон коку". Международные рейсы обслуживают новый аэропорт Нарита, к С.-В. от Токио, а также аэропорты международного значения близ гг. Осака и Ниигата. Внутр. возд. линии связывают почти все крупные города страны.

Внешние экономические связи. На внеш. рынке реализуется значит, часть продукции обрабат. пром-сти Я. Доля готовых пром. изделий превышает 80% стоимостиэкспорта. В 1975 на экспорт пошло 86% судов, 47% телевизоров, 70% фотоаппаратов и кинокамер, 59% часов, 41% легковых автомобилей, 56% стальных труб. В то же время япон. экономика в очень сильной степени зависит от импорта топлива и сырья, которые составляют ок. 70% импорта Я. Размеры внешнеторгового оборота Я. быстро растут (см. табл. 8).

В течение первого послевоен. двадцатилетия характерным для внеш. торговли был пассивный баланс. Однако с 1965 баланс внеш. торговли всё чаще становится положительным. О товарной структуре экспорта и импорта и географии внешней торговли см. табл. 9 и 10.

Табл. 8. -Динамика внешней торговли, млрд. долл.

  Экспорт Импорт Сальдо
19.55 2, 0 2, 5 -0, 5
  4, 1 4, 5 -0.4
  8, 4 8, 2 +0, 2
  19, 3 18, 9 +0, 4
  55, 7 57, 9 -2, 2
  67, 2 64, 8 +2, 4
  80, 5 70, 9 +9, 6

Ден. единица - иена.

Внутренние различия. В офиц. япон. литературе принято разделение страны на 8 крупных экономич. районов: о. Хоккайдо; Тохоку (Оу), Канто, Тюбу, Кансай (Кинки), Тюгоку (на о. Хонсю); о. Сикоку, о. Кюсю. О х-ве префектур и экономич. р-нов см. соответствующие статьи в томах БСЭ. К. М. Попов.

Лит.: Треварта Г. Т., Япония. Физическая и экономическая география, пер. с англ., М., 1949; Попов К. М., Минеральные ресурсы Японии, М., 1949; М о и-

Табл. 9.-Товарная структура экспорта и импорта, в % от стоимости

Машины и оборудование.. Экспорт Импорт
               
13, 1 35, 2 46, 1 5, 4 9, 3 12, 2 6, 9  
Металлы и металлоизделия 19, 2 20, 3 17, 5 * * *    
  4, 7 37, 2 * * 6, 8 18, 9 6, 5 18, 7 * * 4.1 15, 2 5, 3 5, 8 ... ... 1, 1 8, 5 4, 6 * 48, 2 11, 7 25, 2 4, 9 5, 0 * 39, 5 19, 9 18, 0 8, 3 5, 3 * 35, 4 20, 7 13, 5 12, 9 4, 2 ... 19, 9 44, 0 14, 3 10, 7  
Текстиль..........  
Пром. сырьё.........  
Минеральное топливо....  
Продовольствие.......  
Прочее............  

* Включено в " прочее".

Т а'б л. 10. - Некоторые направления географии внешней торговли, млн. долл.

США..........      
экспорт импорт экспорт импорт импорт  
  1083 3 100 102 110 156 87 16   1545 21 19 64 70 23 14 105   2479 245 180 218 205 288 124 48   2366 225 41 157 149 35 33 231   12396 1547 2113 1285 4997 348 687 8505  
КНР..........  
Юж. Корея......  
Тайвань........  
Индонезия......  
Сянган (Гонконг)...  
Сингапур.......  
Саудовская Аравия  
Иран..........  
Кувейт.........            

Осн. торг, связи у Я. с США (23, 3% экспорта и 18, 2% импорта) и странами Юго-Вост. Азии (20, 9% экспорта и 20, 7% импорта); на страны Зап. Европы приходится соответственно 16, 1% и7, 6%, Бл. и Ср. Востока-28, 9% импорта, Австралийский Союз-8, 3% импорта; ок. 6% внешнеторг. оборота - с социалистич. странами (1976). Общий товарооборот СССР с Японией в 1977 составил 2, 3 млрд. руб. (экспорт - 853, 4 млн. руб., импорт - 1444, 4 млн. руб.).

Внешнеэкономич. связи Я. и СССР осуществляются по линии торговли (торговый договор и соглашение 1957), рыболовства, организации сухопутных, возд. и мор. перевозок, совместного участия в проектах разработки природных ресурсов Сибири и Д. Востока и др. Из Советского Союза Я. получает лес (круглый лес, балансы, технологич. щепу и пиломатериалы), уголь, нефть, калийные соли, цветные металлы, хлопок и др.; Я. закупает также некоторые виды сов. оборудования. Я. вывозит в Сов. Союз машины и комплектное пром. оборудование, транспортные средства (в т. ч. судовое оборудование), прокат чёрных металлов (особенно стальные трубы), потребит, товары. Новой формой торг, отношений между Я. и СССР стала прибрежная торговля между р-нами сов. Д. Востока и зап. р-нами Я.

В 1976 Я. посетило 795, 2 тыс. иностр. туристов. сеевП. А., Рыболовство Японии, М., 1967; Воспроизводство общественного продукта в Японии, М., 1970; Динкевич А. И., Очерки _ экономики современной Японии, М., 1972; Я н о С., Японская экономика на пороге двадцать первого века, пер. с япон., М., 1972; Современная Япония, под ред. И. А. Латышева, 2 изд., М., 1973; Петров Д. В., Япония в мировой политике, М., 1973; Власов В. А., Научно-техническая революция в Японии, М., 1975; Р а м з е с В. Б., Социально-экономическая роль сферы услуг в современной Японии, М., 1975; Добровинский Б. Н., Япония: проблемы эффективности экономики, М., 1975; Н а в л и ц к а я Г. Б., Бамбуковый город, М., 1975; Баскакова М. В., Япония: государство и накопление основного капитала, М., 1976; Браги н а Н. М., Современная японская деревня, М., 1975; В оробьев М. В., Соколова Г. А., Очерки по истории науки, техники и ремесла в Японии, М., 1976; Певзнер Я. А., Государство в экономике Японии. М., 1976; Япония. Ежегодник (изд. с 1972), М., 1972-77; Япония в системе мировых хозяйственных связей, М., 1977; ПрохожевА. А., Организация управления экономикой и государством в Японии, М., 1977; Монополистический капитал Японии на рубеже 60-70-х годов, М., 1 977; Куцовина Н. К., Рыбное хозяйство Японии, М., 1978; X л ын о в В. Н., Рабочий класс Япошш в условиях научно-технической революции, М., 1978; Статистический материал по экономике Японии (1960 - 1977), М., 1978.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.