Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Драматический театр. Обряды и фольклор Э. содержат элементы театральности и драматич






Обряды и фольклор Э. содержат элементы театральности и драматич. действия. Вторжение в нач. 13 в. нем. и дат. захватчиков, многовековой социальный и нац. гнёт надолго задержали развитие эст. культуры. Театр, иск-во коренному населению Э. не было доступно. В 1529 в Таллинской ратуше была сыграна на лат. языке комедия Теренция " Андриянка". В кон. 16 в. ставились первые спектакли в Тарту. Развивалась школьная драма. В нач. 17 в. выступали бродячие нем. труппы. В 1665 возник первый частный театр. В 1784 в Таллине местная интеллигенция открыла любительский театр. В поставленную им пьесу Коцебу " Отцовское ожидание" были включены сцены на эст. яз. В 1809 в Таллине открылся проф. нем. театр, где шли отдельные драматич. спектакли на эст. яз. Зарождение эст. театра связано с общим подъёмом нац. движения во 2-й пол. 19 в. В 1870 в Тарту в помещении певческого об-ва " Еаиемуйне" ставились пьесы эст. писательницы Л. Койдула (" Двоюродный братец из Сааремаа" и др.), заложившие основу нац. драматургии, определившие её демократич. направленность, просветит, тенденции. Начинание об-ва " Ванемуйне" способствовало тому, что спектакли стали ставиться в Таллине, Нарве, Вильянди, Пярну и др. городах. В создании нац. сценич. иск-ва значительна роль первого проф. эст. режиссёра и театр, деятеля А. Вийра. В полупроф. театре " Ванемуйне" он проложил (1878-1903) дорогу муз. спектаклям и воплощению на ^ст. сцене мировой классич. драматургии (Мольер, У. Шекспир). К созданию совр. репертуара и реалистич. традиций стремился реж. К. Юнгхольц, руководивший театр, труппой " Таара" в Тарту (1901-05). В 1906 сложились проф. труппы в театрах " Ванемуйне" (Тарту) и " Эстония" (Таллин). Театр " Ванемуйне" в 1906-14 возглавлял основоположник нац. режиссуры К. Меынинг. Он достиг в постановках слаженности исполнит, ансамбля, утверждал реалистич. принципы эст. театра. Этому способствовали вошедшие в репертуар театра произв. нац. драматургов А. Кицберга, Э. Вильде, О. Лутса. Театр " Эстония" славился отд. талантливыми актёрами, в расчёте на к-рых и ставились спектакли. Здесь получили известность Т. Альтерманн, Э. Вильмер, А. Лаутер, П. Пинна. С 1908 театр стал включать в репертуар оперы и оперетты. В годы Революции 1905-07 во мн. городах Э. получили распространение пролет, театр, кружки. Такой кружок, созданный при Нар. доме Лютера и с 1915 работавший при об-ве " Валвая", после Окт. революции 1917 стал первым сов. театром таллинских рабочих. Такой же театр был основан и в Нарве. В годы бурж. республики развитие эст. театра продолжалось в условиях обострившейся борьбы двух культур. В 20-30-е гг. работали театры: в Таллине - " Эстония", Драматический театр, " Драмстудио" (с 1937 - Эст. драматич. театр, с 1952 - Театр драмы им. В. Кингисеппа), " Утренний театр", Таллинский рабочий театр; в Тарту - " Ванемуйне"; в Пярну - театр " Эндла"; в Вильянди - театр " Угала"; в Нарве - Нарвский театр. В 20-е гг. появились значит, работы эст. драматургов - М. Метсанурка, X. Раудсеппа, А. X. Таммсааре. Демократически настроенные деятели театра поддерживали связи с сов. сценич. иск-вом. Ставились пьесы М. Горького, В. П. Катаева, А. Е. Корнейчука, Н. Ф. Погодина и др. Значит, роль в развитии театр, иск-ва Э. сыграло изучение системы Станиславского. Творческие успехи театра связаны в те годы с именами режиссёров - Л. Калмета, А. Лаутера, П. Пыльдрооса, П. Сеппа, А. Сярева и ряда актёров.

Новый период в развитии эст. театра наступил с восстановлением в республике Сов. власти (1940). Национализация театров упрочила их экономич. положение. В репертуаре значит, место заняли пьесы сов. драматургов, были открыты театр в Раквере (1940) и Музей театра и музыки в Таллине (1941). В годы Великой Отечеств, войны часть деятелей эст. театра работала в эст. художеств, ансамблях. Многие из этих деятелей (К. Ирд, Э. Кайду, А. Лаутер, П. Пыльдроос, И. Таммур и др.) сыграли большую роль в утверждении ссциалистич. реализма в послевоен. эст. театре. Продолжала развиваться нац. драматургия. Произведения М. Рауда, И. Семпера, А. Хинта, А. Якобсона были направлены в значит, степени на разоблачение бурж. идеологии. Среди лучших спектаклей 40-х- нач. 50-х гг.: " Жизнь в цитадели" (1946) и " Борьба без линии фронта" (1947) Якобсона, " Кремлёвские куранты" Погодина (1947, в роли В. И. Ленина - П. Пыльдроос), " Неуловимое чудо" Вильде (1952), " Железный дом" Таммлаана (1954), " Антоний и Клеопатра" Шекспира (1955). В 50-е гг. на эст. сцене новое освещение получили темы ценности человеческой личности, поисков героем своего места в совр. жизни, преодоления внутр. конфликтов. Философской трактовкой, тонкостью психологич. рисунка отличаются режиссёрские работы В. Пансо. Углублённое отражение современности свойственно пьесам А. Лийвеса, Э. Раннета, Ю. Смуула и др. Творческими достижениями стали спектакли: " Атлантический океан" Смуула (1956), " Совесть" (1956) и " Блудный сын" (1958) Раннета, " Господин Пунтила и его слуга Матти" (1958) и < Трёхгрошовая опера" (1965) Брехта, " Человек и бог" Таммсааре (1962), " Кориолан" Шекспира (1964), " Кихну Йынн" (" Дикий капитан") Смуула (1964 и 1965), " Иосиф и его братья" Райниса (1966), " Мать" Горького (1967).

Во 2-й пол. 60-х гг. в эст. режиссуру пришло новое пополнение: Я. Тооминг, Э. Хермакюла, М. Микивер, К. Райд и др. Театр 70-х гг. отражает стремление к глубокому осмыслению сложности жизненных явлений, многообразию и яркости выразит, средств. Наиболее интересные спектакли этих лет - " Трагедия человека" Мадача (1971), " На задворках" Лутса (1974), " Новый Нечистый из Пекла" Таммсааре (1976).

Большое влияние на эст. театр оказывают творческое содружество с театрами др. республик, участие во Всесоюзных смотрах и фестивалях. Эст. театры неоднократно гастролировали в столицах др. республик, а также за рубежом (Финляндия, ГДР, Польша, Венгрия). В театрах братских республик широко ставятся пьесы эст. драматургов - Э. Ветемаа, Б. Кабура, Р. Каугвера, Лийвеса, Раннета, Смуула, Якобсона и др. Кадры актёров и режиссёров готовят (с 1957) кафедра сценич. иск-ва Таллинской гос. консерватории, а также студии Театр, об-ва Эст. ССР (создано в 1945). В Эст. ССР работают (1978): в Таллине - Театр драмы им. В. Кингисеппа, ТЮЗ (осн. в 1965), Рус. драматич. театр, Театр кукол; в Тарту - театр " Ванемуйне"; в Вильянди - театр " Угала"; в Пярну - Драматический театр им. Л. Койдула (до 1953-" Эндла"), Раквереский театр. Среди крупнейших деятелей советского эст. театра: нар. арт. ОССР К. Ирд, К. Карм, А. Тальви, А. Эскола, Ю.Ярвет; нар. арт. Эст. ССР-режиссёры А. Сатс, И. Таммур; актёры Э. Коппель, Э. Лийгер, Л. Линдау, В. Отсус, X. Пеэп, А. Ребане, Л. Руммо, С. Реэк, И. Эвер, X. Эльвисте; художники В. Хаас, В. Пейль, М.-Л. Кюла и др.

Лит.: Театры Советской Эстонии, Таллин, 1956; История советского драматического театра, т. 1 - 6, М., 1966 - 71; К ас к К., Тормис Л., Паалма В., Эстонский театр, М., 1978; К ask К., Teatritegijad, alustajad, Tallinn, 1970; е ё ж е, Esimene hoo-aeg, 1940/41, Tallinn, 1970; Tormis L., Teatrisuhted iile idapiiri, Tallinn, 1973.

К. Каск.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.