Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIX. Кино 3 страница. ЭТАНА,в вавилоно-ассирийской мифологии герой






ЭТАНА, в вавилоно-ассирийской мифологии герой. Согласно " Царскому списку" - шумерскому тексту 21 в. до н. э., Э. - 12-й правитель династии, правившей в г. Киш " после потопа", " пастырь, к-рый поднимался на небо и устроил все страны"; по более древней традиции, первый царь. Аккадское сказание, дошедшее в версиях сер. 2-го - нач. 1-го тыс. до н. э., состоит из рассказа о дружбе змеи и орла и наказании последнего за вероломство богом Шамашем и рассказа о полётах Э. на небо на орле, спасённом им от смерти; на небо Э. стремился в поисках " камня родов" (видимо, амулета), т. к. его жена не могла разродиться (добыв желаемое, орёл и Э. благополучно возвратились на землю). У рим. писателя

Элиана (2 - нач. 3 вв. н. э.) полёт на орле приписывается Гильгамешу. С эпосом об Э., возможно, связан встречающийся в аккадской глиптике 2-й пол. 3-го тыс. до н. э. мотив полёта человека на орле.

ЭТАНОЛ, то же, что этиловый спирт.

ЭТАНОЛАМИНЫ, аминоспирты общей формулы RR'NCH2CH2OH. Известны мо-ноэтаноламин, или коламин (R=R'=H), диэтаноламин (R=H, R'=CH2CH2OH) и триэтаноламин (R=R'=CH2CH2OH), имеющие tкип 171, 271 и 360 °С и плотности при 20 0С 1, 0179, 1, 0919 и 1, 1258 г/см3 соответственно.

Обычно Э. получают насыщением концентрированного раствора аммиака окисью этилена и фракционированием смеси. Э. - вязкие гигроскопичные жидкости, хорошо растворимые в воде, спирте и хлороформе; слабые основания. Моно-и диэтаноламины используют как легко регенерируемые поглотители кислых газов (напр., СО2, SO2, H2S); триэтаноламин - ингибитор коррозии и употребляется как добавка к антифризам. Продукты взаимодействия Э. с жирными карбоновыми к-тами - поверхностно-активные вещества (эмульгаторы, моющие средства). Э. применяют также для смягчения и полировки кожи, как промежуточные продукты в синтезе лекарств, препаратов, инсектицидов и консервирующих средств. Нек-рые производные Э. распространены в природе, напр, холин.

ЭТАП (франц. etape), 1) часть, отрезок пути, дистанция (напр., Э. в спортивном состязании). 2) Промежуток времени, отмеченный к.-л. событием. 3) Отд. стадия к.-л. процесса, проделанной работы.

ЭТАП в России, 1) пункт и помещение (" этапная тюрьма") для ночёвки и днёвки арестантов по пути в Сибирь или при высылке на родину. 2) Расстояние между двумя Э. (обычно 15-25 вёрст). 3) Партия арестантов (60-100 чел. в Сибири, 20-60 чел. в Европ. России) с конвоем. Термин " Э." появился в России в нач. 19 в., закреплён в составленном М. М. Сперанским " Уставе об этапах в Сибирских губерниях" от 22 июля 1822. Система Э. существовала в России до февр. бурж.-демократич. революции 1917.

Лит.: Полное собрание законов Российской империи, т. 38, М., 1830, № 29129.

ЭТАПНОЕ ЛЕЧЕНИЕ в СССР, система организации леч. помощи поражённым и больным на театре военных действий, позволяющая сочетать лечение с эвакуацией. Массовость санитарных потерь войск в ходе войны в очень короткие сроки на огранич. территориях обусловливает необходимость эвакуации поражённых, к-рая опасна для здоровья эвакуируемых (см. Эвакуация медицинская) и вынуждает расчленять мед. помощь и лечение пострадавших по этапам мед. эвакуации. На поле боя или в очаге массового поражения пострадавшим оказывается первая помощь; их выносят с места поражения; далее их вывозят на первый этап мед. эвакуации - полковые мед. пункты, где им оказывают первую врачебную помощь; отсюда их эвакуируют на последующие этапы - в медико-санитарные батальоны (квалифицир. леч. помощь), далее - в госпитали фронта и внутр. р-на, где имеются условия для оказания специализир. помощи (в т. ч. по так называемым узким специальностям, напр, нейрохирургии).

Такое расчленение мед. помощи при отсутствии единой системы её организации неизбежно влечёт за собой применение различных методов лечения поражённого (больного) на далеко расположенных друг, от друга этапах мед. эвакуации. Избежать опасного разнобоя в лечении, обеспечить его преемственность путём применения единых методов лечения для каждого вида поражения или заболевания на всех этапах мед. эвакуации - осн. задача Э. л. Каждый врач на любом последующем этапе мед. эвакуации чётко знает, какие леч. меры были предприняты в отношении каждого пострадавшего на предыдущем этапе, и продолжает преемственно его лечение, пользуясь теми же научно обоснованными методами, разработанными высшими воен.-мед. инстанциями. Элементы Э. л. применяются также при стихийных бедствиях, сопровождающихся массовыми потерями, и в организации лечения нек-рых категорий больных (напр., туберкулёзом или инфарктом миокарда, когда лечение нередко проводят последовательно в стационаре, спец. санатории и амбулаторно), И. П. Лидов.

ЭТАТИЗМ (от франц. etat - государство), 1) направление политич. мысли, рассматривающее гос-во как высший результат и цель обществ, развития. Идеи Э. исторически прослеживаются во многих политич. доктринах. В докапиталистич. период они были связаны по преимуществу с обоснованием и защитой абсолютизма (напр., учение о гос-ве Гоббса). Гегель утверждал, что гос-во - " цель в себе" - высшая из всех целей. В бурж. обществе с его первоначально господствовавшими взглядами " минимального государства" (т. е. его огранич. роли в жизни страны) Э. выступал гл. обр. как антилиберальная и антидемократич. доктрина, как требование сильной гос. власти с позиции реакционных социально-политич. сил (крайняя форма Э. - фаш. теория и практика " тотального государства"). Совр. антикоммунисты демагогически называют социалистич. строй этатистским, обосновывая это важной ролью гос-ва в социалистич. обществе. В действительности социалистич. гос-во не только не противостоит обществу и личности, но ставит своей задачей создание реальных возможностей для всестороннего развития личности. Высшая цель социалистич. гос-в - построение коммунистич. общества с развитым обществ, коммунистич. самоуправлением.

2) В нач. 20 в. Э. в нек-рых бурж. странах называли политику государственного капитализма. Наибольшее распространение термин " Э." получил применительно к Турции. Принцип Э. был принят Кемалем Ататюрком и включён (в 1931) в программу Народно-республиканской партии н (в 1937) в Конституцию-Турецкой Республики как офиц. экономич. доктрина. Политика Э. позволила Турции добиться ускоренного развития нац. экономики. После 2-й мировой войны 1939-45 в связи с усилением влияния крупной буржуазии пр-во Турции отошло от политики Э., доктрина Э. была вытеснена теорией " смешанной экономики". В 60-е гг. был выдвинут лозунг " нового Э.".

ЭТБАЙ, горная страна на В. Африки, в АРЕ и Судане, протягивающаяся вдоль берега Красного м. от дельты Нила на С.-З. до отрогов Эфиопского нагорья на Ю.-В. Ср. вые. ок. 1000 м (наиб, до 2259 м - г. Ода). Сложен докембрийскими кристаллич. сланцами, гнейсами. Круто обрывается на В. к побережью и ступенчато спускается на 3. Небольшое кол-во осадков (зимой) выпадает лишь на вост. склонах. В сухих долинах скудная древесная растительность (тамариски, сикоморы, акации) и ксерофильные злаки.

ЭТВЕШ (Eotvos) Йожеф (3. 9. 1813, Буда, - 2. 2. 1871, Пешт), барон, венг. писатель, политич. деятель, чл. Венг. АН (1839). В своих романах обличал социальное неравенство, несправедливость феодалъно-крепостнич. отношений. Примыкая к прогрессивным кругам дворянства, придерживался умеренно либеральных позиций. Видел путь к преобразованию венг. общества в проведении бурж. реформ и в просвещении. В период Революции 1048-49 в пр-ве Баттяни занимал в апр.-сент. 1848 пост мин. культов и просвещения. Противник свержения Габсбургов с престола, осенью 1848 эмигрировал в Мюнхен. Вернулся в Венгрию в 1851. В 1867 примкнул к Деака партии. С февр. 1867 мин. культов и просвещения в пр-ве Андраши. Автор социально-критич. романов " Деревенский нотариус" (1845), " Венгрия в 1514 году" (1847) и др.

С о ч.: A falu jegyzoje, kot, 1 - 2, Bdpst, 1969.

Лит.: S б t e r I., Eotvos Jozsef, Bdpst, 1967.

ЭТВЕШ (Eotvos) Лоранд (Роланд) барон фон (27. 7. 1848, Будапешт, - 8. 4. 1919, там же), венгерский физик, чл. (1883) и президент (с 1889) Венг. АН. Сын И. Этвеша. Учился в Будапештском, Кёнигсбергском и Гейдельбергском (окончил в 1870) ун-тах. С 1871 работал в Будапештском ун-те (с 1872 проф.). В 1894- 1895 был мин. просвещения Венгрии. Изучая явления капиллярности, в 1886 сформулировал зависимость силы поверхностного натяжения от темп-ры. С 1890 занимался проблемами земного магнетизма и гравитации. Изобрёл гравитационный вариометр, получивший применение в разведке полезных ископаемых. Доказал равенство инертной и гра-витац. масс (с точностью ~10-8). Установил, что вес тел на движущихся объектах зависит от скорости и направления движения (вследствие вращения Земли; Этвегиа эффект). Именем Э. названа единица измерения ускорения силы тяжести (этвсги).

Лит.: Р e k а г D., " Naturwissenschaften", 1919, Bd 7, № 10, S. 149; его же, там же, 1928, Bd 16, № 51, S. 1079; V a s s a i 1 s G., Lorand Eotvos, " Revue d'historie des sciences". 1953, t. 6, № 1.

ЭТВЕШ, внесистемная единица градиента ускорения свободного падения в гра-витац. поле, равная изменению ускорения на 10-6 м/сек2 при изменении высоты на 1 км, т. е. равная Ю-9 сек -2. Названа в честь Л. Этвеша.

ЭТВЕША ЭФФЕКТ, явление, заключающееся в том, что в одном и том же месте у предмета, находящегося в покое, и предмета, движущегося относительно Земли, ускорение силы тяжести имеет различные значения. Э. э. обусловлен изменением центробежной составляющей силы тяжести, зависящей от скорости движения предмета. При движении в направлении вращения Земли, т. е. с 3. на В., скорость предмета складывается со скоростью вращения и центробежная сила увеличивается, а следовательно, уменьшается действующая сила тяжести; и, наоборот, - сила тяжести увеличивается при движении против вращения Земли. Величина Э. э. (в голах) равна

& g = 0, 00405V cos ф sin A + + 0, 00000121V2, где ф - широта, A - азимут движения, отсчитываемый по часовой стрелке от направления на север, V - скорость предмета относительно Земли (в км/ч). Э. э. учитывается при измерениях силы тяжести маятниковыми приборами и гравиметрами, установленными на движущихся кораблях и самолётах. Член с V2 является практически пренебрежимо малым только при скоростях движения V< 15 км! ч. Эффект назван по имени Л. Этвеша, впервые указавшего на его существование и создавшего прибор для демонстрации Э. э. в лабораторных условиях. М. У. Сагитов.

ЭТЕЗИИ (грет, etesiai), сев. ветры в вост. части Средиземного м. и прибрежных районах, преобладающие с апреля по октябрь. Возникновение Э. обусловлено образованием термич. депрессии над сильно нагретой Зап. Азией. С ними связана ясная погода, т. к. возд. массы, переносимые этими ветрами из более высоких широт, нагреваются над тёплым Средиземноморьем и относит, влажность воздуха в них понижается.

ЭТЕРИКАН, пролив между о-вамп М. Ляховский и Б. Ляховский в архипелаге Новосибирские о-ва, соединяет моря Лаптевых и Восточно-Сибирское. Дл. ок. 30 км, наименьшая шир. 5 км. Берега низменные. Глуб. 5-8 м. Большую часть года покрыт льдом.

ЭТЕРИНА ТЕОРИЯ, одна из ранних теорий в органич. химии. Согласно Э. т., этилен, назв. И. Берцелиусом этерином из-за присущего ему слабого эфирного запаха (от греч. aither - эфир), считался атомной группой, входящей без изменения в состав этилового спирта и нек-рых других органич. соединений, подобно тому как аммиак является составной частью аммониевых солей. Авторы Э. т. франц. химики Ж. Дюма и П. Булле (1828) опирались на экспериментальные данные, полученные в 1815 Ж. Гей-Люссаком (плотность паров этилового спирта равна сумме плотностей равных объёмов этилена и паров воды, а плотность паров этилового эфира- сумме плотностей одного объёма паров воды и двух объёмов этилена), и на результаты собств. исследований состава этилсерной кислоты и др. сложных эфиров этилового спирта. Э. т. - предшественник радикалов теории.

ЭТЕРИФИКАЦИЯ (от греч. aither - эфир и ...фикация), получение эфиров сложных взаимодействием спиртов с кислотами. Напр., в случае карбоновых к-т ур-ние Э. имеет следующий вид:
[ris]

Э. - обратимая реакция: вода разлагает сложные эфиры с образованием исходных веществ (см. Гидролиз). Положение равновесия существенным образом зависит от природы и кол-ва к-ты п спирта. Так, для этилового спирта и уксусной к-ты, если они взяты в эквимолекулярных кол-вах, равновесие устанавливается, когда две трети спирта и к-ты превращаются в эфир (этилацетат).

На скорость достижения предела Э. большое влияние оказывает темп-pa. Так, в указанном примере при комнатной темп-ре через 368 сут образуется всего 55% эфира, при 100 °С через 32 ч - 55, 7%, а при 150 °С через 24 ч образуется 66% эфира. Реакция ускоряется при добавлении сильных к-т, т. к. при этом увеличивается концентрация ионов водорода, являющихся катализаторами Э. По закону действия масс для повышения выхода сложного эфира необходимо увеличивать концентрацию одного из исходных веществ или удалять из сферы реакции образующийся эфир или воду. В последнем случае в реакц. смесь иногда добавляют вещества, образующие с водой азеотропные смеси, что облегчает её отгонку. Н. А. Меншуткиным было установлено (1877-79), что легче всего этерифицируются первичные спирты, а наиболее трудно - третичные. В 1938 амер. химики Д. Роберте и Г. Юри, используя метод меченых атомов, показали, что гидроксильная группа отщепляется от молекулы к-ты:
[ris]

Среди разнообразных методов получения сложных эфиров Э. является самым простым и удобным способом, имеющим наибольшее практич. значение. Э. - одна из хорошо исследованных и широко применяемых органич. реакций; её изучение впервые было предпринято в 1862-63 П. Бертло. Реакции Э. широко распространены в живых клетках. Важное значение имеет Э. для образования сложно-эфирной связи между отд. молекулами нуклеотидов в нуклеиновых к-тах. Эта связь соединяет остаток фосфорной к-ты у 5-го углеродного атома углевода пентозы одного мононуклеотида со спиртовой группой у 3-го углеродного атома пентозы другого мононуклеотида. Её образование катализируют специфич. ферменты класса лигаз - аминоацил-РНК-синтетазы. Реакция циклизации с отщеплением пирофосфата при образовании циклических нуклеотидов из соответствующих нуклеозидтрифосфатов по существу представляет собой также Э., происходящую между кислотной и спиртовой группой внутри одной молекулы. Она осуществляется специфич. ферментами - аденилатциклазой и гуанилатциклазой. Е. А. Поленов, Е. П. феденко.

ЭТИГО, равнина в Японии, на С.-З. о. Хонсю. Протягивается на 150 км вдоль побережья Японского м. Шир. до 35 км. Сложена аллювием р. Синано и мор. отложениями. Осадков 1500-2000 мм в год, зимой мощный снежный покров. Добыча нефти и горючего газа (близ Ниигаты). Посевы риса, овощей и бахчевых культур. Катастрофич. землетрясение 1964. На Э. - города Ниигата, Нагаока.

ЭТИГО, горный хребет в Японии, на С.-3. о. Хонсю. Ограничивает с Ю.-В. равнину Этиго. Дл. ок. 170 км. Вые. до 2176 м (вулкан Сиране). Сложен преим. гранитами и вулканич. породами, расчленён глубокими долинами. До вые. 1000 м преобладают широколиств. леса, выше - хвойные; на вершинах - заросли кустарников и пустоши.

ЭТИКА (греч. ethika, от ethikos - касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos - привычка, обыкновение, нрав), филос. наука, объектом изучения к-рой является мораль, нравственность как форма обществ, сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфич. явление общественно-ист, жизни. Э. выясняет место морали в системе других обществ, отношений, анализирует её природу и внутр. структуру, изучает происхождение и ист. развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.

В вост. и антич. мысли Э. была вначале слита воедино с философией и правом и имела характер преимущественно практич. нравоучения, преподающего телесную и психич. гигиену жизни. Афористич. форма таких нравоучений восходила к устной традиции, закреплявшей уже в позднеродовом обществе практически полезное для социального целого (общины, племени) в поведении отд. индивида. Положения Э. выводились непосредственно из природы мироздания, всего живого, в т. ч. человека, что было связано с космологич. характером вост. и антич. философии. Характерно, что защита одной системы морали и осуждение другой базировались на противопоставлении " вечного закона природы" " человеческим установлениям" (Лао-цзы в Др. Китае, Гесиод в Др. Греции и др.). Даже обращение к духовному миру личности (Будда, Сократ) приводило не к выделению Э. в самостоят, теорию, а к нравств. осмыслению философского мироучения в целом.

В особую дисциплину Э. была выделена Аристотелем (ввёл и самый термин - в назв. работ " Никомахова этика", " Большая этика", чЭвдемова этика"), к-рый поместил её между учением о душе (психологией) и учением о гос-ве (политикой): базируясь на первом, она служит второму, поскольку её целью является формирование добродетельного гражданина гос-ва. Хотя центр, частью Э. у Аристотеля оказалось учение о добродетелях как нравств. качествах личности, в его системе уже нашли выражение многие т. н. " вечные вопросы" Э.: о природе и источнике морали, о свободе воли и основах нравственного поступка, смысле жизни и высшем благе, справедливости и т. п.

От стоиков (см. Стоицизм) идёт традиц. разделение философии на три области - логику, физику (в т. ч. метафизику) и Э. Оно проходит через средние века и принимается философией Возрождения и 17 в. Это разделение принимается и И. Кантом, к-рый лишь обосновывает его как разграничение учений о методе, природе и свободе (нравственности). Однако вплоть до нового времени Э. часто понималась как наука о природе человека, причинах и целях его действий вообще, т. е. совпадала с филос. антропологией (напр., у франц. просветителей, Д. Юма) или даже сливалась с натурфилософией (у Ж. Б. Робине, Б. Спинозы, гл. труд к-рого - " Этика" - это учение о субстанции и её модусах). Такое расширение предмета Э. вытекало из трактовки её задач: Э. была призвана научить человека правильной жизни, исходя из его же собственной (естеств. или божеств.) природы. Поэтому Э. совмещала в себе теорию бытия человека, изучение страстей и аффектов психики (души) и одновременно учение о путях достижения благой жизни (общей пользы, счастья, спасения). Т. о., докантовская Э. неосознанно исходила из тезиса о единстве сущего и должного.

Кант подверг критике совмещение в Э. натуралистич. и нравств. аспектов. По Канту, Э. - наука лишь о должном, а не о том, что есть и причинно обусловлено, она должна искать свои основания не в сущем, природе или обществ, бытии человека, а в чистых внеэмпирич. постулатах разума. Попытка Канта выделить специфич. предмет Э. (область долженствования) привела к устранению из неё проблем происхождения и обществ, обусловленности морали. Вместе с тем " практич. философия" (каковой Кант считал Э.) оказалась неспособной решать вопрос о практич. возможности осуществления обосновываемых ею принципов в реальной истории. Кантовское переосмысление предмета Э. получило широкое распространение в бурж. Э. 20 в., причём если позитивисты исключают нормативную Э. из сферы науч.-филос. исследования, то этики-иррационалисты отрицают её возможность в качестве общей теории, относя решение нравств. проблем к прерогативам личного морального сознания, действующего в рамках неповторимой жизненной ситуации.

Марксистская Э. выделяет свой предмет принципиально иным способом, отвергая противопоставление " чисто теоретического" и " практического", поскольку всякое знание есть лишь сторона предметно-практической деятельности человека по освоению мира. Марксистское понимание Э. является многосторонним, включает нормативно-нравств., историч., логико-познават., социологич. и психологич. аспекты в качестве органич. моментов единого целого. Предмет марксистской Э. включает филос. анализ природы, сущности, структуры и функций морали, нормативную этику, исследующую проблемы критерия, принципов, норм и категорий определ. моральной системы (в составе нормативной Э. разрабатываются также проблемы проф. Э.), историю нравств. воспитания.

Гл. проблемой Э. всегда был вопрос о природе и происхождении морали, однако в истории этич. учений он обычно ставился в виде вопроса об основании представлений морального сознания о должном, о критерии нравств. оценки. В зависимости от того, в чём усматривалось основание морали, все имеющиеся в истории Э. учения можно отнести к двум типам. Первый включает теории, выводящие нравств. требования из наличной действительности человеческого бытия - " природы человека", естеств. потребностей или стремлений людей, прирождённых им чувств или к.-л. фактов их жизни, рассматриваемых как самоочевидное внеисторич. основание морали. Теории этого типа обычно тяготеют к биоантропологич. детерминизму; содержат в себе элементы материализма (др.-греч. материалисты, Аристотель, Спиноза, Гоббс, франц. материалисты 18 в., утилитаризм, Л. Фейербах, рус. революц. демократы), но часто в них преобладают тенденции субъективного идеализма (англ, школа нравств. чувства 17-18вв., Дж. Батлер; всовр. бурж. Э.- Дж. Дьюи, Р. Б. Перри, Э. Вестермарк, Э. Дюркгейм, В. Парето, У. Самнер и др.). В теориях др. типа основанием морали считается нек-рое безусловное и внеисторич. начало, внешнее бытию человека. Это начало может пониматься натуралистически (" закон природы" стоиков, закон " космич. телеологии", эволюции органич. жизни) или же идеалистически: " высшее благо" (Платон), абс. идея (Г. Гегель), божеств, закон (томизм и неотомизм), априорный моральный закон (Кант), простые и самоочевидные идеи или отношения, не зависящие от природы мироздания (кембриджские платоники). В истории Э. следует особо выделить авторитарные концепции морали, согласно к-рым единств, основанием её требований является некий авторитет - божественный или личный.

В совр. бурж. Э. проблема основания морали часто представляется вообще неразрешимой. В интуитивизме осн. моральные понятия считаются не связанными с природой всего сущего, а потому самоочевидными, недоказуемыми и неопровержимыми. Сторонники неопозитивизма, противопоставляя " факты" и " ценности", приходят к выводу о невозможности науч. обоснования моральных суждений. Представители экзистенциализма считают, что сущность человека не имеет общих определений и поэтому не может дать основания для формулирования к.-л. конкретных нравств. принципов. Правда, в т. н. натуралистич. Э. 1950-60-х гг. (Э. Эдел, Р. Брандт- США, и др.), выступающей против иррационализма и формализма в Э., основания морали выводятся из потребностей обществ, жизни, данных антропологии, этнографии, социологич. исследований.

Вопрос о природе морали в истории этич. мысли иногда приобретал и другой вид: является ли нравств. деятельность по своей сущности целесообразной, служащей осуществлению к.-л. практич. целей и достижению конкретных результатов, или же она целиком внецелесообразна, представляет собой лишь исполнение закона, требований нек-рого абс. долженствования, предшествующего всякой потребности и цели. Эта же альтернатива облекалась в форму вопроса о соотношении в морали понятий внеморального блага и морально должного: либо требования долга основаны на том благе, к-рое может быть достигнуто (этой точки зрения придерживалось подавляющее большинство этиков), либо, наоборот, само понятие блага следует определять, и обосновывать посредством должного (Кант, англ, философы Ч. Брод, Э. Юинг). Первое решение обычно приводило к концепции т. н. консеквенциальной Э. (лат. consequentia - последствия), согласно к-рой моральные действия должны выбираться и оцениваться в зависимости от тех практич. результатов, к каким они приводят (гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм и др.). Такое решение упрощала нравств. проблему: оказывались неважными мотивы поступка и следование общему принципу. Противники консеквенциальной Э. доказывали, что в морали важен в первую очередь мотив и сам поступок во исполнение закона, а не последствия (Кант); намерение, стремление, приложенные усилия, а не их результат, к-рый не всегда зависит от человека (Д. Росс, Э. Кэррит, Великобритания); важно не содержание действия, а то, в каком отношении к нему стоит его субъект (то, что выбор совершён свободно, - Ж. П. Сартр; что человек критически относится к самым моральным своим действиям и побуждениям, каковы бы они ни были, - К. Барт, Э. Брунн ер).

Наконец, вопрос о природе морали в истории Э. часто выступал в виде вопроса о характере самой нравств. деятельности, соотношении её с остальной повседневной жизнедеятельностью человека. От древности до наших дней в Э. прослеживаются две противоположные традиции: гедонистически-эвдемонистическая и ригористическая. В первой проблема основания морали сливается с вопросом о путях реализации нравств. требований. Так как мораль выводится здесь из " естеств." природы человека и его жизненных запросов, то предполагается, что люди в конечном счёте сами заинтересованы в осуществлении её требований. Эта традиция достигла своего апогея в концепции " разумного эгоизма". Однако в истории классово антагонистич. общества требования морали часто вступали в острое противоречие с устремлениями индивида. В нравств. сознании это отразилось в виде мысли об извечном конфликте между склонностью и долгсм, практич. расчётом и возвышенным мотивом, а в Э. послужило основой для второй традиции, в русле к-рой находятся этич. концепции стоицизма, кантианства, христианства, вост. религий. Представители этой традиции считают невозможным исходить из " природы" человека и истолковывают мораль как нечто изначально-противоположное практич. интересам и естеств. склонностям людей. Из этого противопоставление вытекало аскетич. понимание моральной деятельности как сурового подвижничества и подавления человеком своих естеств. побуждений, с этим же была связана и пессимисткч. оценка нравств. дееспособности человека. Идеи невыводимости морального начала из бытия человека, о невозможности найти основание морали в сфере сущего вылились в филос.-теоретич. плане в концепцию автономной этики, к-рая в бурж. Э. 20 в. выразилась в отрицании социально-целесообразного характера нравств. деятельности (экзистенциализм, протестантская неортодоксия и др.). Особую трудность для немарксистской Э. представляет проблема соотношения общечеловеческого и конкретно-исторического в морали: конкретное содержание нравств. требований либо понимается как вечное и универсальное (этич. абсолютизм), либо в нём усматривается нечто лишь частное, относительное, преходящее (этич. релятивизм).

Опираясь на предшествующую историю развития этич. мысли, марксистская Э. возводит на новую ступень традиции материализма и гуманизма в Э. в силу органического соединения объективного изучения законов истории с признанием действит. интересов и вытекающих отсюда жизненных прав человека. Основание морали - нравств. идей, целей и устремлений - марксистская Э. усматривает в конечном итоге в объективных законах постулат, развития человечества. Благодаря социально-историч. подходу к анализу морали, марксистская Э. преодолевает антитезу этич. релятивизма и абсолютизма. Та или иная классовая мораль выражает положение различных социальных групп в процессе обществ, производства культуры и её ист. развития и в конечном счёте так или иначе отражает и объективные законы истории. При этом, если обществ, позиция данного класса исторически прогрессивна и, особенно, если это позиция трудящихся масс, испытывающих на себе гнёт эксплуатации, неравенства, насилия, а потому объективно заинтересованных в установлении более гуманных, равноправных и свободных отношений, то данная мораль, оставаясь классовой, вносит вклад в нравств. прогресс общества в целом, формирует элементы общечеловеческой нравственности. Особенно это относится к революц. морали рабочего класса, к-рый, "... исходя из своего особого положения, предпринимает эмансипацию всего общества" (М арке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 425), впервые ставит цель уничтожения классов вообще и тем самым утверждения действительно общечеловеческой нравственности. Т. о., конкретно-историч. подход марксистской Э. к явлениям морали только и позволяет понять соотношение частных, классовых точек зрения в морали с едиными законами постулат, развития нравственности, выявить в противоречивом характере формирования морали в классовом обществе единую линию общечеловеческого нравственного прогресса.

В решении вопросов морали правомочно не только коллективное, но и индивидуальное сознание: нравств. авторитет кого-либо зависит от того, насколько правильно он осознаёт общие моральные принципы и идеалы общества (или революц. движения) и отражённую в них ист. необходимость. Объективность нравств. основания как раз и позволяет личности самостоятельно, в меру собств. сознательности, воспринимать и реализовывать обществ, требования, принимать решения, вырабатывать для себя правила жизни и оценивать происходящее. Здесь встаёт проблема соотношения свободы и необходимости. Правильное определение общего основания морали ещё не означает однозначного гы ведения из него конкретных нравств. норм и принципов или непосредств. следования индивида " историч. тенденции". Нравств. деятельность включает не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности идеалов и путей их осуществления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.