Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVI. Музыка. Древнейшие эст. нар. напевы относятся к рунич






Древнейшие эст. нар. напевы относятся к рунич. песенной форме (см. Руны). Наряду с трудовыми, календарно-обрядовыми, свадебными, колыбельными и др. песнями развита необрядовая лирика и меньше распространены лирико-эпич. песни. Несмотря на то, что напевы в своём большинстве не связаны с определ. текстом, можно обнаружить их жанровые особенности, а также локальные отличия. В песнях Юж. Э. наблюдается нек-рое сходство с латыш, и литовской музыкой. В Сев. Э. многие песни отличаются удлинёнными звуками в конце фраз или полуфраз. Рунич. песни обычно исполняются запевалой и хором. Доминирует одноголосие, в Юж. Э. встречается бурдонное двухголосие. В районе Сету (Юго-Вост. Э.) образовалось своеобразное многоголосие: осн. ниж. голос (torre), исполняемый хором, сопровождается верхним (" звонким") голосом (kille) солиста. Позднейшие нар. напевы связаны с новой рифмовой и строфич. песенной формой. Они возникли в основном в 19 в. под влиянием инструм. нар.музыки и песен соседних народов (немцев, латышей, а также русских, финнов и шведов) и нем. и эст. проф. музыки. Эти песни (необрядовая лирика и лирико-эпич. песни социального протеста, революц., солдатские, юмористич., хороводные, танц., баллады) имеют, как правило, квадратную куплетную форму и широкий диапазон. В их основе мажоро-минорная ладовая система. Вместе с этими песнями распространилось аккордово-гармонич. двухголосие и пение под аккомпанемент народных инструментов. Среди нар. муз. инструментов: варган (язычковый), сопель, свирель, дуда, жалейка, пастушеская труба, рожок, волынка (духовые), каннель (щипковый, типа гусель), било (ударный). В 18 в. появилась скрипка, завоевавшая в 19 в. большую популярность, в кон. 19 в. популярной становится гармошка. Среди знатоков рунических песен - Эпп Вазар, Май Кравцов, Лийс Алас, Мико Оде, Хилана Таарка, Анне Вабарна и др., инструменталистов - Юхан Маакер (волынка), Эрни Казесалу (каннель), Карл Кикас (гармошка) и др. В 1732 Ф. Мениусом были впервые опубликованы эст. нар. мелодии. Возникновение эст. фольклористики (19 в.) связано с деятельностью просветителей-демократов (Ф. Р. Фельман, Фр. Р. Крейцвальд) и с первыми " праздниками песни". Собирание фольклора, в т. ч. музыкального, явилось частью нац. движения, направленного против нем. феодалов. Среди первых эст. композиторов, записывавших фольклор, -К. А. Херманн, М. Хярма. Систематич. запись нар. музыки была начата под рук. О. Калласа в 1904 об-вом студентов Тартуского ун-та. Среди первых пропагандистов эст. муз. фольклора - певица А. Тамм. Собиранием и пропагандой фольклора занимались также И. Аавик, А. О. Вяйсянен, А. Кийсс, К. Креэк, П. Пенна, М. Саар, П. Сюда и др. В 1927 в Тарту был создан Центр, архив эст. фольклора (Eesti Rahvaluule Arhiiv). Здесь были осуществлены первые публикации и исследования эст. учёных (Ю. Цейгер, X. Тампере) в области эст. нар. музыки. После Великой Отечеств, войны 1941- 1945 Архив эстонского фольклора был преобразован в отделение фольклора Лит. музея им. Фр. Р. Крейцвальда АН Эст. ССР - ныне гл. архивный центр эст. фольклора; в 1969 при музее организован сектор нар. музыки.

Проф. музыка развивалась вначале в русле церковной. После вторжения в 13 в. на терр. Э. нем. крестоносцев в церквах и монастырях было введено в обиход католич. пение, а с 14 в.- органы (позднее органы встречались в домах богатых горожан). Появились бродячие музыканты (ряндмуузикуд), к-рые в 15 в. стали объединяться в гор. цехи. В 18 в. создавались крепостные оркестры в имениях помещиков (в т. ч. в Пылтсамаа, Колга, Матсалу). С 1784 в Таллинском любительском театре ставились пьесы на эст. языке с песнями и танцами (в т. ч. оперетта " Отцовская надежда" В. Гёршельмана, 1788). В городах Куресааре, Пярну, Хаапсалу (под рук. И. Г. Видемана) начались любительские открытые концерты камерной и оркестровой музыки. Известность получили изготовлявшиеся местными мастерами (И. Таль из Антсла и др.) рояли, органы (позитивы), скрипки. В нач. 19 в. стало развиваться многоголосное хоровое пение (первые хоры в Лайузе, Торма, Пылтсамаа, Канепи). Появились любительские деревенские духовые оркестры (Торма, 1848; Вяэгвере, 1860). В нач. 19 в. были созданы первые 4-голосные хоровые песни на эст. яз. (Э. Гёршельман, И. В. Яннсен, М. Кёрбер).

В сер. 19 в. активизировалось нац.-освободит, движение против нем. помещиков и духовенства, дав толчок к развитию нац. музыки. Основанные в 1865 певческотеатр. об-ва (" Ванемуйне", " Эстония") стимулировали развитие хорового исполнительства. Знаменат. событием стал 1-й всеэстонский певческий праздник в Тарту (1869; ему предшествовали местные праздники песни в Ансекюла - 1863, Иыхви - 1865, Симуна - 1866, Уулу- 1867). Появились песни первых проф. композиторов (А. Кунилейд, Ф. А. Зебельман, Э. А, Томсон).

На рубеже 20 в. выдвинулась плеяда эст. музыкантов, воспитанников Петерб. и Моск. консерваторий - композиторы Р. Тобиас, А. Капп, М. Саар, М. Людиг, А. Лемба, Ю. Аавик, П. Сюда, К. Креэк, X. Эллер, инструменталисты Я. Тамм, Р. Кулль, Т. Лемба, А. Топман, И. Паулсен, П. Рамуль и др. В 1900 был создан любительский симф. оркестр в Тарту (организатор и дирижёр композитор А. Л яте). С 1908 начались систематич. популярные симф. концерты в Тарту (в Таллине - с 1913) под упр. дирижёров Ю. Аавика, Р. Кулля, Ю. Симма. В 1906 был основан проф. театр " Эстония", члены труппы к-рого: певцы О. Микк-Крулль, А. Сяллик, Б. Хансен, X. Эйнер, дирижёр Р. Кулль, стали основоположниками нац. оперного иск-ва. Концертную деятельность вели певцы П. Брем-Юргенсон, М. Людиг-Синкель, Л. Хеллат-Лемба, пианисты А. и Т. Лемба и др. Появились первые нац. произв. крупных форм (А. Капп, А. Лемба, X. Эллер). В период рус. Революции 1905-07 зародились рабочие хоры и оркестры (в Таллине при об-вах " Валвая" и " Пандорин"). При посредничестве пролет, печати распространялись революц. и рабочие песни, композиторы (в т. ч. Симм) перекладывали их для хоров.

После Окт. революции 1917 деятельность рабочих хоров активизировалась. На фронтах Гражд. войны выступали скрипач Э. Сырмус и пианист А. Лемба. Революц. события получили отражение в творчестве композиторов X. Эллера и А. Каппа. Однако деятельность Эст. трудовой коммуны (в т. ч. и в области муз. иск-ва) была прервана вторжением в Э. войск интервентов и установлением бурж. диктатуры.

В период бурж. диктатуры муз. иск-во развивалось только благодаря усилиям прогрессивных деятелей. В 1919 были основаны высшие муз. уч-ща в Таллине (с 1923 консерватория) и в Тарту (в 1925-28 консерватория). Значит, роль играли рабочие муз. кружки в Таллине (1927), Пярну (1930), Тапа (1930) и Тартуский рабочий театр (1927). Муз. спектакли шли на сценах театров " Эстония", (Таллин), " Ванемуйне" (Тарту), " Энд-ла" (Пярну), " Угала" (Вильянди), в театре г. Нарвы. Был создан симф. оркестр Эст. радиовещания (1926). Среди симф. и хоровых дирижёров - Р. Кулль, Ю. Аавик, О. Роотс, Ю. Симм, Т. Веттик, Э. Аав, А. Топман, К. Лейнус, Р. Пяте, Г. Эрнесакс, Э. Тубин, А. Каринди; скрипачей - В. Алумяэ, X. Аумерг, X. Лаан; пианистов - А. Лемба,. Франц; органистов - X. Лепнурм, П. Индра; виолончелистов - А. Карьюс; контрабасистов - Л. Юхт; певцов - И. Аав-Лоо, Б. Хансен, А. Ардер, К. Отс, М. Тарас, Т. Куузик. В области музыковедения и критики работали Эл. Арро, А. Каземетс, К. Лейхтер, П. Рамуль, Э. Виснапуу, Р. Пяте, А. и Т. Лемба. Состоялось 4 певческих праздника (1923 - 1938), имевших, однако, узко националистич. направленность. Ведущим композитором и педагогом в Таллине был А. Капп, в Тарту - X. Эллер. В симф. творчество внесли значит, вклад их ученики Э. Тубин, Э. Капп, Э. Аав. Хоровые песни создали А. Капп, М. Людиг, Т. Веттик, Р. Пяте, А. Каринди, Э. Аав, Г. Эрнесакс. Первые шаги в области эст. оперы относятся к нач. 20 в. (К. А. Херманн, М. Хярма, О. Херманн), первой репертуарной оперой стали " Викерцы" Э. Аава (1928). Оперы создали также А. Лемба, А. Ведро, И. Хиоб, Э. Оя. Эст. оперетта зародилась в творчестве П. Ардна и X. Ватселя.

После восстановления Сов. власти в 1940 началась новая эра в развитии эст. музыки. Были реорганизованы муз. театры, коллективы и муз. уч. заведения, созданы филармония, Дом нар. творчества, союз композиторов. Велась подготовка к декаде эст. лит-ры и иск-ва в Москве. Расширился творч. диапазон композиторов и исполнителей. Был написан первый эст. балет (" Домовой" Э. Тубина, 1941). Нападение немецких фашистов временно приостановило развитие муз. жизни. Эвакуировавшиеся в годы Великой Отечеств, войны 1941-45 композиторы и музыканты объединились в эст. художеств, ансамбли (1942, Ярославль) - муж. и смешанный хоры, симф. и эстрадный оркестры, квинтет духовых инструментов (последний с 1975 имени Я. Тамма). Эст. композиторы написали ряд произв., среди к-рых 1-я симфония (" Патриотическая") Э. Каппа (1942), его же первая эст. сов. опера " Огни мщения" (1944), кантата " Огни Юрьевой ночи" X. Лепнурма (1943), песня " Моя отчизна - моя любовь" Г. Эрнесакса (1944), массовые песни Эд. Арро, Р. Валгре.

После освобождения Э. от фаш. захватчиков в 1944 муз. жизнь стала быстро восстанавливаться. Возобновили работу симф. оркестр радио (с 1975 Гос. симф. оркестр Эст. ССР), муз. театры и уч. заведения. Были созданы: муж. хор (1944, с 1952 Академич. муж. хор Эст. ССР), смешанный хор, эстрадный оркестр (ныне при Эст. телевидении и радио). Певческие праздники получили новое социалистич. содержание. В муз. творчество вошла социалистич. тематика (кантаты " Бессмертие" Л. Таутса, 1948, посвящённая В. И. Ленину, и " Власть народа" Э. Каппа, 1951). Популярные массовые песни создали Эд. Арро, Р. Валгре, Б. Кырвер, В. Оякяэр, Л. Таутс; состоялись премьеры опер " Огни мщения" (1945) и " Певец свободы" (1950) Э. Каппа, " Берег бурь" Эрнесакса (1949), балетов " Калевипоэг" Э. Каппа (1948) и " Тийна" Л. Аустер (1955), оперетт " Румму Юри" Эд. Арро и Л. Нормета (1954) и " Только мечта" Б. Кырвера (1955). Крупные симф. произв. написали А. Капп (2-5-я симфонии, 1944-51), Эллер (симф. поэмы " Полёт орла", 1949, и " Звенящие поля", 1951), А. Лемба (3-5-й фп. концерты, 1944-51), Л. Аустер (фп. концерт, 1952), Г. Эрнесакс (хоровая сюита " Как живут рыбаки", 1953), Э. Капп (2-я симфония, 1954), В. Капп (2-я симфония, 1955). В камерную музыку внесли вклад Эллер, А. Гаршнек, Э. Капп, М. Саар, В. Капп.

С кон. 50-х гг. с появлением нового композиторского поколения начался период активных поисков выразит, средств в области инструментальной музыки - симф. и камерной. В этот период написаны " Кончерто гроссо" Э. Тамберга (1956), " Три эстонские танца" X. Юрисалу (1956), 1-4-я симфонии Я. Ряэтса (1957-59), концерт для фп. с оркестром Я. Коха (1958), увертюра № 2 В. Тормиса (1959). Создаются вокально-симфонические произв. на ист. и совр. темы, в т. ч. кантата " Балтийское море - море мира" Э. Каппа (1959).

Творчество 60-х - 1-й пол. 70-хгг. стало ещё более многообразным по содержанию, жанрам и стилям. Были написаны: Концерт для камерного оркестра (1961), декламаторий " Карл Маркс" (1963), Школьная кантата (1968) Я. Ряэтса, сценич. " Лунная оратория" (1962) и " Балетсимфония" (1959) Э. Тамберга, " Коллаж В-А-С-Н" А. Пярта (1964), трилогия кантат Я. Коха " Песня о партии" (1960), " Песня о Ленине" (1967), " Песня о Родине" (1969). Среди ведущих композиторов в области хоровой музыки - В. Капп, В. Тормис. Популярность получили оперы " Лембиту" В. Каппа (1961), " Железный дом" Э. Тамберга (1965), " Лебединый полёт" В. Тормиса (1965), " Королю холодно" В. Оякяэра (1967), " Соль" Б. Парсаданяна (1973), " Необыкновенная история" Р. Кангро (1974), " Рембрандт" Э. Каппа (1975), оперетты и мюзиклы Кырвера, Ю. Раудмяэ, Ю. Винтера, А. Ойта. В симф. жанр внесли вклад Эллер, Э. Капп, Ряэтс, Парсаданян, Юрисалу, Э. Мяги, Коха, Пярт, А. Маргусте, X. Розенвальд, Л. Сумера; в камерный - Э. Капп, Ряэтс, Э. Арро, К. Синк, X. Карева, Кангро: в лёгкую музыку - У. Найссоо, Ойт, Г. Подельский, В. Оякяэр, X. Хиндпере. Значительны достижения эст. композиторов в киномузыке. Среди исполнителей: дирижёры - нар. арт. Эст. ССР Н. Ярви, Э. Клас, Р. Матсов, К. Раудсепп, засл. деят. иск-в Эст. ССР В. Ярви, Р. Меркулов, П. Сауль, Э. Кылар; хоровые дирижёры - нар. арт. СССР Г. Эрнесакс, нар. арт. Эст. ССР Ю. Симм, К. Лейнус, Ю. Варисте, А. Ратассепп, К. Аренг, О. Оя, X. Кальюсте; певцы -нар. арт. СССР Т. Куузик, Г. Отс, нар. арт. Эст. ССР А. Ардер, К. Отс, Э. Маазик, М. Тарас, О. Лунд, В. Гурьев, М. Вой-тес, У. Таутс, X. Крумм; пианисты - дуэт засл. арт. Эст. ССР А. Клас и Б. Лукк, засл. арт. Эст. ССР X. Сепп; скрипачи-нар. арт. Эст. ССР В. Алумяэ, засл. арт. Эст. ССР И. Раннап; органист нар. арт. Эст. ССР X. Лепнурм. Среди музыковедов: X. Тампере, У Кольк, И. Рюйтель (фольклористы), И. Юриссон, А. Вахтер, К. Лейхтер, X. Кырвитс, X. Тынсон, О. Туйск (история музыки), А. Семпер, М. Топманн, А. Хирвесоо (критика). В Эст. ССР регулярно проводятся дни лит-ры и иск-в братских республик и зарубежных стран, с 1972 - всесоюзные фестивали хоров в Таллине, с 1967 - республиканские конкурсы исполнителей (инструменталисты и вокалисты).

В Эст. ССР функционируют (1978): театр оперы и балета " Эстония" (Таллин), театр оперы, балета и драмы " Ванемуfine" (Тарту), Гос. симф. оркестр Эст. ССР (Таллин), филармония, Академич. муж. хор Эст. ССР, смешанный хор Эст. телевидения и радио, Таллинский камерный хор (1962), Квинтет духовых инструментов им. Я. Тамма, струнный квартет Эст. филармонии (1974), эстрадный оркестр телевидения и радио, эстрадный ансамбль " Лайне" (1965), Музей театра и музыки (1941, Таллин), Таллинская консерватория, Таллинская муз. ср. школа, 2 муз. уч-ща (Таллин и Тарту), 36 детских муз. школ; Союз композиторов Эст. ССР (1941).

Лит.: Вахтер А., Эстонская ССР, [пер. с эст.], 2 изд., М., 1957 (Музыкальная культура союзных республик); История музыки народов СССР, тт. 1 - 5, М., 1970-74; А г г о Е., Geschichte der estnischen Musik, Bdl, Tartu, 1933; Kasemets A., Eesti muusika arenemislugu, Tallinn, 1937; Kakskummend aastat eesti muusikat, red. K. Leichter, Tallinn, 1938; Vahter A.. Noemet L., Noukogud Eesti muusikast, Tallinn, 1965; Lauluga labi aegade koost A. Tamarkin, Tallinn, 1965; Eesti muusika, t. 1, Tallinn, 1968; Muusikaelust vanas Tallinnas, Tallinn, 1972; О 1 t H., Modern Estonian composers, Tallinn, 1972; Eesti muusika, t. 2, Tallinn, 1975. А. Хирвесоо, И. Рюйтель.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.