Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVI. Балет. В основе проф. балетного театра - традиции нар






В основе проф. балетного театра - традиции нар. хореографии, а также иск-во гастролёров, привозивших в 1-й четв. 18 в. оперные спектакли с танцевальными дивертисментами. В 1818 в Бухаресте был, выстроен театр " Красный фонтан", где ставились оперные спектакли с танц. сценами. В 1822 в Бра-шове нем. труппа показывала балет-пантомиму из жизни рум. нац. героев Хории, Клошки и Кришана, на музыку народных танцев. В 1833 в Бухаресте при Филармонич. об-ве открылось отделение танца, а в 1869 состоялась премьера первого нац. балета " Золотая принцесса" Л. Виста, поставленного совм. амер. и рум. балетм. О. Мейвуд и Г. Мочану. В 1877 при оперной труппе Нац. театра создаётся хореографич. школа, одним из руководителей к-рой был итал. балетм. Т. Парис. В 1910-е гг. формируется проф. балетное искусство Р. В 1921 при театре в Бухаресте (см. Румынский театр оперы и балета) и Клужской гос. опере создаются постоянные балетные труппы. Композиторы сочиняют музыку для нац. балетов, к-рые находят своё воплощение в этих театрах, в т. ч. " Ирис" К. К. Ноттары, " На ярмарке" и " Мадемуазель Мериуца" М. Жоры, " Свадьба в Карпатах" П. Константинеску. Освобождение страны от фаш. войск и провозглашение в 1947 Р. республикой создали новые условия для развития балетного театра. Организуются труппы при гос. опере в Тимишоаре, гос. опере в Яссах, Венг. опере в Клуже, муз. театрах Брашова, Констанцы, Галаца и др. В репертуаре балеты: " Гайдуки" X. Жери, чИанку Жиану" и " Пламя" М. Кириака, " Возвращение из глубин" М. Жоры, " Принц и нищий" Л. Профета, экспериментальные постановки на музыку Т. Олаха, А. Виеру, А. Строе и др., а также балеты классич. репертуара. Мн. танцовщики учатся в Сов. Союзе, сов. балетмейстеры ставят балеты в рум. театрах. Среди ведущих деятелей рум. балета: балетмейстеры - О. Дановский, Т. Урсяну, Ф. Кансали, В. Марку, Г. Тауб, артисты балета - С. Орляну, И. Личиу, В. Массини, Л. Жорбан, Е. Мачай, Р. Константини, М. Попа, И. Илиеску, А. Мезинческу-Думитраке, К. Хамел, П. Чортя, А. Кечулеску, И. Туджяру, М. Штефанеску.

В 1949 в Бухаресте и Клуже открыты хореографич. уч-ща.

XVII. Драматический театр Истоки рум. театра - в древних играх и обрядах, содержащих элементы театрализации. Со временем их ритуальное значение утрачивалось. В 18-19 вв. складываются более сложные формы театра " ирозий" или " виклеим" (литургич. драма), " жокул пэпушарилор" (кукольное представление), гайдуцкая драма (о нар. повстанцах). Зарождение проф. рум. театра связано с деятельностью школьного театра. Известны постановки, показанные силами учащихся в 1775 в Трансильвании и в 1816 в Яссах по инициативе писателя Г. Асаки, а также в Бухаресте под рук. поэта Я. Вэкэреску. Открытие школы драматич. иск-ва в рамках Филармонич. оо-ва в Бухаресте (1833) и Драматич. консерватории в Яссах (1836) послужило началом профессионализации театра. В 1841 в Яссах было построено театр, здание. В 1852 в Бухаресте начал работать Большой театр, переименованный в 1877 в Национальный. Становление рум. театра происходило в борьбе прогрессивных сил общества за нац. освобождение и социальный прогресс. Этому содействовал и репертуар - лучшие произв. В. Альфьери, Вольтера, Мольера. В создании проф. театра значительной была деятельность участников революции 1848 - писателей и обществ, деятелей К. Негруцци, Александри, М. Когэлничану и др. Во 2-й пол. 19 в. большое развитие получило актёрское иск-во, к-рое имело 2 направления: реалистическое (М. Милло) и романтическое (К. Караджале, М. Паскали). В 1877 с образованием независимого гос-ва в Р. учреждается Драматич. об-во, объединившее проф. актёров. На рубеже 19-20 вв. реалистич. традиции продолжали актёры Г. Манолеску, А. Романеску, К. Ноттара, А. Прутяну, позднее их ученики А. Деметриаде, Т. Буландра и Л. Стурдза-Буландра, Г. Сторин и др. Большое влияние на нац. театр, иск-во оказала деятельность драматурга, режиссёра и критика И. Л. Караджале, поднявшего рум. сатирич. комедию до лучших образцов мировой драматургии. Наряду с сатирич. комедией происходило становление жанра историч. драмы. Её авторами были драматурги В. Александри, Б. П. Хашдеу, А. Давила, Б. Делавранча. Развитие нац. драматургии способствовало формированию репертуара. В нач. 20 в. в рум. театре утверждается режиссёрское иск-во. Первый рум. режиссёр - П. Густи, один из реформаторов нац. театра - А. Давила (в 1905 - 08 и 1912 - 14 директор Нац. театра), на деятельность к-рого оказало влияние творчество А. Антуана и К. С. Станиславского. В 1919, после объединения Трансильвании с Р., был основан Нац. театр в Клуже, к-рый достиг значит, успехов под руководством 3. Бырсана. В период фашизации страны репертуар театров состоял из развлекательных, дидактич. и мелодраматич. спектаклей. Реакц. тенденциям противостояли передовые театр, деятели: К. Петреску, Д. Замфиреску, В. Эфтимиу, Т. Буландра, Л. Стурдза-Буландра, М. Вентура, С. Соаре, М. Филотти, М. Себастьян и др. Они вели борьбу за реалистич. традиции в сценич. иск-ве, утверждали в репертуаре рум. и мировую классич. драматургию. Спектакли ставили реж. Густи, В. И. Попа, А. Майкан и др. В Нац. театре в Яссах показывались спектакли для рабочей аудитории (1929- 1930), был создан театр для рабочих " Труд недобрая воля" (1938, руководитель В. И. Попа).

Освобождение страны от фаш. войск и провозглашение в 1947 Р. республикой способствовали значит, подъёму театр, иск-ва. Новая драматургия (М. Давидоглу, X. Ловинеску, А. Баранга, А. Миродан) помогала решать проблемы со-циалистич. строительства. Первая такая пьеса - " Шахтёры" Давидоглу была поставлена в 1949 в Нац. театре в Бухаресте. Этой же теме посв, спектакли " За счастье народа" Морару и Баранги (1950), " Великий день" Бануш (1954), " Разрушенная цитадель" Ловинеску (1955). В Р. создаются новые театры: комедии (1961), Малый (1964) и др. В 1974 работали св. 40 театров (в т. ч. венг., нем., сербский и др.). Ведущие из них^ Румынский Национальный театр им. И. Л. Караджале, Румынский театр им. Лучии Стурдзы-Буландры, Театр комедии, театры - " Мик", им. Ноттары, для детей им. И. Крянгэ, кукольный " Цэндэрикэ" в Бухаресте, Национальный им. В. Александра в Яссах, Национальный в Клуж-Напоке и Крайове.

Среди режиссёров и актёров (многие из них возглавляют театры страны) - Р. Белиган, X. Попеску, Л. Чулей, Л. Джуржеску, Р. Пенчулеску; критиков и историков театра - В. Рыняну, В. Силвестру, М. Бэрбуцэ и др. В Бухаресте с 1954 работает Ин-т театр. и кинематографич. иск-в им. И. Л. Караджале (в 1948-54 Драматич. консерватория); в 1950 в г. Тыргу-Муреш организован Венг. театр, ин-т им. С. Иштвана.

Лит.: Театр за рубежом, т._ 1, М.- Л., 1958; Istoria teatrului in Romania, v. 1-3, Buc., 1965-73. Е. В. Азерникова.

Цирк. В 18 в. небольшие группы жонглёров, акробатов, фокусников выступали на улицах, площадях, ярмарках. Со 2-й пол. 19 в. гастролировали зарубежные артисты и цирковые труппы, в т. ч. передвижной цирк итал. артиста и антрепренёра Т. Сидоли (с 1864), обосновавшегося позднее с семьёй в Р.; большую популярность приобрёл его сын - Ц. Сидоли. Цирки Сидоли (существовали до 1930) были крупными предприятиями, показывали обширные программы, а также пантомимы (" Марокко", " Цирк под водой" и др.). В разные годы выступали также нем. цирк Буша, чехосл. цирк Клудского и др. В 20-30-е гг. получили известность рум. возд. гимнасты Лупу и Думитреску, клоуны Мэркулеску и Чаканика, дрессировщица львов Лолу Борисова. В 1954 создан Гос. цирк, затем ряд нац. коллективов, в 1961 открыт цирк " Бухарест" (на 2500 мест). В 60- 70-е гг. созданы представления - " Карнавал цветов", " Весна в цирке", " Цирковая феерия", " Дон Кихот на арене". Работают режиссёры Ч. Ципа, М. Георгиу, К. Ионеску, И. Бутнару и др. Среди мастеров цирка многожанровые артисты Григореску, Кратеил, клоуны Цэндерикэ, Тончино, Бонн, возд. гимнасты под рук. Т. Ганиа (позднее Э. Петреску), Аурелия Аугустини, Сальвец, акробаты-прыгуны под рук. Хутерера, турнисты Крняну, манипуляторы Иозефини, жонглёры О. Бокан, Мунтяну, дрессировщики Э. Кристел, Винченцуи, Г. Готт, Дестенджи. А. Я. Шнеер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.