Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XV. Музыка. Истоки муз. культуры Р.- в её самобытном нар






Истоки муз. культуры Р.- в её самобытном нар. муз. творчестве, обладающем специфич. ладово-мелодич. строем и ритмикой. Для рум. фольклора типичны разнообразные лады - от простейших 3-5-ступенных до сложных многоступенных систем. Песни одноголосные, встречаются элементы гетерофонии. Фольклор представлен обрядовыми, колыбельными, пастушьими, шуточными, лирич. песнями, эпическими балладами, плачами и др. Один из наиболее сложных и самобытных жанров - лирическая дойна. Значит, место занимают песни социального протеста (от гайдуцких и батрацких до пролетарских), а также антифашистские. Разнообразны нар. инструм. наигрыши, часто импровизационного склада, с богатой орнаментикой и прихотливой ритмикой. Многочисленны танц. жанры, чаще это коллективные пляски - хора, сырба, брыу, инвертита, хацэгана и др.; издавна в нар. быту распространены празднества с песнями и плясками (жок). Среди муз. инструментов: духовые - флуер (свирель), най (разновидность флейты Пана), чимпой (волынка), бучум (рог) и струнные - кобза, цимбалы, цитра, скрипка, позднее - виолончель, контрабас.

Важнейшая роль в формировании и распространении нац. фольклора принадлежит нар. музыкантам-профессионалам - лэутарам, к-рые обычно выступали в составе небольших ансамблей -тарафов. Века тур. господства задержали формирование светского проф. иск-ва Р. До 19 в. муз. жизнь сосредоточивалась в основном в княжеских дворах и монастырях. В сер. 19 в. начала складываться композиторская школа. Первые рум. композиторы-профессионалы обращались преим. к хоровой и сольной песне, водевилям, оперетте (И. А. Вахман, А. Флехтенмахер). После завершения политич. объединения Молдовы и Валахии в единое гос-во Румынию (1862) утверждается проф. рум. музыка. Выдвигаются композиторы - Э. Кауделла (создатель популярных водевилей и первой нар.-романтич. оперы " Петру Рареш", 1889), Ч. Порумбеску (автор патриотич. песен), Дж. Штефэнеску (автор" первой рум. симфонии, камерных инструм. произв.), К. Димитреску (написал первые рум. струнные квартеты). Значит, вклад в развитие проф. хоровой культуры внесли известный композитор и муз. деятель Г. Муэическу, а также Д. Кириак-Джорджеску, Г. Дима, Я. Мурешану, позже И. Виду, Г. Куку.

С 30-х гг. 19 в. формируются нац. исполнительские кадры, возникают очаги муз. образования. Основываются филармонич. об-ва в Бухаресте (1833) и в Яссах (1836), подготовившие открытие в 1864 консерваторий в обоих городах, организуются Рум. певческое и театр, об-ва в Трансильвании (1847). В Бухаресте создаются постоянный симф. оркестр (1866) и филармония (1868). С 30-х гг. разными труппами ставятся оперные спектакли на рум. яз. с участием рум. артистов; с 1852 - на сцене Большого (с 1877 - Нац.) театра. В 1885 Дж. Штефэнеску сформировал первую постоянную оперную труппу. Во 2-й пол. 19 в. мировую известность получают певцы - Е. Теодорини, X. Даркле, Дж. Димитреску, Д. Попович-Байрёйт и др.; выдвигаются первые нац. дирижёры - Э. Вахман, Э. Кауделла. Высокого уровня достигает хоровое иск-во (хор Ясской митрополии под рук. Музическу, хоры Баната и Трансильвании под рук. Димы); в 1901 Кириак-Джорджеску основал хоровое об-во " Кармен".

В 20 в. окончательно складывается нац. композиторская школа во главе с Дж. Энеску, чьи симф., камерные сочинения и опера " Эдип" (1931) явились классич. образцами нац. творчества. В 1-й пол. 20 в. выдвигаются композиторы М. Андрику и Д. Куклин (авторы симф. и камерных сочинений), М. Жора (один из основоположников совр. рум. балета). Достижениями явились оперы С. Драгоя " Напасть" (1927), П. Кон-стантинеску " Бурная ночь" (1934). В 1920 в Бухаресте создаётся Оо-во рум. композиторов. Развивается муз.-театр, и концертная жизнь Р. Выступают певцы - П. Штефэнеску-Гоангэ, Ф. Кристо-форяну, Т. Грозэвеску, дирижёры - А. Алессандреску, Дж. Джорджеску, А. Чолан, выдающийся скрипач и дирижёр Дж. Энеску, пианист Д. Липатти, виолончелисты Д. Динику и К. Димитреску, и др. Создаются оперные театры в Бухаресте (1919, с 1921 - государственный) и Клуже (1920). В 1921 в Клуже открывается консерватория. Получают развитие музыковедение и фольклористика, начатые трудами Н. Филимона, Т. Бурады, А. Панна (сер. 19 в.); работают муз. историк Дж. Брязул, фольклористы К. Брэилою, С. Драгой, Т. Бредичану.

Освобождение страны от фашизма и провозглашение в 1947 Р. республикой создали предпосылки и для расцвета муз. культуры. Развивается массовая песня (И. Киреску, В. Попович, М. Веская, М. Сокор, Г. Думитреску, Д. Попович и др.). На героич., историч., революц. темы создаются оратории, кантаты - " Дрозд Илие Пантилие" А. Виеру (1949), " Тудор Владимиреску" Г. Думитреску (1950), " Созвездие Человека" Т. Олаха (по Маяковскому, 1960); нар. муз. драмы " Господарь Ион Лютый" (1955) и " Восстание" (1959) Г. Думитреску, " Панэ Лесня Русалим" П. Константинеску (1955); балеты " Янку Жиану" (1962) и " Пламя" (1973) М. Кириака. В решении этих тем заметное влияние на рум. музыку оказало творчество рус. и сов. композиторов. Наряду с обращением рум. композиторов к антич. и классич. лит-ре (оперы - " Прометей" Д. Поповича, 1958, " Гамлет" П. Бентою, 1969) сохраняется традиц. линия воплощения нац. легенд (оратория " Миорица" С. Тодуцэ, 1959). Активны поиски композиторов в области нац. симф. и камерной музыки (3. Ванча, И. Думитреску, Д. Бугич, В. Бергер, Т. Олах, Д. Попович), создаются инструм. концерты (Константинеску, Бентою, Виеру и др.), примечательны достижения в области оперетты и эстрадной музыки (Г. Дендрино, Н. Киркулеску, А. Мэлиняну, Э. Роман, Ф. Комишель), музыки для кино.

Подлинного расцвета достигло муз. исполнительство. Пользуются известностью певцы - 3. Палли, Е. Черней, Г. Зобиан, Н. Херля, Д. Иордэкеску, пианист В. Георгиу; скрипачи - Ш. Георгиу, И. Войку, Ш. Руха; виолончелисты- Р. Алдулеску, К. Иля; дирижёры - М. Басараб, М. Кристеску, Э. Симон и др. Возникли новые муз. театры и коллективы: филармонии - в Тимишоаре (1947), Клуже (1955), оперные театры - в Тимишоаре (1947), Яссах (1956). В Р. работали (1974): 5 оперных и 5 муз. театров, ок. 20 симф. оркестров, камерные оркестры и камерно-инструм. ансамбли, оркестры нар. инструментов, хоровые коллективы, ансамбли нар. танца, в т. ч. " Румынская рапсодия" (" Жаворонок", 1953). Популярен хор Бухарестской консерватории " Мадригал" (1968). Одной из развитых областей искусствоведч. науки стало музыковедение. Среди музыковедов - 3. Ванча, В. Косма, П. Брынкуш, В. Томеску, О. Л. Косма, Дж. Сбырча; фольклористы Т. Александру. Э. Комишель, Г. Чобану. В 1949 Об-во рум. композиторов преобразовалось в Союз композиторов СРР. В 1949 (на базе созданного в 1927 Фоноархива нар. музыки) основан Ин-т этнографии и фольклора. С 1957 существует муз. изд-во Союза композиторов, с 1950- ежемесячный спец. журнал " Muzica"; издаются ежегодники (муз. статьи и исследования). С 1958 каждые 3 года в Бухаресте проходят Междунар. фестивали и конкурсы им. Дж. Энеску.

Лит.: Мартынов И., Румынская народная музыка, в сб.: Вопросы музыкознания, в. 3, М., 1960; Лейте с Р., Заметки о румынской музыке XX в., в кн.: Проблемы музыкальной науки, в. 1, М., 1972; В г е a z u I G., Pagini din istoria muzicii romanesti, v. 1-3, Buc., 1966-74; В r a i I о i u C., Opere, v. 1-3, Buc., 1967-74; V a n с е a Z., Creatia muzicala romaneasca, v. 1, sec. XIX-XX, Buc., 1968; BrancusiP., С a 1 i n о i u N.. Muzica in Romania socialista, Buc., 1973; С о s m a O. L., Hronicul muzicii romanesti, v. 1-2, Buc., 1973-74; С о s m a V., Muzica populara romaneasca, Buc., 1975. Р.Э.Лейтес.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.