Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XV. Музыка. Hap. кубинская музыка сформировалась на основе европейской, в первую очередь испанской, и африканской (музыка индейцев не сохранилась)






Hap. кубинская музыка сформировалась на основе европейской, в первую очередь испанской, и африканской (музыка индейцев не сохранилась). Длительное взаимодействие этих муз. культур привело к возникновению афро-кубинской музыки, в к-рой исп. метры, мелодии сплавились с древними традициями исполнительской практики негров. Старинные песенно-танц. формы афро-кубинской музыки - сон, гуарача, кон-га, более поздние - дансон, румба. Афро-кубинская музыка доминирует в муз. фольклоре К. и придаёт ему спе-цифич. колорит и характер - господство двухдольных метров, остросинкопированная ритмика, преобладание ударно-шумовых инструментов. Распространена также креольская (среди крестьян; осн. формы - пунто, гуахира, криолья) и негритянская музыка (в религ. афр. культах).

В 16-18 вв. центрами развития проф. муз. культуры были церк. певческие школы. Расцвет церк. музыки относится ко 2-й пол. 18 в. и связан с творчеством Э. Саласа-и-Кастро, последователями к-рого были X. Парис и А. Рафелин. В кон. 18 в. началась концертная и театр. -муз. жизнь; в Гаване было построено здание театра " Колисео" (в 1776; с 1803 наз. " Принсипаль"), где ставились оперы европейских, а позже тонадильи кубинских композиторов. В 1816 осн. муз. академия " Санта-Сесилия", положившая начало подготовке национальных муз. кадров. В нач. 19 в. формируется кубинская опера-буффа, связанная с нар. муз. жанрами и нац. тематикой. Гл. представители - Ф. Коваррубьяс, X. А. Миль-ян, Б. X. Креспо-и-Борбон, А. Медина, П. Карреньо, Р. Кабрера и особенно X. Анкерман. В сер. 19 в. М. Саумель-и-Робредо, а затем И. Сервантес Каванаг заложили основы нац. композиторской школы. Среди композиторов 2-й пол. 19 в.- Н. Руис-и-Эспадеро, X. М. Химе-нес, Г. Вильяте, Л. Фуэнтес. В 1898 поставлена первая опера на нац. сюжет " Юмури" Э. Санчеса де Фуэнтеса. Опера ч Невольница" X. Маури Эстеве (пост. 1921) примечательна обращением к сюжету из жизни кубинских негров, использованием песенно-танц. жанров негритянского фольклора. Конец 19 - нач. 20 вв.- период активизации муз. жизни, связанный с деятельностью ряда муз. об-в, Гаванской консерватории (осн. в 1885), симф. оркестра (осн. в 1908) под рук. Г. Томаса. В 1920-30-х гг. формируется афро-кубинское направление в проф. композиторском творчестве, во главе которого стали А. Рольдан и А. Катурла. К 30-м гг. относится начало активной деятельности композитора, педагога, муз.-обществ. деятеля X. Ардеволя. Созданный им уч. семинар " Группа музыкального обновления" (в 1943) сыграл важную роль в развитии музыки К.

Новый этап в истории кубинской муз. культуры связан с победой революции 1959. Были реорганизованы старые и созданы новые творч. коллективы, в т. ч. Нац. симф. оркестр (при нём - камерный оркестр и струнный квартет), квартет им. А. Рольдана в Гаване, оркестры в гл. городах провинций. В здании Нац. театра К. выступают фольклорные ансамбли, зарубежные оперные и балетные труппы. В 60 - нач. 70-х гг. в творчестве композиторов преобладает тенденция к поискам, экспериментам. Плодотворно развивается жанр массовой песни, в области к-рого работают К. Пуэбла, Э. Са-борит, Т. Кастельянос и др. Известностью пользуется А. Д. Картая, создавший музыку и текст революц. " Гимна 26 июля".

В числе известных исполнителей: дирижёры Э. Гонсалес Мантичи, М. Дучесне Кусан, пианисты С. Тьелес, X. Г. Лаб-ранья, С. Родригес Карденас, скрипач Э. Тьелес, контрабасист О. Урфе, певцы Р. Кальсадилья, И. Бургет. Издаётся журнал " Revista de musica" (с 1960).

Лит.: Алендер И., Музыкальная культура Кубы, в кн.: Куба. Историко-этнографические очерки, 2 изд., М.. 1961; Карпентьер А., Музыка Кубы, [пер. с исп.], М., 1962; Пичугин П., Музыка, в кн.: Куба. 10 лет революции, М., 1968; А г d ё-vol J., Musica у Revolution, [La Habana, 1966]; его же, Introduccion a Cuba: la mi; -sica, La Habana, 1969. П. Ахундов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.