Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание, телевидение.






В 1973 выходило 50 периодич. изданий общим тиражом ок. 2 млн. экз., в т. ч. 9 ежедневных газет тиражом св. 700 тыс. экз. В Гаване издаются 2 газеты: " Гран-ма" (" Granma"), с 1965, ежедневная, тираж 500 тыс. экз., орган ЦК КПК, и " Хувентуд ребельде" (" Juventud Rebel-de"), с 1965, ежедневная молодёжная газета, тираж 170 тыс. экз., орган Союза молодых коммунистов. Из 7 выходящих в стране провинциальных ежедневных газет, являющихся органами провинциального руководства КПК, наиболее крупные: " Aдeлaнтe" (" Adelante"), с 1959, тираж 24 тыс. экз., издаётся в Камагуэе (пров. Камагуэй); " Вангуардия " (" Van-guardia"), с 1962, тираж 18 тыс. экз., изд. в Санта-Кларе (пров. Лас-Вильяс); " Сьерра-Маэстра" (" Sierra Maestra"), с 1959, тираж 40 тыс. экз., изд. в Санть-яго-де-Куба (пров. Орьенте). В числе др. периодических изданий важнейшие: " Верде оливо" (" Verde Olivo"), с 1959, еженедельный журн., тираж 100 тыс. экз., орган Революц. вооруж. сил К.; еженедельный лит, и обществ.-политич. иллюстриров. журн. " Боэмия" (" Bohemia"), с 1908, тираж 200 тыс. экз. (оба изд. в Гаване); " Куба" (" Cuba"), с 1962, ежемесячный иллюстриров. журн., тираж 30 тыс. (изд. в Гаване на исп. яз., в Москве на рус. яз.).

В Гаване находится лат.-амер. инфор-мац. агентство Пренса Латина (осн. в 1959), снабжающее информацией прессу К. и др. стран Лат. Америки. Радиовещание на К. осн. в 1914, телевидение- в 1950. В стране 41 радиостанция, крупнейшие: " Радио либерасьон", " Радио ре-бельде", " Радио прогресс", " Радио ре-лох" и " Радио Гавана-Куба". Передачи на зарубежные страны ведутся на 8 языках (англ., франц., араб, и др.). Нац. телевидение насчитывает 19 телестанций. Радио и телевидение находятся в ведении Кубинского института радиовещания. М. А. Шлёнова.

XIII. Литература

Лит-pa индейцев доколумбовой эпохи не сохранилась. Совр. лит-pa развивается на исп. яз. Первое из сохранившихся произв.- описат. поэма " Зерцало терпения" (1608) - создано выходцем из Испании С. Бальбоа. Начало книгопечатания на К. (1707 или 1720), открытие в 1728 Гаванского ун-та, появление периодич. изданий (с 1764) способствовали развитию лит-ры. В кон. 18 в. под влиянием Великой франц. революции и Войны за независимость в Сев. Америке писатели К., группировавшиеся вокруг созданного в 1793 Патриотич. об-ва Гаваны (прозаик Б. П. Феррер, 1772-1851, поэты М. де Секейра-и-Аранго, 1760- 1846, М. X. де Рувалькава, 1769-1805 и др.), пропагандировали идеи Просвещения. В 17-18 вв. развивалась также народная креольская и негритянская поэзия.

Выдающуюся роль в лит-ре нач. 19 в., складывавшейся под влиянием нац.-освободит. движения против колониализма, сыграл революц. просветитель Ф. Варе-ла-и-Моралес (1788-1853). Революцион-но-патриотич. классицизм в лирике X. М.Эредиа (1803-39) сочетается с чертами романтизма, формированию к-рого способствовала деятельность критика и поэта Д. Дельмонте-и-Апонте (1804-53). В его кружке объединились поэты-романтики Г. де ла К. Вальдес (1809-44, псевд.-Пласидо), X. Ф. Мансано (1797- 1854 или 1857), поэт и драматург X. X. Миланес (1814-63) и др. Патриотич. мотивы звучат в ранних стихах Херт-рудис Гомес де Авельянеды (1814-73). В романтизме, господствовавшем почти до кон. 19 в., существовали разные школы: для писателей-" сибонеистов" идиллия, изображение быта индейцев-сибонеев было формой протеста против порабощения К. исп. колонизаторами (X. Форнарис, 1827-90, автор " Песен си-бонея", 1855, и др.); поэты группы " Лютня изгнанника" (по названию сб. стихов, изд. в 1858) М. Теурбе Толон (1820- 1858), X. К. Сенеа (1832-71) и др. утверждали патриотич. и гражд. мотивы. X. Л. Луасес (1826-67) обратился к изображению социальных конфликтов. К. Наполес Фахардо (1829-62, псевд.- Эль Кукаламбе) в сб. стихов " Шум вод Ормиго" (1856) в поэтич. форме изобразил жизнь народа. Революционно-пат-риотич. стихи поэтов-участников войны 1868-78 против исп. ига были позднее собраны X. Марти (1853-95) в кн. " Поэты войны" (1893). Лирич. поэт Р. М. Мендиве (1821-86) - автор революц. поэм (" Ода Хуаресу" и др.); издававшийся им в 1853-57 журн. " Revista de la Habana" был центром революционно-романтической литературы. Романтическая проза представлена историческим романом " Матансас и Юмури" (1837) Р. де Пальмы (1812-1860), аболиционистским романом " Франсиско" (1839, изд. 1880) А. Суареса-и-Ромеро (1818-78), романом " Саб" (1841) Гомеса де Авельянеды.

В недрах романтизма в связи с интересом писателей к нац. быту рождалась нравоописат. лит-pa костумбризма, положившая начало реализму. С костумбриз-мом связано и творчество романиста С. Вильяверде (1812-94), его роман " Сесилия Вальдес, или Холм Ангела" (1882) направлен против рабства негров. Реа-листич. проза представлена сатирич. романами Р. Месы (1861-1911), бытовыми романами Н. Эредиа (1852-1901) и др. Творчество публициста, критика и поэта X. Марти, революционно-демократическое по содержанию, развивалось от романтизма к реализму: циклы " Свободные стихи" (1882, опубл. 1913), " Простые стихи" (1891) и др, Пессимистич. стихи X. дель Касаля (1863-93), болезненно воспринявшего поражение народа в войне 1868-78, положили начало т. н. модернизму, сочетавшему черты декаданса с тенденцией к созданию национального самобытного искусства. Под влиянием антииспанской войны 1895-98 появилась гражданская лирика (Б. Бирне, 1861-1936; Ф. X. Пи-чардо, 1873-1941; X. М. Поведа, 1888- 1926, и др.).

Разочарование в итогах антиисп. войны (оккупация К. Соединёнными Штатами Америки) способствовало углублению кризисных явлений в творчестве поэтов-модернистов т. н. второго поколения; поэты Р. Э. Боти (1878-1954). А. Акоста (р. 1886) обращались преим к интимной лирике; в творчестве романистов М. де Карриона (1875-1929), К. Ловейры (1882-1928), новеллиста А. Эрнандеса Каты (1885-1940) и др. социально-критич. мотивы несколько ослаблены на-туралистич. элементами.

В 20-е гг. в условиях обострения классовой борьбы поэты Акоста (сб. " Жатва"), Ф. Пичардо Мойя (1892-1957; " Поэма сахарных плантаций", 1926) выступили против империалистич. гнёта США. Ан-тибурж. настроения характерны для поэтов-авангардистов. Для нек-рых из них (М. Брулль, 1891 -1956) бунт сводился к формалистич. новшествам. Литераторы, объединившиеся вокруг возникшей в 1923 " группы меньшинства", руководимой поэтом Р. Мартинесом Вильеной (1899-1934), а позднее вокруг журнала " Revista de avance" (1927-30), искали пути революц. иск-ва. Социальные мотивы характерны для поэзии Р. Педросо (р. 1896), М. Наварро Луны (1894-1966), А. И. Аухиера (р. 1910), романов и рассказов П. де ла Торрьенте Брау (1901-36), романов и новелл Л. Ф. Родригеса (1888-1947), Л. Марре-ро (р. 1911) и др. В 1930-х гг. с лирич. стихами выступили Э. Флорит (р. 1903) и X. Буэса (р. 1910).

В кон. 1920-х гг. X. С. Тальет (р. 1893) и Р. Гирао (1908-49) положили начало т. н. афро-кубинской поэзии, обратившись к негритянскому фольклору и стремясь в поэзии воспроизвести негритянские танцевальные ритмы; эти традиции были поддержаны Э. Бальягасом (1910-54). С афро-кубинской поэзией связано и раннее творчество крупнейшего кубинского поэта Н. Гильена (р. 1902), с сер. 30-х гг. обратившегося к социальной и революц. тематике (сб. " Вест-Индская компания", 1934, " Все песни", 1947, и др.). Усиление реакции, диктатура Батисты (1952-58) привели к эмиграции мн. прогрессивных писателей (Н. Гильен и др.). В поэзии К. получил распространение т. н. трансцендентализм, характеризовавшийся тягой к усложнённой образной системе, отражавшей неприятие социальной действительности (X. Лесама Лима, р. 1912, и др.). После победы революции 1959 мн, трансценденталисты стали активными деятелями кубинской революц. культуры. В истории совр. лат.-амер. лит-ры значит. место занимает творчество А. Карпентьера (р. 1904), написавшего в эмиграции романы " Царство земное" (1949) и " Потерянные следы" (1953); вернувшись на родину, он опубл. ист, роман " Век просвещения" (1962), осн. тема к-рого - судьба интеллигента в обществе.

Победа революции открыла широкие возможности для развития нар. лит-ры. Большинство литераторов объединилось в Союз писателей и художников К. (1961), издающий газ. " Gaceta de Cuba" (с 1962) и журн. " Union" (с 1962). В условиях культурной революции и строительства социализма Союз писателей и художников К. сыграл важную роль в консолидации творч. сил для создания нового, содиалистич. иск-ва. В этом процессе значи-тельно участие поэтов Н. Гильена, Ф. Ха-'миса (р. 1930), Р. Фернандеса Ретамара (р. 1930), А. Альвареса Бараганьо (1932- 1962), Э. Диего (р. 1920) и др. В прозе в борьбе против получивших распространение в нач. 60-х гг. " популизма" (нарочитое упрощение формы, огрубление лексики и т. п.) и " экспериментализма", близкого к совр. зап. модернизму, рождаются произведения, авторы которых осмысливают пережитые К. социальные потрясения и показывают строительство новой жизни - романы X. Пуига Солера (р. 1916), М. Кофиньо, X. Травьесо, рассказы С. Киньонеса, Э. Сирулеса и др.; значит, роль играет художеств.-документальная проза. Среди первых художественных изображений социальных потрясений на К книги X. Пуига Солера и др. С драмами выступают В. Пиньера, X. Триана и др.

Первые значит. лит.-критич. работы принадлежат Дельмонте-и-Апонте. В 1859-61 А. Бачильер-и-Моралес (1812- 1889) попытался дать картину лит. процесса на К. в " Заметках об истории литературы и образования на Кубе" (3 тт.). С революционно-демократич. позиций подходил к лит-ре К. и др. стран X. Мар-ти. Литературоведение 20 в. представлено трудами X. М. Чакона-и-Кальво (р. 1893), X. X. Ремоса-и-Рубио (р. 1896), Ф. Ортиса (1881-1969), Ф. Лисасо (р. 1891) и др. С " группой меньшинства" связана деятельность X. А. Фернандеса де Кастро (1897-1951). Важный вклад в науку о лит-ре К. внесли марксисты X. Маринельо (р. 1898), X. А. Портуондо (р. 1911), С. Витьер (р. 1921), С. Буэно и др.

Лит.: Кубинская поэзия, М., 1959; Кубинская новелла XX века, М. - Л., 1965; Остров зари багряной. Кубинская поэзия XX века, [ М., 1968]; Поэзия кубинского романтизма, М., 1971; Из современной кубинской поэзии, М., 1972; Кутейщикова В. Н., Социальная тема в кубинской поэзии XX в., в сб.: Куба. Историко-этнографические очерки, М., 1961; Портуондо X. А., Исторический очерк кубинской литературы, М., 1961; Мамонтов С. П.. Литература Кубы, в кн.: История зарубежной литературы после Октябрьской революции, ч. 1, 1917 - 1945; М., 1969; его же, Испаноязычная литература стран Латинской Америки XX века, М., 1972; Художественная литература Латинской Америки в русской печати. Библиография. [Сост. Л. А. Шур], М., 1960; Шур Л. А., Художественная литература Латинской Америки в русской печати. 1960- 1964. Библиография, М., 1966; R e m о s у R u b i о J., Historia de la literature cubana, v. 1 - 3, [La Habana, 1945]; Vitier C., Lo cubano en la poesia, [La Habana], 1958; L a z о R., La literature cubana. Esquema historico desde sus origenes hasta, 1964, Мех., 1965; Henrfquez Urena M., Panorama historico de la literatura cubana, t. 1 - 2, La Habana, 1967; Ford J. D. M., Raphael M. I., A bibliography of Cuban belles-lettres, Camb., 1933. 3. И. Плавскин.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.