Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура и изобразительное искусство. Древнее иск-во индейцев представлено пещерными росписями, керамич






Древнее иск-во индейцев представлено пещерными росписями, керамич. сосудами и фигурками, идолами (" семи") из камня и дерева. Индейцы строили каркасные хижины (" бойо") и свайные платформы для продуктов (" барбакоа"), какие сооружались в сел. местностях К. до 20 в.

В 16 в. возникли города Гавана, Сантьяго-де-Куба, Тринидад и др., с мощными укреплениями, прямоугольной сетью улиц, с церковью и ратушей на центр. площадях. Под влиянием исп. и мекс. зодчества барокко сложились типы кам. жилого дрма(1-2-этажного, с внутр. двором, белёными и окрашенными стенами, деревянными решетками на окнах и балконах) и церкви (однонефной, с прямоугольной башней, потолком-артесонадо или сводом). В 18 в. здания более импозантны, фасады в стиле барокко или классицизма украшаются колоннами, арками, цветными витражами. В кон. 18 - нач. 19 вв. созданы красивые архитектурные ансамбли главных площадей в Гаване и Тринидаде. Архитектурные традиции колон. периода сохранились до нач. 20 в.

На рубеже 18-19 вв. под исп. влиянием сформировались кубинская гравюра (Ф. X. Базе - религ. эстампы, иллюстрации, этикетки для сигар) и живопись (религ. картины X. Н. де ла Эскалеры, реалистич. портреты В. Эскобара, клас-сицистич. ист. картины X. Б. Вермая - основателя АХ Сан-Алехандро в Гаване, 1818). В 1-й пол. 19 в. выступили костумб-ристы (см. Костумбризм) В. П. де Лан-далусе, Ф. Миале, запечатлевшие характерные эпизоды нар. жизни, пейзажисты И. Гарнерай и Э. Лапланте. Во 2-й пол. 19 в. преобладали академич. и романтич. традиции в пейзаже (Ф. Сиснерос, В. Сане Карта) и ист. живописи (М. Ме-леро).

В нач. 20 в. в Гаване начали строиться многоэтажные дома (без внутр. дворов) в духе эклектики и в стиле " модерн", а в 1920-30-х гг. в стиле совр. европ. и амер. архитектуры (арх. Э. Родригес Кастельс). В 1940-50-х гг. А. Кинтана, А. Родригес Пичардо, А. Капабланка создали в духе функционализма ряд новых для К. зданий из монолитного железобетона, архитектура к-рых характеризуется учётом климатич. условий (жалюзи, солнцезащитные решётки, вен-тиляц. шахты), новизной объёмной и планировочной композиции, искусным использованием цвета. Постройка парадных многоэтажных зданий, крупных гостиниц и курортных комплексов (гл. обр. для амер. туристов) резче подчеркнула контрасты богатых р-нов и разраставшихся трущоб.

С освобождением страны от исп. ига получили развитие ист. и батальная патриотич. картина (А. Менокаль), реалистич. жанровая живопись, сочетающая традиции костумбризма, пристальный интерес к нар. быту с достижениями совр. франц. и исп. живописи (Л. Ро-маньяч, Р. Лой). Жизненность типических народных образов, точное ощущение нац. характера присущи и скульптуре X. X. Сикре, Т. Рамоса Бланко, Э. Бе-танкура. В 1920-х гг. выступили живописцы В. Мануэль, А. Гатторно, Э. Аве-ла, X. Арче, К. Энрикес, Ф. Понсе де Леон, испытавшие влияние фовизма, неоклассицизма или примитивизма, стремившиеся при этом к эмоциональности и острой характерности воплощения нар. жизни. С сер. 1930-х гг. А. Пелаэс, Марьяно (М. Родригес), Р. Портокар-реро, М. Карреньо, К. Бермудес в мозаиках, фресках и станковой живописи, Д. Равенет в скульптуре использовали как национальные традиции, так и опыт мексиканского и европейского монументального иск-ва, стремясь прежде всего к декоративной эффектности и красочности целого. В 1940-50-х гг. получил распространение абстракционизм (живописец В. Лам).

После победы революции 1959 развернулось массовое плановое стр-во в интересах народа. На месте трущоб выросли благоустроенные микрорайоны с железобетонными домами от 1-2 до 11 - 12 этажей, школами, детскими садами, торг, и культурными центрами, спортплощадками, бассейнами и газонами. Сооружены крупный жилой массив Гавана-дель-Эсте в Гаване (илл. см. т. 5, стр. 619), жилые р-ны в Санта-Кларе, Сантьяго-де-Куба, Камагуэе. Разнообразные сочегания типовых секций, галереи, лоджии, открытые лестницы, балконы, козырьки, цветовые акценты индивидуализируют облик зданий. Ведётся интенсивное стр-во комплексов с.-х. кооперативов и нар. имений (" Камило Сьен-фуэгос", " Лос Пинос" и др.) с типовыми долгами на железобетонном каркасе и с комплексным обслуживанием населения. Построены пром. и трансп. сооружения, многочисл. здания уч. заведений, больниц, мед. центров, поликлиник; спортивные комплексы и зоны отдыха особенно выделяются свободой и жизнерадостностью композиции, силуэта и расцветки сооружений. В архитектуре К. на рубеже 1960-70-х гг. (арх. Р. М. Франко, Ф. Салинас, Р. Порро) усиливаются индустриализация и типизация гор. стр-ва, широко применяется сборный железобетон. Типы крупнопанельных домов заводского изготовления созданы с учётом климатических и архитектурных особенностей городов К.

Успешно развивается революц. графика К., тяготеющая к обобщённым, символич. образам, динамике композиции, смелым светотеневым контрастам (плакаты и эстампы К. Гонсалеса, Р. Кин-таны, А. Поссе, Марьяно, Портокарре-ро). Произв. на революц. темы созданы и живописцами С. Кабрерой Морено, О. Янесом, А. Бенитесом. Художники К. входят в Союз писателей и художников К. (осн. в 1961).

Илл. см.на вклейке, табл. XXV, XXVI (стр. 544-545).

Лит.: Графика Кубы. Каталог, М., 1960; Куба. Историко-этнографические очерки, 2 изд., М., 1961; Живопись Кубы. Каталог, М., 1962; Филиповская Н., Архитектура революционной Кубы, М., 1965; Weiss у Sanchez J. Е., Arquitectura cubana colonial, La Habana, 1936; La pintura у la escultura en Cuba, La Habana, 1953; Kubanische revolutionare Graphik, Dresden, 1962.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.