Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XV. Музыка. Первые письм. свидетельства о музыке Д.- в историч






Первые письм. свидетельства о музыке Д.- в историч. хронике Саксона Грамматика (ок. 1200). Нац. музыка до 12 в. ограничивалась жанрами нар. творчества (героич., эпические песни, танц. музыка). Носителями муз. культуры были бродячие музыканты - легеры. При дворах феодалов служили скальды - сканд. певцы-поэты, исполнявшие хвалебные песни и " стихи на случай" сложной поэтич. структуры. После проникновения в Д. христианства (10 в.) большое значение для музыки Д. имело введение григорианского песнопения. Первые образцы проф. музыки (культовой ) появились в 12 в. В 15-16 вв. началось развитие светского придворного иск-ва (королев. капеллы - струнные, духоные, в т. ч. трубачей, вокальные ). Первые проф. композиторы - М. Педерсен и X. Нильсен; их произв., носившие подражательный характер (гл. обр. в традициях венецианской школы ), исполнялись придворными и церк. капеллами, в к-рых в 16-17 вв. служили также англ. лютнист и композитор Дж. Дауленд, нем. композиторы Г. Шюц и Д. Букстехуде.

До кон. 18 в. музыка была лишена нац. самобытного стиля: в 15-16 вв. в ней преобладали влияния нидерл. полифонич. школы и англ. инструменталистов; в 17 в.- итал. и франц., с сер. 18 в.- гл. обр. немецких (оперных ) композиторов. В открывшемся в 1748 в Копенгагене оперном театре (с 1770 - Королевский) гастролировала гамбургская оперная труппа, затем - итальянская (до 1756). Развитию муз. жизни способствовало Музыкальное об-во (осн. 1744). Первые дат. произв., выражающие черты нац. стиля, - опера " Хольгер Данске" Ф. Кунцена (1789), сб. " Песни в народном духе" (выходили с 1782) и зингшпили И. А. П. Шульца (" Праздник урожая", 1790) и др. С 1814 началась публикация сборников нар. мелодий с текстами, к-рые служили источником для творчества композиторов-романтиков 19 в.; связи проф. музыки с нар. творчеством углубились (нац. зингшпили Ф. Кулау и К. Э. Ф. Вайсе). В операх и балетах И. П. Э. Хартмана, П. Хейсе, X. С. Па-улли на сказочно-фантастич. и мифоло-гич. сюжеты, симфониях Н. В. Гаде использован дат. муз. и лит. фольклор. Концертная жизнь активизировалась благодаря деятельности Муз. объединения (осн. 1836) и консерватории (осн. 1867) в Копенгагене, к-рыми руководил Гаде. Основоположник совр. композиторской нац. школы - К. Нильсен. Среди др. композиторов кон. 19 - нач. 20 вв.- А. Энна (автор оперы " Колдунья", 1892, и др.), П. Ланге-Мюллер (продолжатель романтич. традиций Хейсе и Хартмана, известный гл. обр. как автор вокальной музыки, особенно песен к спектаклям), А. Хамерик. Их оперы ставились в копенгагенском Королевском т-ре (см. Датский Королевский театр), оперная труппа к-рого существует как самостоятельная с кон. 18 в. На его сцене в кон. 19- 1-й пол. 20 вв. выдвинулись певицы Э. Донс, Й. Брун, певцы В. Герольд, П. Корнелиус, Л. Мелькиор, К. Кар-стен, Н. Шрамм; среди др. певцов - Э. Смедес, И. Хансен, Т. Тюгесен.

В 1-й пол. 20 в. в Копенгагене организованы Дат. концертное об-во (осн. 1901), Дат. союз музыкантов (осн. 1911), в к-рый входят оркестры и муз. организации, Дат. союз композиторов (осн. 1913), Об-во молодых музыкантов (осн. 1920), филармонич. об-во (осн. 1920), хор и оркестр Дат. радио (осн. 1925 ), оперные классы при Королевском т-ре (осн. 1909; с 1956 - при Консерватории ). Созданы консерватории - в Оденсе (Фюнская, с 1929 ), Ольборге (Североютландская, с 1930 ), Эсбьерге (Западно-ютландская, с 1945 ). Имеется Музей истории музыки (осн. 1898 ) в Копенгагене.

В 1971 имелось 5 консерваторий, 10 симфонич. оркестров. Крупные муз. центры - Копенгаген, Оденсе (2 консерватории, филармонич. оркестр, хоры ) и Орхус (Консерватория, оперный театр, Филармонич. об-во, гор. оркестр ).

Крупнейший дат. пианист сер. 20 в.- В. Шёлер. Современную музыкальную культуру Д. представляют композиторы К. Рисагер, Э. Хамерик, В. Хольмбоэ, Н. В. Бентсон, И. Ерсильд, С. Шульц, С. Вестергор, Л. Тюбо, Я. Маэгор, О. Шмидт, П. Нёргор; исполнители: пианист и композитор X. Д. Коппель, пианисты и органисты К. Ольсон, Б. Йонсон, скрипачи А. Свенсен, Э. Тельманьи, виолончелист Б. Бенгтсон, органисты Г. Фьельрад, Ф. Видерё и др.; музыковеды К. Еппесен, А. Хамерик, К. Тране, В. К. Равн; певец Н. Мёллер, певицы Л. Коппель, Б. Сёнберг, К. Шульц.

Лит.: Сталь Э., Заметки из Копенгагена, " Советская музыка", 1964, №5; Ва1zer J., Bibliografi over Danske komponister, Cph., 1932; Danmarks gamle folkeviser, bd 1 - 11, Kbh., 1853 - 1935; Lunn S., La vie musicale au Danremark, Cph., 1962. В. В. Oшиc.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.