Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание, телевидение. Первая регулярная газета Данске Меркуриус (Den danske Merkurius) вышла в 1666






Первая регулярная газета " Данске Меркуриус" (" Den danske Merkurius" ) вышла в 1666. В 1970 издавалось 52 центр. газеты (общий тираж 1, 7 млн. экз. ), ок. 30 еженедельных журналов общего характера, ок. 150 специализир. еженедельных иежемесячных журналов, ок. 300 местных газет (общий тираж 1, 5 млн. экз. ).

Наиболее крупные газеты, большая часть к-рых выходит в Копенгагене (тираж на 1971 ): " Актуэльт" (" Aktuelt"; в1872-1959 изд. под назв. " Сосиал-демо-кратен", " Socialdemokraten" ), тираж св. 72 тыс. экз., ЦО СДПД; " Берлингске тиденне" (" Berlingske Tidende" ), с 1749, тираж св. 148 тыс. экз., ЦО КНП; " Б. Т." (" В. Т." ), тираж св. 221 тыс. экз., принадлежит концерну " Берлингске тиден-не"; " Политикен" (" Politiken" ), с 1884, тираж 132 тыс. экз., близка к партии радикальной Венстре; " Фюнс тиденне" (" Fyns Tidende" ), с 1872, тираж 26 тыс. экз., ЦО ВЛПД, изд. в Оденсе; " Экстра-бладет" (" Ekstrabladet" ), с 1904, тираж св. 224 тыс. экз., принадлежит концерну " Политикен"; " Юлланспостен" (" Jyllands-Posten" ), с 1871, тираж 81 тыс. экз., консервативного направления, изд. в Орхусе: " Ланд or фольк" (" Land og Folk" ), с 1941, тираж св. 5 тыс. экз., ЦО КПД: журн. " Тиден" (" Tiden" ), с 1939, тираж ок. 3 тыс. экз., издаётся КПД. Пресса и радио снабжаются материалами дат. информац. агентства Ритсаусбюро (осн. в 1866 ).

Радиовещание возникло в 1925, передачи телевидения ведутся с 1951. Руководит радиовещанием и телевидением радиосовет (осн. в 1925 ), деятельность к-рого контролируется Мин-вом культуры. Имеется (1970 ) 12 радиостанций, гл. из к-рых - в Копенгагене, Калун-борге, Тённере, Эсбьерге, Скиве, Оль-борге. Радиопередачи (на дат. яз. ) ведутся по 3 программам. Телепередачи (на дат. яз. ) ведутся по одной программе. На вост. побережье о. Зеландия телепередачи принимаются из Швеции, а на юге - из ГДР и ФРГ. П. Васильев.

XIII. Литература

Образы и сюжеты древней дат. эпич. поэзии известны из хроник и нар. баллад, а также из др.-исл. поэзии и саг, из англосакс. эпоса " Беовулъфь". Первые лит. памятники, к-рым предшествуют краткие рунич. надписи, появились на лат. яз. в 12 в.; наиболее значителен труд Саксона Грамматика (1140 - ок. 1208 ) " Деяния данов". В 13-14 вв. всё большую роль играют памятники на дат. яз., в значит. мере переводные. Расцветает нар. баллада.

Период с 16 в. связан с Реформацией и началом книгопечатания в Д. Большое значение имела демократически направленная деятельность К. Педерсена (ок. 1480-1554 ), его перевод Библии послужил основой для развития дат. лит. языка. Издавались богословские трактаты, сб-ки псалмов, а позднее и религ. поэзия (X. К. Стен, 1540-1610, Т. Кинго, 1634- 1703 ). Развивалась сатира и школьная драма. Во 2-й пол. 16 и в 17 вв. ощущалось влияние итал. и голл. лит-ры гуманизма эпохи Возрождения, затем франц. классицизма. Собирались и публиковались древние дат. и сканд. памятники и нар. баллады.

Сдвиги в экономич. и социально-поли-тич. жизни на рубеже 18 в. способствовали подъёму лит-ры. В Д. проникли просветит. идеи. Выдающийся деятель дат. Просвещения Л. Хольберг (1684-1754 ) положил начало совр. реалистич. лит-ре. Его комедии, в к-рых использованы традиции Мольера и итал. комедии делъ арте, изображают жизнь Копенгагена и дат. провинции. Хольберг - автор острых социально-политич. сатир " Педер Порс" (1719-20 ) и " Подземное странствие Николая Клима" (1741, на лат. яз. ). С сер. 18 в. развивался сентиментализм в пиетистически окрашенной поэзии. X. А. Брорсона (1694-1764 ). Напряжённой эмоциональностью проникнута драматургия Й. Эвальда (1743-81 ), впервые обратившегося к др.-сканд. тематике, и лирика А. Стуба (1705-58 ). Заметную роль играли норв. писатели, жившие в Копенгагене (Ю. Г. Вессель, 1742-85, и др. ). В творчестве Е. Багтесена (1764-1826 ), а особенно в произв. П. А. Хейберга (1758-1841 ) и М. Вруна (1775-1826 ), отразились идеи Великой франц. революции.

С нач. 19 в. в лит-ре Д. господствовал романтизм, далёкий как от реакц. романтизма, так и от бунтарства байроновского типа. Дат. романтизм сочетает интерес к нац. старине и дофеод. прошлому с критич. отношением к феод. средневековью. Выдающийся представитель романтизма А. Эленшлегер (1779-1850 ) прославлял дофеод. и дохрист. культуру сканд. народов (поэма " Золотые рога", 1801 ), изобразил наступление феодализма и католицизма на древний Север (трагедия " Пальнатоке", 1807 ), утверждал победу оптимистич. начала в человеке (пьеса " Алладин, или Волшебная лампа", 1805 ). Романтик Н. Ф. С. Грундтвиг (1783-1872 ) в своём творчестве сочетал любовь к сканд. старине со стремлением обновить христианство. При обращении к совр. жизни на передний план у романтиков выступают описания природы и крестьянской жизни (С. С. Бликер, 1782-1848 ), подчёркнутая эмоциональность (К. Винтер, 1796-1876 ). В 30-е гг. 19 в. возникло эстетское направление, связанное с творчеством Й. Л. Хейберга (1791 -1860 ) и др., в то же время усиливаются реалистич. черты (К. В. Бредаль, 1784-1860 ). В 20-30-е гг. достигает расцвета водевиль, постепенно приобретая более реалистич. характер (Хейберг, X. Херц, 1797-1870 ). В драме усиливаются элементы психологич. реализма. С сер. 30-х гг. X. К. Андерсен (1805-75 ) выступил со своими сказками и историями, завоевавшими мировое признание; пользовались известностью также его романы " Импровизатор" (1835 ), " Только скрипач" (1837 ) и др. Т. К. Гюллембург (1773-1856) и др. стремились изображать " повседневную жизнь".

Нарастание социальных конфликтов в 40-е гг. способствовало развитию радикальной прессы, политич. лирики и сатиры: М. А. Гольдшмидт (1819-87), издававший лит. журн. " Корсарен" (" Сог-saren", 1840-55); К. П. Плоуг (1813-94). От эстетского направления отошли Хей-берг в насыщенной трагизмом драме " Душа после смерти", Ф. Палудан-Мюллер (1809-76) в полной горечи поэме " Adam Homo" (1841-48). С. Кьеркегор (1813- 1855)в своих повествоват. произв. (" Или- или", 1843, и др.) и эссе дал психологически тонкую характеристику душевной жизни человека бурж. общества в её противоречивости, доказывая, что в основе человеч. существования лежит тра-гич. начало. Он оказал большое влияние на развитие сканд. лит-ры (Г. Брандес, Г. Ибсен, П. Лагерквист и др.), стал предшественником совр. лит-ры экзистенциализма.

В 70-е гг. усиливается влияние зарубежной реалистич. лит-ры, особенно русской (" тургеневский период" в дат. лит-ре). Происходит размежевание с романтизмом. Ведущим в перестройке лит-ры был критик Г. Брандес (1842-1927), возглавивший радикальное " движение прорыва", сторонник правдивого отображения действительности. Выдающийся писатель-реалист Е. П. Якобсен (1847-85) в романе " Нильс Люне" (1880) с психологич. точностью показал трагич. судьбу интеллигента, порывающего с религ. мировоззрением, но оставшегося одиноким в условиях дат. жизни. Новая дат. лит-ра выдвинула также писателей X. Понтоп-пидана (1857-1943 ), мастера больших реалистич. полотен; X. Драхмана (1846- 1908 ), новатора в области лирики; К. Гьеллерупа (1857-1919 ), выступавшего в первых произведениях с радикальных демократич. позиций; Э. Брандеса (1847-1931 ), создателя острых социальных драм.

К сер. 80-х гг. в творчестве Драхмана, Гьеллерупа, а также Г. Брандеса начинают преобладать индивидуалистич. и символистские тенденции. В наиболее законченном виде они выразились в романе Г. Банга (1857-1912 ) " Безнадёжные поколения" (1880 ). Идеи символизма и неоромантизма разделяли поэты Й. Йёр-генсен (1866-1956 ), В. X. Ф. Стукенберг (1863-1905 ) и др. Однако и в это время в творчестве мн. писателей, в т.ч. Банга (романы " Тине", 1889, " У дороги", 1890, и др. ), значит. место занимает реализм, усиливающийся в 90-е гг. и в нач. 20 в. В 1898-1904 Понтоппидан опубликовал роман " Счастливчик Пер". И. В. Йенсен (1873-1950 ), автор " Хи-мерландских историй" (1898-1910 ), написал цикл романов о прошлом дат. народа (" Долгий путь", 1908-22 ), не свободный от расизма. Сатирич. драмы писал Г. Вид (1858-1914 ), психологич. романы и новеллы печатала Карин Мика-элис (1872-1950 ). Жизнькрестьянства реалистически изображали Й. М. Скьоль-борг (1861-1936 ), И. Окьер (1866-1930 ).

В. Г. Адмони.

Новым этапом в развитии лит-ры явилось творчество М. Андерсена-Нексё (1869-1954 ), первого пролет. писателя, заложившего основы социалистич. реализма в дат. лит-ре (роман " Пелле-завоева-тель", 1906-10; " Дитте - дитя человеческое", 1917-21 ). 1-я мировая война 1914-18 вызвала хаос и растерянность в духовной жизни бурж. интеллигенции. Молодые литераторы чувствовали себя " потерянным поколением". Темы одиночества, страха, опустошённости нашли в 20-х гг. воплощение прежде всего в поэтическом творчестве Э. Бённе-люкке (1893-1953 ), X. X. Седорфа-Педерсена (р. 1892 ), Ф. Нюгора (1897- 1958 ), П. Ланге (р. 1901 ), П. ла Кура (1902-56 ), Й. А. Шаде (р. 1903 ), стихах и прозе экспрессиониста Т. Кристенсена (р. 1893, " Арабески жизни", 1921 ). Однако и в 20-е гг. с требованием активного вмешательства в жизнь выступили в стихах В. Хейнесен (р. 1900 ) и О. Гельстед (1888-1968 ), крупнейший дат. поэт 20 в. В кон. 20-30-х гг. наблюдался подъём реалистич. социально-кри-тич. прозы, начало к-рому положил роман X. Р. Кирка (1898-1962 ) " Рыбаки" (1928 ). Жизнь трудящихся нашла правдивое изображение в романах " Король нищих" (1929 ) Э. Кристенсена (1893- 1961 ), " Хлеб насущный" (1932 ) К. Бек-кера (р. 1891 ), " Нужно же жить" (1934 ) X. Хердаля (р. 1900 ), " Пусть будет понедельник" (1934 ) Л. Фишера (1904-56 ), " В трамвае сидит человек" (1937 ) М. Клитгора (1906-45 ), и др. В 30-е гг. опубл. первые антибурж. романы дат. писатель-сатирик X. Шерфиг (р. 1905 ). Значит. успехи драматургии связаны с произв. К. Мунка (1898-1944 ), К. Абелля (1901 - 1961 ) и К. Э. Сои (р. 1896 ). Писатели внесли существ. вклад в борьбу против фашизма в 30-е гг. (публицистика М. Андерсена-Нексё, пьеса К. Абелля " Анна Софи Хедвиг", 1939 ) и особенно в годы нем.-фаш. оккупации Д. (1940-45 ), когда большинство деятелей лит-ры связало свою жизнь с Движением Сопротивления. Писатели-коммунисты (Андерсен-Нексё, Шерфиг, Кирк, Мартин Нильсен и др. ) были брошены в тюрьмы и концла-гери; Мунк, призывавший к борьбе против оккупантов, убит нацистами; в рядах борцов Сопротивления погиб поэт Мор-тен Нильсен (1922-44 ). Яркий пример единства дат. литераторов в борьбе против фашизма - издание коллективного нелегального антифаш. сб. " Горит огонь" (1944 ). В послевоен. годы реалистич. социально-критич. направление получило дальнейшее развитие в произв. Андерсена-Нексё (" Мортен Красный", 1945-48; " Потерянное поколение", 1948 ), Кирка (" Деньги дьявола", 1951; " Клитгор и сыновья", 1952 ), Шерфига (" Скорпион", 1953; " Фрюденхольм", 1962 ), в романах Беккера, X. Вульфа (р. 1908 ), в поэзии Гельстеда. Тонким психологич. реализмом отличаются произв. О. Донса (р. 1903 ), К. Сённербю (1909- 1966 ), Т. Дитлевсен (р. 1918 ), X. Л. Йепсена (р. 1920 ), Т. Скоу-Хансена (р. 1925 ). Противоречиво творчество X. К. Бран-нера (1903-66 ) и М. А. Хансена (1909-55 ), нередко обращавшихся к исследованию болезненной психики человека. Для поэзии послевоенных лет характерны формалистические черты, отход от реализма: творчество О. Сар-вига (р. 1921 ), В. Сёренсена (р. 1929 ), О. Вивеля (р. 1921 ) и др. Драматургия 50-60-х гг. характеризуется поисками новых форм, в содержании ясно прослеживается острая критика бурж. общества " всеобщего благоденствия". Эта тенденция нашла выражение в пьесах Э. Брун-Ольсена (р. 1923 ) " Любовь подростков" (1962 ) и " Буржуазный бал" (1966 ), а также в политич. ревю Э. Кнудсена (р. 1922 ), К. Рифбьерга (р. 1931 ) и Й. Йенсена (р. 1931 ).

Лит.: Брандес Г., Скандинавская литература, Собр. соч., т. 3-4, 2 изд., СПБ, [б.г.]; Горн Ф. В., История скандинавской литературы от древнейших времён до наших дней, М., 1894; Кристенсен С. М., Датская литература 1918 - 1952, М., 1963; Неустроев В. П., Датская литература, в кн.: История зарубежной литературы конца XIX- начала XX в., [М.], 1968; его же, Датская литература, в кн.: История зарубежной литературы после Октябрьской революции, ч. 1, [М.], 1969; Gе1sted О., Dan-mark - Rusland i litteraturen, Kbh., 1937; Frederiksen E., Ung dansk litteratur 1930-1950, [2 udg.], Kph., 1951; Mitche11P. M., A history of Danish literature, Cph., 1957; Вilleskоv-Jansen F. J., Danmarks digtekunst, bd 1 - 3, Kbh., 1958; Kristensen S. M., Dansk litteratur 1918-1952, 7udg., Kbh., 1965; Brix H., Danmarks digtere, 2 opl., Kbh., 1965; Dansk litteratur historie, bd 1 - 4, Kbh., 1964-66; Kristensen Т., Fra Holger Drach-mann til Benny Andersen, [Kbh., 1967]; Rubow P. V., Saga og pastiche, [2 opl.], [Kbh., 1968].

H. И. Крылова, И. П. Куприянова.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.