Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественные науки. В сер. 15 В. В Г. Получило развитие реформаторское и гуманистич






В сер. 15 в. в Г. получило развитие реформаторское и гуманистич. движение, связанное с возрождением др.-греч. традиции. Видными представителями греч. Возрождения (сер. 15 - сер. 18 вв. ), выступившими в рамках православия, были Т. Коридалес, Н. Маврокордатос, В. Дамодос, М. Антракитис. Для эпохи Просвещения, начавшейся в Г. с сер. 18 в. под влиянием просветительской философии Западной Европы, характерно изучение др. -греч. культурного наследия. Крупные деятели новогреч. Просвещения-Е. Вулгарис, И. Мисиодакис, Вениамин Лесбосский, революционер-демократ Ригас Велестинлис, а также автор произв. " Греческая номархия" (известен под псевд. " Анонимный грек" ) - отстаивали идею общественного прогресса и призывали к освобождению от османского ига посредством вооруж. восстания. Значит. роль в идейной подготовке Греч. нац.освободит. революции 1821-29 сыграл просветитель А. Кораис.

После освобождения страны от османского ига получают распространение (в 1830-70 ) религ. философия (Ф. Иоанну, П. Враилас-Арменис - последователь франц. философа В. Кузена ), а также гегельянство. Важное значение имело открытие в 1837 Афинского ун-та, ставшего на мн. годы центром науч. мысли Г. В 50-60-х гг. 19 в. появляются первые значит. произведения новогреч. историографии (С. Трикупис, И. Филимон и др. ), посвящённые Греч. нац.-освободит. революции 1821-29. С критикой гегельянского взгляда на историю выступил Н. Кодзиас.

В кон. 19 - нач. 20 вв. в трудах греч. философов и историков предпринимается попытка обосновать т. н. " Великую идею" возрождения Визант. империи, получившую с сер. 19 в. хождение в правящих кругах Г. и послужившую впоследствии обоснованием их захватнич. планов. В связи с этим в греч. историографии началось всестороннее изучение истории Византии (С. Ламброс и др. ), впервые получила освещение экономич. история Византии (А. Андреадис ). В философии Г. широко распространяются идеи позитивизма (гл. представители-Т. Вореас и П. Айософитис ), проявляется воздействие ницшеанства, ставшего теоретич. основой " Великой идеи". С позиций " Великой идеи" выступили философы Я. Камбисис, И. Зервос, И. Драгумис и др., основоположник греч. бурж. историографии К. Папаригопулос, оказавший влияние на авторов последующих общих работ по истории Г. (Э. Кирьяки-дис, П. Каролидис и др. ).

В нач. 20 в. в Г. получает распространение марксизм. Значит. воздействие на формирование передовой общественно-политич. мысли оказала работа Г. Склиро-са " Наш социальный вопрос" (1907 ). Попытку объяснить историю филос. идей, исходя из анализа экономич. положения и борьбы классов, сделал А. Элевтеропулос. Возникновение греч. марксистской историографии связано с именем Я. Кор-датоса, давшего освещение истории Г. с древнейших времён до 1924.

После 2-й мировой войны 1939-45 " Великая идея" трансформируется в трудах греч. философов и историков в идею " греко-христианской культуры", цель к-рой уже не территориальное, а духовное возрождение Г., её былого величия. Значит. внимание в историографии продолжает уделяться истории Византии (А. Вакалопулос, Д. Закитинос, Ф. Ку-кулес, И. Караянопулос и др. ), Греч. нац.-освободит. революции 1821-29 (Д. Кокинос и др. ); появилась значит. литература об участии Г. во 2-й мировой войне. Влиятельными филос. направлениями в новейшее время становятся неокантианство (его представители И. Теодо-ракопулос, П. Канелопулос, К. Цацос и др. ), феноменология (К. Георгулис и Вранусис ), а также различные формы иррационализма и интуитивизма, пропагандируемые профессорами Афинского ун-та. Экзистенциализм представлен Г. Сарандарисом, Д. Капетанакисом и отчасти В. Франгосом, предпринявшим попытку соединения экзистенциальных идей дат. мыслителя С. Кьеркегора с историч. материализмом.

В послевоен. период оформились различные направления в греч. экономич. науке. Правое крыло бурж. политэкономии (Канелопулос, А. Андреадис, К. Золотас и др. ) выступало с теоретич. обоснованиями экономич. политики правящих кругов, направленной на укрепление позиций местной олигархии и дальнейшее подчинение экономики страны интересам иностр. (гл. обр. амер. ) моно-полистич. капитала. Хунта использует эти теоретич. концепции в своей экономич. политике. Идеологи либеральной буржуазии (А. Папандреу, Г. Куцу-марис, В. Веливанис и др. ) придерживались теории регулируемого капитализма (см. Регулируемого капитализма теории). Представители направления " буржуазный социализм" (А. Ангелопулос, В. Да-мадас и др.), последователи учения англ. экономиста Дж. Кейнса, разрабатывали теоретич. основы для " демократического планирования", якобы ведущего к социализму, пропагандировали теорию конвергенции двух систем (см. Конвергенции теория).

Борьбу против различных форм идеализма и др. антимарксистских течений возглавил видный философ-марксист Д. Глинос. Метод историч. материализма использовал при анализе проблем др.-греч. философии X. Теодоридис. Крупные представители марксистской мысли: в философии - Я. Имвриотис н Н. Кицикис, в историографии - Т. Вурнас и Г. Зоидис, в экономике - П. Мавроматис и Г. Фаракос и др.

После установления в Г. 21 апр. 1967 режима открытой воен. диктатуры марксистская филос., историч. и экономич. мысль находится под запретом. Осн. идеологич. концепции хунты собраны в книге Т. Папаконстантину " Политическое образование" (1970), написанной с позиций антикоммунизма и содержащей попытку оправдать диктаторские методы управления под предлогом того, что клас-сич. бурж. демократия изжила себя, абсолютизировать репрессивную функцию гос-ва как средство достижения политич. единства нации.

Осн. центры обществ. наук Г.: Афинская АН, издаёт " Pragmateiai"; Афинский ун-т и ун-т в Салониках, издают науч. ежегодники филос. ф-тов; Центр по изучению ср.-век. и нового эллинизма; Центр по изучению совр. эллинизма; Ин-т бал-канистики, издаёт журн. " Balkan Studies"; Центр экономич. исследований; Историч. и этнографич. об-во. Статьи по вопросам философии, истории, экономики регулярно публикуются в теоретич. органе КПГ, журн. " Neos Kosmos", журналах " Archeion Oikomikon kai Koinonikon Epistemon", " Koinoniologike Ereuna".

Ф. X. Кессиди (философия), Г. Л. Арш (история), М. Г. Малев (экономика). Лит.: Organisation for economic cooperation and development. Country reports on the organisation of scientific research. Greece. P., 1963; Organisation for economic cooperation and development. National reports of the pilot teams. Greece, P., 1968; Neroulos J. R., Cours de litterature grecque moderne, 2 ed., P., 1928; Demos R., The Neo-Hellenic enlightenment (1750-1821), " Journal of the History of Ideas", 1958, v. 19, № 4.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.