Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание, телевидение. Первая газета в Б. вышла в 1809






Первая газета в Б. вышла в 1809. В 1970 издавалось ок. 250 ежедневных газет. Крупнейшие из них: в Рио-де-Жанейро -" Глобу" (" О Globo"), осн. в 1925, тираж св. 100 тыс. экз.; " Жорнал ду Бразил" (" Jornal do Brasil"), осн. в 1891, тираж 85 тыс. экз.; " Коррею да маньян" (" Соrrеio da Manha"), осн. в 1901, тираж ок. 70-100 тыс.экз.; " Диариу ди нотисиас" (" О1а-rio de Noticias"), осн. в 1930, тираж 70 тыс. экз.; в Сан-Паулу-" Эстаду ди Сан-Паулу" (" О Estado de Sao Paulo"), осн. в 1875, тираж 150-180 тыс. экз.; " Диариу ди Сан-Паулу" (" Diario de Sao Paulo"), осн. в 1929, тираж 85 тыс. экз.

Газетно-журнальное объединение " Диа-риус асосиадус", осн. в 1921, является самым крупным в Б.; оно издаёт 32 газеты и 18 журналов, в него входят: Издательство худож. литературы, а также 22 радиостанции и 15 телестудий. Официальное нац. информац. агентство - " Ажен-сия насионал", осн. в 1946, находится в Рио-де-Жанейро.

Начало радио- и телевизионных передач в Б. относится соответственно к 1921 и 1952. В 1970 насчитывалось св. 950 радиостанций; крупнейшие: " Глобу", " Жорнал ду Бразил", " Мауа", " Насионал", " Тупи" в Рио-де-Жанейро и " Култура", " Дифузора", " Радиу ди Сан-Паулу", " Пан-Американа" в Сан-Паулу. Передачи ведутся на португ. яз. В 1970 в Б. имелось св. 40 телестанций. Крупнейшие радио- и телеобъединения: Нац. совет по телесвязи, Браз. ассоциация радио и телевизионных станций, Ассоциация газет и радиостанций. Радио- и телепередачи осуществляются в основном частными станциями. Б. И. Бармин.

XIII. Литература

Литература браз. народа развивается на португ. яз. В колон, период были созданы первые памятники (16-17 вв.): трактаты и письма миссионеров-иезуитов (Жозе ди Аншиета, 1534-97), хроники, описания путешествий. В песенном, сказочном фольклоре слились три поэтич. стихии: португальская, негритянская и индейская. Браз. поэзия до сер. 18 в. оставалась в русле португ. барокко: " Прозопопейа" (1601) Бенту Тейшейры (1561 - г. смерти неизв.), " Музыка Парнаса" (1705) М. Ботелью ди Оливейры (1636-1711). Сатирич. стихи Г. ди Матуса (1633-96) запечатлели остроту социальных противоречий колон, общества. В поэзии конца 18 в. соединились классицистские устремления, влияние Просвещения и эстетики Аркадии (итал. лит. академии). Просветительские идеи приняли в Б. специфич. характер: идея естеств. человека воплотилась в образе индейца. В эпич. поэмах Ж. Б. да Гамы (1741-95)" Уругвай" (1769) и Ж. ди Санта-Рита Дурана (1722-84) " Карамуру" (1781) ощутимо становление нац. лит-ры: героизация нац. прошлого, сочувствие коренным жителям. Идеал простоты, безыскусности, культ природы осуществлялся в пасторальной лирике, часто сохранявшей нар. песенный колорит: " Глаура" (1798) М. да Силвы Алваренги (1749-1814), " Скрипка Лерено" (ч. 1-2, 1798-1826) Д. Калдаса Барбозы (1738? -1800), мн. стихи Т. А. Гонзаги (1744-1810). Поэты " минасской школы" - Гонзага, К. М. да Коста (1729-89), И. Ж. ди Алваренга Пейшоту (1744-93) были связаны с антипортуг. заговором " инконфидентов", возглавляемым Тирадентисом, и в 1789 подверглись жестоким репрессиям. В поэме да Косты" Вила Рика" (1773), ряде стихов Гонзаги и его сатире " Чилийские письма" (1788-89)сказался просветит.реализм.

Достижение нац. независимости (1822) ускорило развитие культуры. В 30-70-х гг. 19 в. в Б. господствует романтизм. Его осн. черты: самобытность тематики и языка, поэтизация природы и нац. истории. Значит, течением внутри романтизма был т. н. индианизм, выдвигавший в качестве героя индейца, использовавший индейский фольклор и этнографич. сведения: " Американские поэмы" (1846, 1848, 1851) А. Гонсалвиса Диаса (1823-1864), романы Ж. М. ди Аленкара (1829-1877), Б. Гимараинса (1825-84). В конце романтич. периода " индианизм" сменился " сертанизмом" - поэтизацией патриарх, уклада сел. жизни: романы Франклина Таворы (1842-88), А. ди Эскраньола Тауная (1843-99). Поэты 50-60-х гг. остро чувствовали отсталость и провинциальность складывающегося в Б. бурж. общества. Мотивы тоски, одиночества преобладают в лирике М. А. Алвариса ди Азеведу (1831-52), К. Ж. ди Абреу (1837-60), Л. Н. Фагундиса Варелы (1841-75). Обществ, подъём, связанный с борьбой за отмену рабства, вызвал к жизни поэзию А. Кастру Алвиса (1847-1871), исполненную гражд. пафоса, проникнутую респ. и аболиционистскими идеями. Бытописательское крыло романтизма представлено романами Ж. М. ди Маседу (1820-82), комедиями Л. К. Мартинса Пены (1815-48), романом М. А. ди Алмейды (1830-61) " Воспоминания сержанта полиции" (1854-55), связанным с традицией европ. плутовского романа.

В 70-80-х гг. господство католич. ортодоксии в браз. мысли ослабевает благодаря деятельности " ресифской школы" философов, пропагандировавших идеи Ч. Дарвина, Г. Спенсера, нем. материализма. Среди них был С. Ромеру (1851-1914), автор капитальной " Истории бразильской литературы" (1888), собиратель бразильского фольклора. Под влиянием Э. Золя выросла натуралистич. школа: Э. Инглес ди Соза (1853-1918), Ж. С. Рибейру (1845-90), А. Каминья (1867-97). Лучшие социальные романы Алуизиу Азеведу (1857-1913), главы этой школы, выходят за пределы натуралистич. норм и способствуют становлению реалистич. метода. Влияние импрессионизма сказалось в романе " Атенеу" (1888) Р. Помпейи (1863-95).

Крупным мастером критич. реализма был Ж. М. Машаду д'Асис (1839-1908), первый президент основанной в 1896 Браз. академии лит-ры, внёсший в лит-ру Б. психологизм. Дальнейший путь реализма лежал через художеств, освоение жизни крест. масс. На рубеже 19-20 вв. появились рассказы " регионалистов", изображавших природу разных р-нов страны и нравы их жителей: рассказы " По сертану" (1898) А. Аринуса ди Меду Франку (1868-1916), " Легенды гаушу" (1912) Ж. Симоинса Лс-лиса Нету. Большое влияние на лит-ру оказали " Сертаны" (1902) Э. да Куньи (1866-1909) -документальное науч.-художеств, произв. о труде и борьбе крестьян за землю. Осн. тема лит-ры Б. после " Сертанов" -трагич. борьба крестьян со стихией: сборник " Зелёный ад" (1908) А. Ранжела (1871-1945), рассказы К. ди Васконселуса (1881-1923), А. Майи (1878-1944). Против приукрашивания сел. жизни направлены рассказы Ж. Б. Монтейру Лубату (1883-1948). Новой ступенью реализма стало творчество А. Э. ди Лимы Баррету (1881-1922), соединившего психологизм с гротескной сатирой. Поэзия кон. 19 в. развивалась под сильным франц. влиянием. Парнасскую школу, к-рую представляли О. Билак (1865-1918), А. ди Оливейра (1859-1927), Р. Коррея (1859-1911), сменила символистская: Ж. ди Крус-и-Соза (1861-98), А. ди Гимараинс (1870-1921), А. дус Анжус (1884-1914). В прозе символизм сказался в романах Ж. П. ди Грасы Араньи (1868-1931). В 1922 " Неделя современного искусства" в Сап-Паулу открыла наступление авангардистов на академич. поэзию. В творчестве М. ди Андради (1893-1945), Ж. О. ди Андради (1890-1954), наряду с плодотворными поисками новых средств поэтич. выразительности, сказывалось и увлечение формалистич. экспериментом. Мн. модернисты стремились найти нац. стиль, обращались к фольклору: М. Бандейру (р. 1886), Р. Бопп (р. 1898). Блестящую поэзию на фольклорной основе создал Ж. ди Лима (1895-1953).

Антифеод., антиимпериалистич. борьба, обострившаяся в 30-х гг., захватила широкие круги интеллигенции. В прозе выделяется реалистич. школа, исследующая острые проблемы нац. жизни и прежде всего проблему Северо-Востока, одного из отсталых р-нов страны; " северо-восточный роман" - вершина браз. реализма: Г. Рамус (1892-1953), Ж. Лине ду Регу (1901-57), Ж. Амаду (р. 1912), Р. ди Кейрус (р. 1910). В годы после 2-й мировой войны продолжают выступать мастера браз. прозы - Ж. Амаду, Э. Верисиму (р. 1905). Регионалистская традиция продолжена и углублена в творчестве Ж. Гимараинса Розы (1908-68) (" Пути по большому сертану", 1956). В русле социалистич. реализма, крупнейший представитель к-рого в браз. лит-ре -Амаду, стремятся писать также М. А. Баррозу, А. Паим, Д. Журандир (р. 1909) и др. Социальные романы создали С. Мартине (" Новая дорога", 1954), А. Каладу (р. 1917) (" Вознесение Сал-виану", 1954, " Кваруп", 1967), М. Палмериу (р. 1916), М. Лопис. Среди поэтов выделяются В. ди Морайс (р. 1913), К. Друммонд ди Андради (р. 1902), Ж. Кабрал ди Мелу Нету (р. 1920). Новеллисты Маркие Ребелу (р. 1907), М. ди Алкантара Машаду (1901-35), А. Машаду (р. 1895) поглощены бытом и психологией " маленького человека". Особенно богата совр. браз. драматургия: если в произведениях старшего поколения драматургов-Нелсона Родригиса (р. 1912), Г. Фигейреду (р. 1915), П. Блоха (р. 1914), Ж. Камаргу (р. 1898) значит, место занимали условность, аллегория, элементы фрейдистского психоанализа, то молодые драматурги (А. Диас Гомис, А. Суасуна, р. 1927, А. Боал, р. 1931) обращаются к фольклорному площадному театру. Единой писательской орг-ции в стране нет, есть лишь ассоциация писателей г. Сан-Паулу и ассоциация драматургов.

Изд.: Бразильские рассказы. [Предисл. И. Тертерян], М., 1959; Под небом Южного креста. Бразильская новелла XIX-XX веков. [Предисл. И. Тертерян], М., 1968.

Лит.: Б ран дао О., Бразилия. Литература, в кн.: Страны Латинской Америки, М., 1949; Тертерян И. А., Бразильский роман XX века, М., 1965; её же. Бразильская литература в СССР, в кн.: Бразилия. Экономика. Политика. Культура, М., 1963; её же, Образы фольклора в современном реализме Бразилии и модернизм, в кн.: Современные проблемы реализма и модернизм, М-. 1965; Художественная литература Латинской Америки в русской печати, [сост. Л. Шур], 1765-1959, М., 1960; Шур А. А., Художественная литература Латинской Америки в русской печати, 1960-1964, М., 1966; A literatura no Brasil, dir. de A. Coutinho, v. 1 - 3, Rio de J., 1955 - 59; SoaresAmora A., Historia da literatura brasileira, 4 ed., Sao Paulo, 1963; S о d r e N. W., Historia da literatura brasileira, 4 ed., Rio de J., [1964]; Carpeaux О. М., Pequena bibliografia critica da literatura brasileira, 3 ed., [RiodeJ., 1964]; Topete J. M., A working bibliography of brasilian literature, Gainesville, 1957. И. А. Тертерян.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.