Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура и изобразительное искусство. От древних индейских культур Б






От древних индейских культур Б. сохранились (гл. обр. в р-не Амазонки) кам. скульптура, керамика с геометрич. орнаментом, наскальные изображения. С приходом португальцев на побережье возникали строившиеся без строгого плана города (Салвадор, Ресифи, Рио-де-Жанейро). Укреплённые сел. усадьбы -фазенды-включали помещичий дом (на высоком цоколе, с колоннадами и лестницами), церковь и сараи для рабов. В 18 в. в районе добычи золота и алмазов, являвшемся важным центром нац.-освободит, движения (ныне шт. Минас-Жерайс), - в гг. Ору-Прету, Конгоньясду-Кампу, Сан-Жуан-дел-Рей-сформировалась самобытная архитектура браз. барокко, строились церкви, отличающиеся особой пластичностью объёмов, богатством цвета, пышностью лепного и резного декора (арх. М. Ф. ди Лисбоа, его сын, прозв. Алейжадинью, и др.). В городах побережья церкви имели сравнительно строгие фасады, но интерьеры подчас сплошь покрывались росписью и золочёной резьбой. Развитие получили декоративная живопись и скульптура (остро характерны статуи и группы Алейжадинью, отразившего нац.-освободит, устремления), резьба по камню и дереву. 2-3-этажные гор. дома (из адооы, дерева и камня) часто облицовывались расписными изразцами или раскрашивались.

В нач. 19 в., а особенно с провозглашением независимости (1822), в культуре Б. усилились светские начала; под франц. влиянием в архитектуре утвердились принципы классицизма (О. Гранжан де Монтиньи), сочетавшиеся с традициями барокко, к-рые сохранялись преим. в индивидуальных домах. Живопись (историч., батальная, портрет, пейзаж) также формировалась под влиянием франц. классицизма и романтизма (Н. А. Тоне и его сын Ф. Э. Тоне). Во 2-й пол. 19 -нач. 20 вв. разрастаются города с пышными постройками в духе европ. эклектики, а позднее также в стиле " людерн". В живописи утверждаются нац. образы (историч. живописцы В. Мейрелис ди Лима и П. Америку ди фигейреду-н-Мелу), а затем и проникновенное реалистич. восприятие нар. жизни (жанрист Ж. Ф. ди Алмейда Жуниор, портретист Э. Висконти).

В 20 в. первой попыткой найти самостоят, путь в архитектуре стал " неоколониальный стиль", основанный на подражании нац. традиции. В коп. 20 - нач. 30-х гг. в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро стали появляться особняки в строгих, лаконичных формах. С кон. 30-х гг. складывается самобытная браз. школа совр. архитектуры (здание Мин-ва просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро, 1937-43, арх. Л. Коста, О. Нимейер, А. Э. Рейди и др.); обеспечение сквозного проветривания стало одним из принципов планировки, а пластика фасада начала определяться солнцезащитными устройствами типа жалюзи и решёток. В сооружениях на оз. Пампулья близ Белу-Оризонти (1942-43, арх. О. Нимейер) появились характерные для новой архитектуры Б. экспрессивная пластичность и живописные криволинейные формы, нередко следующие рельефу местности (дом в р-не Педрегулью в Рио-де-Жанейро, 1950-52, арх. А. Э. Рейди). Наряду с реконструкцией старых ведётся стр-во новых городов - Белу-Оризонти, Гоянии и оригинальной по замыслу новой столицы - Бразилии (арх. Л. Коста, О. Нимейер и др.), с её контрастами подчёркнуто регулярной жилой застройки и необычных пластич. форм обществ. зданий. Используются принципы рациональной планировки зданий, зонированной застройки, типизации; широко применяются монолитный железобетон, алюминий, своды-оболочки разной формы, обусловленные жарким климатом ажурные и раздвижные стены, балконы и лоджии, защитные и декоративные покрытия (мозаика, изразцы, стеклянные плитки). Совр. формы часто сочетаются с элементами традиц. и нар. зодчества. Уникальные здания и богатые особняки связываются с многоцветными садами (арх. Р. Бурле Маркс), украшаются скульптурой и монумептальной живописью. Но наряду с эффектными, подчас нарочито причудливыми новыми зданиями (в т. ч. высотными) в городах растут районы трущоб (" фавелы" в Рио-де-Жанейро, " кортисус" в Сан-Паулу); обостряется жилищный кризис в связи с незначительностью массового стр-ва для трудящихся.

А. Э. Ре иди, Р. Бурле Маркс. Музей современного искусства в Рио-де-Жанейро. 1958.

Т. ду Амарал. " Бразилия". 20 в.

В 20-е гг. сложилось новое изобразит, иск-во Б. (один из его источников - движение " Неделя современного искусства", Сан-Паулу, 1922), в к-ром искания в духе социального реализма переплетаются с субъективистскими экспериментами. В живописи рядом с величеств, нар. образами К. Портинари и Э. ди Кавальканти, народностью и яркой декоративностью картин Тарсилы ду Амарал и художницы-самоучки Джаниры получили развитие экспрессионизм (Л. Сегал), абстракционизм и новейшие модернистич. течения. Одухотворённой выразительностью отличается демократии, графика Б. (О. Гоэлди, К. Склиар, Р. Кац). Для скульптуры (Б. Джорджи, В. Брешере) характерны колебания между жизненными нац. образами и абстрактными фантазиями. В декоративном иск-ве выделяются керамика и роспись тканей.

Расписная керамика индейцев каража. Этнографический музей. Лейпциг.

Разнообразны виды нар. иск-ва Б.-негритянского (статуэтки, многоцветная одежда, домашняя утварь в традициях афр. иск-ва) и особенно индейского (фигурная керамика индейцев каража, деревянные статуэтки индейцев кадиувео, полихромная роспись хижин индейцев тукано, резные зооморфные скамейки карибов, узорное ткачество, изделия из перьев, плетение из листьев пальмы и мн. др.). Распространённые виды нар. жилища (в т. ч. индейского) - землянки, хижины (во влажных местностях свайные), навесы из пальмовых листьев.

Лит.: Выставка современной графики Бразилии. Каталог, М., 1958; Столицы стран мира, [М., 1966]; Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967 (библ.); R e i s [Junior! J. М. dоs, Historia da pintura no Brasil, Sao Paulo, 1944; Good win P. L., Brazil builds..., 3 ed., N. Y., 1946; Costa L., Arquitetura brasileira, Rio de J., 1952; The arts in Brazil, Mil.. 1956; Charles G., L'art baroque au Bresil, P., 1956; M i n d 1 i n H. E., Modern architecture in Brazil, N. Y., 1956. В. Л. Хайт.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.