Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XV. Архитектура и изобразительное искусство. Церковь-крепость в Сынковичах






[ris]

Церковь-крепость в Сынковичах. 16 в. План.

Древнейшие памятники иск-ва на терр. Б. (кремнёвые фигурки, орнаментиров. керамика, остатки свайных построек и др.) восходят к кам. веку. В раннем жел. веке (примерно с 5 в. до н. э.) появляются изделия из бронзы и железа (бляхи, браслеты, подвески, застёжки, плетёные пояса и т. д.), распространяется глиняная мелкая пластика (фигурки животных), возводятся жилые постройки с дерев. стойками, поддерживавшими плетёные кровлю и стены. К 1-му тыс. н. э. относятся найденные на терр. Б. памятники иск-ва древних славян. В 10-13 вв. Б., ставшая частью Киевской Руси, сделалась одним из очагов развития др.-рус. искусства. История собственно белорус. иск-ва, своеобразно преломившего художеств. опыт и Киевской Руси и Зап. Европы, начинается в 14 в.

Ср.-век. белорус. архитектура носит в основном оборонный характер. Город обычно располагался вокруг или вблизи укрепл. замка и, кроме того, был окружён кольцом оборонит, сооружений. Сохранились замки в Лиде (14 в.), Но-вогрудке (14-16 вв.), Мире (16 в.), Несвиже (восходит к 16 в.). Кроме культовой выполняли оборонную роль и мощные, массивные здания православных церквей, католич. костёлов, " каль-винских зборов". К 16- нач. 17 вв. складываются особые типы церкви-крепости (Малое Можейково, Сынковичи) и дома-крепости (Гайтюнишки).

" Жатва". Титульный лист книги " Руфь". Гравюра на дереве. Из пражской Библии Ф. Скорины. 1517 - 19.

В 17-18 вв. в архитектуре Б. получают развитие тенденции барокко; проводниками этого стиля были различные католич. ордена. К лучшим памятникам барокко на терр. Б. принадлежат иезуитские костёлы в Несвиже (заложен в 1584, арх. Дж. М. Бернардони из Комо) и Гродно (освящён в 1667), костёл кармелитов в Глубоком (1735), Софийский собор в Полоцке (11 в., перестроен к 1750).

Уже на первых порах развития приобретает самобытные черты белорус. живопись. В отличие от идеального типа святого, характерного для живописи Византии и Киева, в белорус. иконе и книжной миниатюре святой наделён простонародными чертами, ему свойственна грубоватая характерность. Белорус. мастера охотно вводят в свою живопись орнаментальные элементы, украшая узорами нимбы и одежды святых, превращая фоны икон в резное золочёное поле, а в нек-рых случаях заменяя изображение одежды святого резной дерев. накладкой. Белорус. ср.-век. книги, как правило, украшены орнаментальными заставками. К лучшим памятникам белорус. миниатюры принадлежат Мстижское (14 в.) и Оршанское (14 в.) евангелия. Монументальная живопись ср.-век. периода в Б. почти не сохранилась.

М. А. Савицкий. " Партизанская мадонна". 1967. Третьяковская галерея. Москва.

К ст. Белорусская ССР. К ст. Белорусская ССР. 1. Сторожевая башня в Каменце. Конец 13 в. 2. Церковь-крепость в Малом Можейкове. 16 в. 3. П. Нонхард. Дом-крепость в Гаитюнишках 1611-12.4. Костёл в Ишкольде. 16 в. 5. Замок в Мире. 16 в. 6. Церковь Николая в Могилеве. Начата в 1669. 7. Софийский собор в Полоцке. 2-я пол. 11 -середина 18 вв. 8. Замок Радзивиллов в Несвиже. Конец 16-18 вв. Внутренний двор. 9. Иезуитский костёл в Гродно. 1667.

" Параскева Пятница". Икона 16 в. Художественный музей БССР. Минск.

С 16 в. в белорус. живописи постепенно намечается поворот к реализму нового времени: на смену плоскостным иконописным ликам приходят объёмные изображения человеч. лиц (икона " Параскева Пятница", Художеств. музей БССР, Минск). В иконописи 17 в. появляются элементы бытового жанра, пространств. перспективы. В 17-18 вв. начинает развиваться портретная живопись.

В ср.-век. Б. высокого уровня достигло иск-во скульптуры, испытавшее нек-рое воздействие романской и готич. пластики Центр. Европы, а в дальнейшем - влияние барокко. Деревянные статуи, резные алтари играли важную роль в убранстве интерьеров белорус. храмов. Во время польско-рус. войны 1654-67 мн. белорус. скульпторы и резчики (старцы Ипполит и Арсений, Клим Михайлов, Герасим Окулов и др.) переселились в Рус. гос-во, где создали немало выразит. произведений (напр., работы старца Ипполита в

Анания. " Премудрость созда себе дом". Рельеф. Дерева. Кон. 15 - нач. 16 вв.

Моск. Кремле: " Никола Можайский" в церкви Николы Гостунского и " Распятие" в Теремном дворце). В стиле т. н. белорусской рези был выполнен иконостас Смоленского собора в Новодевичьем монастыре в Москве (Клим Михайлов и др.), украшен дворец в Коломенском.

В 16 в. с появлением зап.-рус. книгопечатания начала развиваться белорус. гравюра [ксилографии в изд. Франциска (Георгия) Скорины, Петра Мстиславца, Ивана Фёдорова], пережившая новый подъём на рубеже 17-18 вв. (ксилографии и гравюры на меди в изд. Максима Вощанки, где как гравёры выступали сам издатель, его сын Василий, Фёдор Ангилейко и др.).

Среди художеств. ремёсел, кроме резьбы по дереву, в Б. 14-18 вв. заметное место занимают керамика (в т. ч. керамич. скульптура - С. И. Полубес и др.), художеств. шитьё, ювелирное дело. Широкой известностью пользовались т. н. слуцкие пояса (18 в.), протканные золотыми и серебряными нитями.

С.И. Полубес. " Апостол Лука". Рельеф. Майолика. 2-я пол. 17 в. Музей " Коломенское". Москва.

После воссоединения Б. с Россией пути рус. и белорус. иск-ва в значит. степени сближаются. Мн. белорус. художники (портретист В. Ванькович, пейзажисты А. Г. и И. Г. Горавские и др.) проходят выучку в петерб. АХ. В 19-20 вв. творч. деятельность выходцев из Б.- живописцев С. К. Зарянко, И. Т. Хрупкого, В. К. Бялыницкого-Бирули, мозаичиста Н. Ю. Силивановича и др.- тесно связана с Петербургом и Москвой. В свою очередь, в Б. работают видные рус. архитекторы-классицисты Н. А. Львов, построивший собор Иосифа в Могилёве (1798, не сохранился), и А. И. Мельников - строитель здания духовной семинарии в Минске. Огромное значение для развития белорус. городов имела их перепланировка по чёткой регулярной системе, в соответствии с градостроит. принципами классицизма, проведённая в кон. 18-нач. 19 вв. рус. пр-вом. Во время перепланировки уничтожаются мешавшие росту городов старые гор. укрепления. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. в архитектуре Б. одновременно с прогрессом строит. техники отчётливо заметны черты эстетич. упадка, общего для зодчества капиталистич. стран того периода. Белорус. изобразит. иск-во, как и русское, вступило в это время на путь критич. реализма. Реалистич. произведения создавали Ю. М. Пэн (сцены из быта бедняков, портреты, пейзажи) и Я. М. Кругер (портреты демокра-тич. интеллигенции; картина " Погром", ок. 1905). Однако в условиях царизма и великодержавного гнёта развитие нац. белорус. культуры было в значит, степени затруднено.

В. М. Вощанка. " Положение во гроб Христа". Гравюра на дереве, напечатанная на холсте (антиминс). 1708.

Подлинный расцвет культуры и иск-ва белорус. народа наступает в годы Сов. власти. Индустриализация страны в период первых пятилеток повлекла за собой бурный рост городов. В связи с этим была предпринята реконструкция, существенно изменившая их облик. В городах прокладывались новые улицы, проводились мероприятия по благоустройству, совр. застройка стала вытеснять старую, преим. деревянную. В довоен. годы в белорус. городах был воздвигнут ряд зданий, значительных в архит.-художеств. отношении, в т. ч.: Б-ка им. В. И. Ленина (1930-32, арх. Г. Л. Лавров), Дом пр-ва БССР (1930-33, арх. И. Г. Лангбард), здание ЦК Коммунистич. партии Б. (1940-41, полностью закончено в 1947, арх. А. П. Воинов и В. Н. Варак-син) - в Минске; Дом Советов в Могилёве (1938-39, арх. И. Г. Лангбард).

Слуцкий пояс. 2-я пол. 18 в. Исторический музей.Москва.

В 20-30-е гг. добилось немалых успехов и вступившее на путь социалистич. реализма изобразит. иск-во Сов. Б. История борьбы белорус. народа за свободу и независимость, его сегодняшний геро-ич. труд - таковы осн. темы, к к-рым обращались и сейчас обращаются художники Б. В сов. время в Б. вырос ряд талантливых мастеров: живописцы -В. В. Волков (портретист, жанрист, ист. живописец), И. О. Ахремчик (портретист, пейзажист, ист. живописец, монументалист), Е. А. Зайцев (ист. живописец, пейзажист, портретист), К. М. Косма-чёв (ист. живописец); скульпторы -А. В. Грубе (создатель станковых композиций, рельефов, памятников), М. А. Керзии (видный художник-педагог), А. М. Бразер " (портретист), 3. И. Азгур (портретист и монументалист), А. О. Бембель (портретист и монументалист), А. К. Глебов (портретист, монументалист, автор станковых композиций); художники театра О. П. Ма-рикс, С. Ф. Николаев.

В годы Великой Отечеств. войны белорус. художники не прекратили творч. деятельность. Находясь в составе действующей армии, в партиз. отрядах, в эвакуации, они создали своеобразную художеств. летопись героич. борьбы народа.

В послевоен. годы белорус. архитекторы провели огромную работу по ликвидации разрушений, причинённых фашистами городам и сёлам Б. Были созданы новые ген. планы всех крупных насел. пунктов. В короткий срок города и сёла Б. были фактически отстроены заново. Преобразился Минск, жилой фонд к-ро-го был уничтожен в годы оккупации на 74%. В центре города создан ряд архит. комплексов (ансамбли площадей Ленина, Центральной, Победы, Якуба Коласа), чередующихся с рядовой застройкой и связанных между собой Ленинским проспектом. Благотворное влияние на развитие белорусской архитектуры оказали постановления ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР по вопросам строительства (" О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства" от 23 авг. 1955, " О мероприятиях по обеспечению развития производства строительных конструкций, деталей и материалов" от 24 авг. 1955, " Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" от 4 нояб. 1955 и др.). Во 2-й пол. 50-х гг. совершилась перестройка материально-технич. базы стр-ва, возросли его темпы, распространились индустр. методы, вступили в строй домостроит. комбинаты.

Г. Г. Поплавский. Иллюстрация к поэме Якуба Коласа " Новая земля". Офорт. 1967.

Л. М. Мягкова. " Хоровод". Цветное стекло (стеклозавод " Неман"), 1969. Художественный музей БССР. Минск.

С нач. 60-х гг. в Б. в широком масштабе ведётся стр-во крупнопанельных домов с улучш. планировкой квартир. Заметное место занимает стр-во жилых домов из объёмных элементов. Идут поиски эстетически-выразительных совр. архит. форм и планировочных принципов. В числе наиболее удачных архит. решений 60-х гг.: здание горисполкома (1964, арх. С. С. Мусинский, Г. В. Сысоев), Дворец спорта (1966, арх. С. Д. Филимонов, В. Н. Малышев), жилой массив на ул. Толбухина (1966, арх. Ю. В. Шпит), гостиница " Юбилейная" (1968, арх. Г. М. Бенедиктов), ансамбль Ленинского проспекта (Г. П. Баданов, М. О. Барщ, С. Б. Ботковский, А. П. Воинов, В. А. Король, С. С. Мусинский, М. П. Парусников, Г. В. Сысоев, Н. Е. Трах-тенберг, Н.-А. Э. Шпигельман) - в Минске; мемориальные комплексы Курган Славы на 21-м км Московского шоссе около Минска (1969; скульптор А. О. Бембель, архитектор О. А. Стахович) и Хатынь (1968-69; архитекторы Ю. М. Градов, В. П. Занкович, Л. М. Левин; скульптор С. И. Селиханов). В условиях интенсивного развития пром-сти и быстрого научно-технич. прогресса 60-х гг. в республике возникли новые города - Светлогорск, Жодино, Новополоцк, Солигорск.

Изобразит. иск-во Б. послевоен. периода и особенно 2-й пол. 50-60-х гг. характеризуется многообразием творч. тенденций. Сосредоточенность художников на самых существ. сторонах истории и совр. жизни белорус. народа, стремление к лапидарности и глубине образа, к ритмически выразительной, с элементом энергичного декоративизма, композиции - таковы гл. особенности иск-ва Б. последних лет. В ряду ведущих художников республики появились новые имена: живописцы - В. К. Цвирко (пейзажист, ист. живописец), В. П. Сухо-верхов (ист. живописец и портретист), А. Д. Шибнёв (ист. живописец), Р. В. Кудревич (жанристка), Н. М. Воронов (ист. живописец), М. А. Савицкий (жанрист и ист. живописец), М. В. Данциг (пейзажист и ист. живописец); графики-А. М. Кашкуревич (мастер эстампа), Г. Г. и Н. Н. Поплавские (мастера эстампа и книжной иллюстрации), Е. Г. Лось (мастер эстампа и книжной иллюстрации); скульпторы - С. И. Селиханов (монументалист), Л. Н. Гумилев-ский (автор станковых композиций), П. К. Белоусов (портретист), Г. И. Муромцев (автор станковых композиций), А. М. Заспицкий (автор станковых композиций); художники театра - Е. Г. Че-модуров, П. В. Маслеников. Активные и плодотворные поиски совр. форм ведутся в декоративном иск-ве Б. (особенно в области художеств. стекла).

В 1935 в Минске был основан Союз архитекторов Б., в 1938- Союз художников Б. (оргкомитет создан в 1932).

Лит.: Сидорова А. А., Древнерусская книжная гравюра, М., 1951; Егоров Ю. А., Градостроительство Белоруссии, М., 1954; [Герасимович П. Н. и Никифоров П. П.], Изобразительное искусство Белорусской ССР, М., 1957; Кацер М. С., Макаревич В. М., Искусство Белоруссии 14-17 веков, в кн.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, М., 1960; Орлова М-, Искусство Советской Белоруссии, М., 1960: Прокофьев О. С., Искусство Белоруссии [18 в.], в кн.: Всеобщая история искусств, т. 4, М., 1963; Всесоюзная юбилейная художественная выставка " 50 лет Советской власти". Украинская ССР, Белорусская ССР, Молдавская ССР. [Каталог], [М., 1967]; Архитектура России, Украины и Белоруссии. XIV- первая половина XIX вв., М-, 1968 (Всеобщая история архитектуры, т.6); Паньшина И.Н., Искусство Советской Белоруссии, Минск, 1968; Елатомцева И., Художественная керамика Советской Белоруссии, Минск, 1966; её же, Монументальная летопись эпохи, Минск, 1969; Чантурия В. А., История архитектуры Белоруссии. Дооктябрьский период. Минск, 1969; Чантурия В. А., Элентух И. Б., Памятники зодчества Белоруссии. Краткий путеводитель, Минск, 1969; Шчакацixiн M., Гравюры i кн1жныя аздобы у выданьнях Франщшка Скарыны, в сб.: Чатырох-сотлецьце беларускага друку. 1525 -1925, Менск, 1926; [Барышау Г. I.], Тэатральн дэкарацыйнае мастацтва Савецкай Беларусi, [Мiнск], 1958: Кацар М. С., Нарысы па псторьп выяуленчага мастацтва Савецкай Беларусь Мшск, 1960; Якунiна Л. 1., Слущая паясы, Мшск, 1960.

Илл. см. на вклейках - к стр. 152-153 и табл. XI-XIII.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.