Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIII. Печать, радиовещание, телевидение. Начало белорус, книгопечатанию положил в 16 в






Начало белорус, книгопечатанию положил в 16 в. Франциск (Георгий) Скорина. Он перевёл на белорус, яз. и издал в Праге в 1517-20 Библию, Псалтырь и др. В технич. и художеств.-оформительском отношениях издания Скорины стояли на очень высоком для того времени уровне. В период литовско-польского владычества безжалостно подавлялась культура белорус. народа. Воссоединение в кон. 18 в. Б. с Россией имело для белорус, народа прогрессивное значение. Однако при самодержавии не было благоприятных условий для развития нац. культуры. До Окт. революции периодич. печать в Б. представляли офиц. газеты, выходившие на рус. яз.: " Витебские губернские ведомости" (1838-1917), " Минские губернские ведомости" (1838-1917), " Гродненские губернские ведомости" (1838-1915), " Могилёвские губернские ведомости" (1838-1917) и др., а также частные и церковные издания.

В кон. 19 - нач. 20 вв. возникшие в Б. под влиянием общеросс. революц. движения с.-д. орг-ции распространяли большевистские газеты " Искра", " Вперёд", " Пролетарий", " Новая жизнь", " Социал-демократ", " Звезда", " Правда", выпускали прокламации, листовки, нелегальные периодич. издания: " Полесский листок" (1904-05), " Летучий листок Полесского комитета РСДРП" (1905), " Листок Северо-Западного союза" (1905), " Минский летучий листок" (1905-06), " Солдатская воля" (1906), " Труд" (1905-1906) и др. Первая легальная газета на белорус. яз. " Наша доля" начала выходить (в Вильно) в 1906, но вскоре была закрыта. В 1906 в Петербурге было организовано белорус. изд-во " Загляне сон-ца i у наша ваконца" (" Заглянет солнце и в наше оконце"), в 1909 в Вильно- белорусское издательское общество " Наша хата".

После Февр. революции 1917 в Минске, Витебске, Могилёве, Мозыре, Полоцке, Орше и др. городах появляются газеты Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Первая легальная массовая большевистская газета в Б.- " Звезда" (см. " Звязда") начала выходить в Минске 27 июля (9 авг.) 1917. Организаторами и первыми редакторами её были М. В. Фрунзе, А. Ф. Мясников, В. В. Фомин и К. И. Ландер. Временное пр-во неоднократно закрывало газету, но она возобновляла свой выход под новыми назв.- " Молот", " Буревестник". В дек. 1917 в Минске начала выходить газ. " Советская правда" - орган Исполкома Совета рабочих, солдатских и крест. депутатов Зап. области и фронта; создаётся ряд армейских газет. В Могилёве после разгрома контрреволюц. ставки издавалась газ. " Революционная ставка" (1917-1919). В период нем. оккупации в минском подполье выходила газ. " Подпольная правда" (1918), в Гродно -" Набат" (1918), во время оккупации Б. белополя-ками - подпольная " Белорусская правда" (1920). Первая сов. газета на белорус. яз. издавалась в Петрограде, а затем в Москве в 1918 под назв. " Дзяншца" (" Утренняя звезда").

С установлением Сов. власти в Б. книгоиздательское и газетное дело получило широкий размах. В 1920 начинают выходить газеты " Савецкая Беларусь" (Смоленск, Минск), " Полесская правда" (Гомель), " Крестьянская газета" (Витебск) и др., создаётся Гос. изд-во Б., затем ведомственные изд-ва. В 1922 организуется Белорус. отделение РОСТА, с 1931 -Белорус. телеграфное агентство (БелТА). В 1940 в Б. выходили 252 газеты разовым тиражом св. 1 млн. экз. В годы Великой Отечеств. войны оккупанты уничтожили всю полиграфич. базу республики, однако в партиз. подполье в труднейших условиях было организовано издание 162 газет: " Звязда" (" Звезда"), " Чырвоная змена" (" Красная смена"), " Партызан Беларус! " (" Партизан Белоруссии"), " За Радзiму" (" За Родину"), " Палеская прау-да" (" Полесская правда"), " Чырвоная звязда" (" Красная звезда") и мн. др. После освобождения Б. полиграфич. база была полностью восстановлена.

В 1969 респ. изд-ва " Беларусь" (" Белоруссия"), " Звязда" (" Звезда"), " Полымя" (" Пламя"), " Народная асвета" (" Народное просвещение") и др. выпустили 2008 книг и брошюр тиражом св. 24 млн. экз.; вышли в свет 83 журнала и др. продолжающиеся издания разовым тиражом 1253 тыс. экз. (годовой тираж 22370 тыс. экз.); издавалось 180 газет (в т. ч. 134 на белорус. яз.) разовым тиражом 3837 тыс. экз. (годовой тираж св. 625 млн. экз.).

В Б. в 1970 выходили респ. газеты: на белорус, яз. -" Звязда" (" Звезда", с 1917), " Чырвоная змена" (" Красная смена", с 1921), " Шянер Беларус! " (" Пионер Белоруссии", с 1929), " Лimapamypa г мастацтва* (" Литература и искусство", с 1932), " Настаунщкая газета" (" Учительская газета", с 1945); на рус. яз.- " Советская Белоруссия" (с 1927), " Сельская газета" (с 1945), " Знамя юности" (с 1938), " Зорька" (с 1945) и др. Издаются политич., молодёжные, лит., сати-рич., науч., технич. и др. журналы: на белорус, яз.- " Вожык" (" ЁЖ", с 1941), " Работища i сялянка" (" Работница и крестьянка", с 1924), " Маладосць" (" Молодость", с 1953), " Долыл1я" (" Пламя", с 1922); на рус. яз.- " Коммунист Белоруссии" (с 1927, до 1949 на белорус. яз.), " Нелюн" (с 1952) и др.

В 1925 в Минске начались первые радиопередачи, с 1956 работает Минский телецентр. В 1969 Респ. радио и телевидение вели передачи на белорус. и рус. яз. по 3 радио- и 2 телепрограммам, а также ретранслировали Москву. Телестудии в Гомеле, Бресте, Витебске, Гродно выпускают свои программы. С. В. Марцелев.

XIV. Литература.

Многовековые традиции литературы белорус. народа восходят к эпохе Киевской Руси, где в 11 - нач. 12 вв. довольно интенсивно развивалась письменность. На терр. совр. Б. не только переписывались многие памятники церковной и светской письменности, но и создавались оригинальные произв. (напр., " Поучения" Кирилла Туровского). В 14-16 вв., когда Б. входила в состав Вел. княжества Литовского и белорус. яз. использовался в гос., дипломатич. и частной переписке, в судах, гор. управах и магдебургиях, созданы такие оригинальные произведения, как " Литовская метрика" (14- 15 вв.), три редакции Статута Великого княжества Литовского (1529, 1566, 1588), получившие европейскую известность. В 16 в. гуманист, просветитель Франциск (Георгий) Скорина впервые на вост.-слав. землях организовал издание печатных книг. В 1517-19 он печатал на белорус. яз. в чещ. городе Праге книги Библии; позже, переведя свою типографию в Вильно, издал " Апостол" и " Малую подорожную книжицу" (1525). В своих комментариях, предисловиях и послесловиях Скорина объяснял смысл непонятных слов и терминов, высоко оценивал роль просвещения, выражал патриотич. чувства. Его издания оказали большое влияние на развитие книгопечатания в Б. и за её пределами.

Заметным событием лит-ры 2-й пол. 16 в. явилось издание на живом нар. языке Евангелия (ок. 1570) Василием Тяпинским и Катехизиса Симоном Будным. Широкое распространение получила поле-мич. лит-pa. Прогрессивные взгляды, борьба с феодально-католич. реакцией отражены в книгах, проповедях, выступлениях Стефана и Лаврентия Зизаниев, Леонтия Карповича, Афанасия Филипповича, в произв. Мелетия Смотрицкого (относящихся к 1-му периоду его деятельности). Появились опыты версификации (Андрей Рымша), мемуарной (" Дневник" Фёдора Евлашевского; Баркулабовская летопись, 1563-1608) и сатирич. лит-ры (" Речь Мелешки", 17 в.). Видным представителем лит-ры 17 в. был Симеон Полоцкий, поэт и драматург, начавший свою лит. деятельность в Белоруссии.

В 1569 Вел. княжество Литовское объединилось с Польшей в одно гос-во -Речь Посполитую. В 1696 польский сейм запретил пользоваться белорус, языком в учреждениях и школах. Перестали выходить и книги на белорус, яз. В таких условиях развитие книжной белорус, лит-ры постепенно приостанавливалось. Духовная жизнь народа продолжала выражаться преим. в формах устной нар. поэзии. С кон. 16 до нач. 20 вв. распространён был нар. кукольный театр Батлейка; в 17 в. получил особое развитие школьный театр, в к-ром представлялись интермедии нар. происхождения.

Новый этап развития лит-ры связан с воссоединением Б. с Россией в кон. 18 в. Царизм ставил препятствия развитию нац. литератур, однако прогрессивная рус. культура всегда оказывала положит. влияние и способствовала развитию нац. самосознания угнетённых народов. О творчестве мужественного поэта-демократа из крестьян Павлюка Багрима, сосланного на 25 лет в солдаты за " крамольные" стихи, можно судить лишь по одному сохранившемуся стихотворению " Заиграй, заиграй, хлопче малый" (1829). Массовое распространение в списках получили дошедшие до нас анонимные пародийные поэмы " Энеида наизнанку" и " Тарас на Парнасе", в к-рых нашли своё выражение острый ум, незаурядный нар. юмор, быт белорус. крепостного крестьянина. Поэма " Тарас на Парнасе" прославляет прогрессивных русских писателей (А.С.Пушкина, М. Ю.Лермонтова) и осмеивает реакционеров (Ф. В. Булга-рина и Н. И. Греча). Определённую роль в развитии лит-ры сыграло творчество представителей т. н. предромантизма (А. Рышшский, Я. Борщевский, Я. Чечот). К сер. 19 в. относится выступление поэта и драматурга В. Дунина-Марцинкевича, автора либретто оперы " Сеяянка" (1843, муз. С. Монюшко), поэм " Талон" (1854), " Халимон на коронации" (1857) и др., комедий " Пинская шляхта" (1866) и " Сватовство" (1870). В его творчестве постепенно усиливались реалистич. тенденции. Крепостной крестьянин в произв. Дунина-Марцинкевича выступал как носитель высоких моральных качеств. Значит. явлением лит-ры была публицистика Кастуся Калиновского - руководителя крест. восстания 1863. Писателем, утвердившим реализм в белорус. лит-ре, стал Ф. Богушевич. Поэт-демократ. он в своих произведениях (сб. " Дудка белорусская", 1891; " Смык белорусский", 1894; рассказ " Тралялёначка", 1892) горячо протестовал против помещичьего и чиновничьего произвола, отстаивал право белорус. народа на развитие родного языка, культуры и иск-ва. К 19 в. относится также деятельность Я. Лучины (И. Не-слуховского), А. Гуриновича, А. Абуховича - писателей, в творчестве к-рых отчётливо выразились демократич. идеи. Новый этап в развитии лит-ры начался с Революции 1905-07. В 1906 Тётка (А. Пашкевич) около Львова в г. Жолкве (теперь Нестеров) издаёт 2 сборника стихотворений " Крещение на свободу" и " Скрипка белорусская", в к-рых прозвучал открытый призыв к революц. восстанию. Наиболее полно в дооктябрьский период чаяния и идеалы белорус. народа выразили Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович. Книги Купалы " Жалейка" (1908), " Гусляр" (1910), " Дорогой жизни" (1913), пьесы " Павлинка" (1913) и " Разорённое гнездо" (1913), книги Ко-ласа " Песни печали" (1910), " Рассказы" (1912), " Родные образы" (1914), сборник М. Богдановича " Венок" (1913) убедительно свидетельствуют о победе в лит-ре принципов реализма, народности, демократизма. Глубокий след в истории лит-ры оставили 3. Бядуля (С. Плавник), Т. Гартный (З. Жилунович), М. Го-рецкий - писатели демократич. направления. М. Богданович писал в 1915: " За восемь-девять лет своего настоящего существования наша поэзия прошла все пути, а отчасти и тропинки, которые поэзия европейская протаптывала более ста лет. Из наших стихов можно было бы легко сделать „краткий повторный курс" европейских литературных направлений прошедшего века" (Збор творау, т. 2, Мiнск, 1968, с. 167).

С победой Октября, расковавшего творч. силы народа, открылся широкий простор для быстрого и многогранного развития белорус. лит-ры. Зачинателями сов. лит-ры были как писатели старшего поколения, начавшие творч. путь в дооктябрьское время, так и лит. молодёжь. Купала, Колас, Бядуля, Горецкий и др. пришли в сов. лит-ру со значит., хоть и не одинаковым, жизненным и творч. опытом. Участники объединения " Молодняк" (1923) - М. Чарот, А. Александрович, В. Дубовка, П. Трус, А. Дудар и др.- с комсомольским задором начали воспевать новый, сов. строй, романтику Революции.

Ведущее место в 20-е гг. занимала поэзия, посвящённая героике Гражд. войны и Революции, радости победы, первым росткам новой жизни. Гимном революц. народу, нерушимой дружбе рабочих и крестьян была поэзия Чарога; его поэма " Босые на пожарище" (1921) -первое значит. произв. о событиях Октября и Гражд. войны. Широкую популярность завоевали злободневные басни

К. Крапивы. Уверенно развивалась и художеств. проза, преим. жанр рассказа, позже - повесть и роман: " В полесской глуши" (1923) и " В глубине Полесья" (1927) Коласа, " Соловей" Бядули (1927); романы Гартного " Соки целины" (т. 1-4, 1922-29), М. Зарецкого " Стёжки-дорожки" (1927), К. Чорного " Земля" (1928), рассказы М. Лынькова, П. Головача и др. Белорус. эпос 20-х гг.-художеств. летопись недавнего история, прошлого, событий Революции и Гражд. войны, утверждение социалистич. действительности. Пафос его - в поэтизации солдат революции, прославлении человека-труженика; своеобразие (за исключением глубоко реалистич., психологич. произв. Коласа, Чорного) - в тяготении к " оголённой" социальной конфликтности, к резкой контрастности в изображении классовой борьбы, увлечении повышенной эмоцион. экспрессией слова.

В молодой сов. белорус. лит-ре всё более отчётливо проявляется стремление к широкому изображению мирных дел победившего народа, к большей художеств, конкретности, реалистич. строгости, ритмич. естественности. Поэты, в кон. 20-х - нач. 30-х гг. воспевавшие социалистич. труд, колх. строй, преодолевают известную декларативность, стремятся к реалистич. передаче событий, фактов, наблюдений. Своеобразным поэ-тич. репортажем явилась поэма Купалы " Над рекой Орессой" (1933), где убедительно показано, " как на край болотный шёл социализм". Пройдёт немного времени и Купала, а за ним и др. поэты смогут создать духовно и эмоционально богатый образ современника. Не случайно П. Бровка один из лучших сборников назвал " Приход героя" (1935). Отказываясь от абстрактной патетики, поэзия уверенно приближалась к естественности, взволнованному лиризму, к раскрытию процесса духовного роста человека. Этапными в этом отношении явились т. н. " левковский цикл" Купалы (" Алеся", " Лён", " Гости" и др.) и цикл стихов А. Кулешова " Юношеский мир" (1939).

Ещё большего успеха, особенно в осмыслении истории народа, в изображении коллективизации, глубоко драматич. конфликтов в душе крестьянина, добилась проза: повести - Коласа " Отщепенец" (1931), С. Барановых " Межи" (1930), романы - Чорного " Отечество" (1931) и " Третье поколение" (1935), Зарецкого " Перевясло" (1932), Головача " Сквозь годы" (1934), рассказы - Лынькова, Э. Самуйлёнка, Б. Микулича и др. Значит. социальные конфликты решаются здесь через столкновение человеческих характеров, через сложную, мучительную борьбу в душах героев. Подобные тенденции наблюдались и в драматургии. Особое место заняла пьеса К. Крапивы " Кто смеётся последним" (1939) - яркая сатирич. комедия, бичующая проходимцев и подхалимов, одно из лучших произв. этого жанра в сов. лит-ре.

В 30-40-е гг. зазвучали голоса писателей младшего поколения - П. Панченко, А. Астрейко, А. Белевича и др. После освобождения Зап. Б. ряды писателей пополнились новыми силами: М. Танк, В. Тавлай, Ф. Пестрак и др.

Гражд. пафос, историч. оптимизм, глубокий патриотизм - характерные черты лит-ры времени Великой Отечеств. войны. Важное значение приобрели в эти годы художеств, публицистика и сатира - статьи Купалы, Коласа, Лынькова, фельетоны Черного, сатирич. стихи Крапивы, П. Глебки, Астрейко и др. Действенной и страстной, сурово эпической и проникновенно лиричной была в те годы белорусская поэзия. Героизм сов. людей, трагедия родной земли - оба эти мотива, сцементированные единством замысла, сильно прозвучали в поэме А. Кулешова " Знамя бригады" (1942), где в судьбе героя отразилась судьба народа; личная драма солдата перерастала в драму Родины. Образцы гражд. патриотич. лирики создают в эти грозные годы Бровка, Танк, Глебка, Панченко и др. Глубиной изображения борьбы, проникновением в духовный мир солдата, философскими раздумьями над будущим народа, стремлением отразить суровую правду войны отличаются романы Черного " Млечный путь" (1943) и " Великий день" (не окончен).

Героич. эпопея борьбы народа с фашизмом привлекала внимание белорус. писателей и в послевоен. время. Пафос поэзии (стихи и поэмы Танка, Панченко, А. Велюгина, А. Пысина, М. Аврамчика и др.) - в активном жизнеутверждении, в мужественном преодолении трагедии. Кроме рассказов, белорус, прозаиками было создано несколько значительных эпич. полотен о войне: романы " Глубокое течение" (1948) И. Шамякина, " Минское направление" (1949-52) И. Мележа, " Расстаёмся ненадолго" (ч. 1-2, 1953-1962) А. Кулаковского, " Незабываемые дни" (т. 1-4, 1951-58) Лынькова. Историч. тема - тема борьбы нар. масс зап. областей Б. против белополяков, успешно разрабатывалась Коласом (поэма " Хата рыбака", 1947), Пестраком (роман " Встретимся на баррикадах", т. 1-2, 1951-54), Кулешовым (поэма " Грозная пуща", 1956). В это время были написаны произв. и о трудовых буднях народа, возрождающего страну, - стихи Танка, Панченко, Велюгина, поэмы Кулешова, Бровки, повесть Я. Брыля " В Заболотье светает" (1950), роман М. Последовича " Свет над Липском" (1949-52), комедия А. Макаёнка " Извините, пожалуйста" (1953) и др.

В сер. 50-х гг. в белорус. лит-ре отчётливо проявляется стремление к углублённому осмыслению истории и современности; для неё характерна повышенная заинтересованность морально-этич. проблемами, героич. судьбами народа. В романах А. Чернышевича " Застенок Малиновка" (1964), М. Лобана " На пороге будущего" (1961) и " Городок Устронь" (1967-68), И. Мележа " Люди на болоте" (1961) и " Дыхание грозы" (1965) исторически достоверно и художественно убедительно воссозданы события, связанные с первой рус. Революцией 1905-07, Октябрём и Гражд. войной, коллективизацией. Историч. тему разрабатывает В. Ко-роткевич. Глубокой гуманистич. целенаправленностью отличаются лучшие произведения о войне - романы Шамякина, И. Науменко, Брыля, А. Адамовича, А. Кулаковского, А. Осипенко, повести В. Быкова " Третья ракета" и " Альпийская баллада", повести и рассказы В. Адамчика, И. Пташникова, Б. Саченко, М. Стрельцова, И. Чигри-нова и др., документальные повести И. Новикова. Над совр. темой плодотворно работают Бровка, Кулешов, Танк, Дубовка, Панченко, А. Русецкий, Я. Скрыган, С. Дергай, М. Лужанин, Велюгин, А. Пысин, Шамякин, Макаёнок, Аврамчик, В. Карпов, Р. Бородулин, Г. Буравкин, С. Граховский, Т. Хадкевич, Р. Соболенке, Е. Лось и мн. др. В области детской лит-ры работают А. Якимович, В. Витка, Я. Беганская, В. Хомченко и др.

Белорус. писатели вместе с писателями братских республик развивают лит-ру социалистич. реализма. В области критики и литературоведения известны труды А. Адамовича, С. Александровича, В. Борисенко, Г. Берёзкина, Д. Бугаева, Я. Казеко, В. Колесника, В. Коваленко, М. Ларченко, Ю. Пширкова, О. Лойко, А. Мальдиса, С. Майхровича и др.

За годы Сов. власти произв. белорус. писателей переведены на языки многих народов СССР и зарубежных стран. С лучшими достижениями белорус. лит-ры рус. читателя познакомили М. Исаковский, А. Прокофьев, А. Твардовский, Е. Мозольков, Я. Хелемский, А. Островский, П. Кобзаревский, М. Горбачёв, Д. Ковалёв, Н. Браун, С. Городецкий, Н. Грибачёв, М. Комиссарова, Вс. Рождественский, Н. Рыленков и др. На Украине с белорус, яз. переведено (до сер. 1969) 125 книг, в Латвии 23, Литве 22, Эстонии 15, Узбекистане 21 и т. д.

Оргкомитет Союза писателей Б. был создан в июне 1932; 1-й съезд писателей происходил в 1934.

Лит.: Карский Е. Ф., Белоруссы, т. 3, в. 1 - 3, М. -П., 1916-22; Псторыя беларускай дакастрычнщкай лiтаратуры, т. 1-2, Минск, 1968 - 69; Псторыя беларускай савецкай лiтаратуры, т. 1-2, Мiнск, 1965-66; Барысенка В., францiшак Багушэвiч i праблема рэалiзму у беларускай лiтаратуры XIX ст., Мшск, 1957; Ларчанка М. Г., На шляхах да рэалiзма, Мiнск, 1958; его ж е, Па шляху рэалiзма, Мiнск, 1959; Ивашин В., У истоков социалистич. реализма, Минск, 1963; П е р к i н Н., Шляхi развщця беларускай савецкай Лiтаратуры 20-30 гг., Мшск, 1960; Пшыркоу Ю., Беларуская савецкая проза, Мiнск, 1960; Адамович А., Становление жанра, М., 1964; Семяновiч А., Беларуская драматургiя (дакастрычшцкш перыяд), Мiнск, 1961; его же, Беларуская савецкая драматур-пя (1917 - 1932), MiHCK, 1968; Пяцьдзесят чатыры дароп, MIHCK, 1963; Пра час i пра сябе, Минск, 1966; Ватацы Н. Б., Мастацкая лiтаратура Савецкай Беларусi (1917 -1960). Библiяграфiя асобных выданняу, Мiнск, 1962; её же, Беларускае лiтаратураз-науства i крытыка (1945 -1963). Бiблiяграф! я асобных выданняу, MIHCK, 1964; её же, Беларуская савецкая драматургия. Бiблiяграфiя, Мiнск, 1967; Шсъменшкi Савецкай Беларусь Kapoткi бiяграфiчны даведшк, Мiнск, 1970. М. Г. Ярош.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.