Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVI. Музыка. В нар. муз. иск-ве Б. обнаруживаются тесные взаимосвязи с нар






В нар. муз. иск-ве Б. обнаруживаются тесные взаимосвязи с нар. музыкой русских, украинцев, зап. и юж. славян. Среди старинных песен центр. место занимают песни календарно-обрядовые (колядки, щедровки, веснянки, волочебные, юрьевские, троицкие, купальские, жнивные, косарские, осенние) и семейно-обрядовые (свадебные, крестинные, колыбельные, причитания). Широко представлены хороводные, игровые, плясовые, шуточные песни. Лирич. песни подразделяются на множество жанрово-тематич. групп: любовные, балладные, казацкие, рекрутские, солдатские, песни крестьянской вольницы.

Старинные нар. песни в своей основе одноголосны. Они отличаются сжатым мелодич. диапазоном, развитой орнаментикой, гибкостью ритмики, богатством и разнообразием исполнительских приёмов. Многоголосие в белорус. нар. песне интенсивно развивается с последней трети 19 в. Распространено пение с " подводкой" -верхним солирующим голосом, контрапунктирующим основному напеву в нижнем голосе. Определённое влияние на мелодику белорус. нар. песен оказала рус. революц. рабочая песня нач. 20 в. При Сов. власти появились новые нар. песни, развивающие и обновляющие традиции и черпающие своё содержание из совр. жизни. Песни в быту исполняются без сопровождения, за исключением шуточных и частушек, к-рые поются под аккомпанемент гармоники (баяна).

Белорус. нар. танц. мелодии преим. двудольны и развёртываются в быстром темпе. Они отражают трудовые процессы (" Ленок", " Вульба"), отношение человека к окружающей природе (" Метелица", " Чарот"); значит. место занимают сюжетные танцы (" Юрочка", " Лявониха", " Полька-Янка"). Среди белорус. нар. инструментов, используемых обычно для сопровождения танцев, - гармоника, баян, скрипка, цимбалы, бубен и небольшой барабан, бытуют также дудка и жалейка. Распространены нар. инструм. ансамбли, состоящие обычно из цимбал, гармоники и бубна или скрипки, гармоники и бубна. К этим инструментам часто присоединяются дудка или кларнет. Традиц. инструментом в нар. ансамблях была нар. виолончель басетля, теперь почти исчезнувшая из исполнительской практики. Уже с кон. 19 в. постепенно выходят из употребления исключительно популярные в прошлом дуда (волынка) и лира. В спектакли дореволюционного белорусского театра постоянно вводились песни, танцы и инструментальные наигрыши.

Окт. революция и образование БССР создали условия для развития профессионального нац. муз. иск-ва. В 1924 в Минске открылся Белорус. муз. техникум, в 1932 - Белорус. консерватория, в 1933 - Белорус. театр оперы и балета (на базе основанной в 1930 Гос. студии оперы и балета), в 1937-Белорус. филармония, объединившая симф. оркестр, оркестр белорус. нар. инструментов, хоровую капеллу, ансамбль белорус. нар. песни и пляски, вокальный и смычковый квартеты, группу солистов. В 1940 создан Белорус. ансамбль песни и танца под рук. Г. Р. Ширмы, реорганизованный в 1955 в Гос. хоровую капеллу.

Первые образцы белорус. профессионального муз. творчества относятся к 20-м гг. Основу его заложили композиторы: Н. Н. Чуркин (опера " Освобождение труда", 1922; симфониетта, 1925; песни и романсы), Н. И. Аладов (комич. опера " Тарас на Парнасе", 1927; кантата чДесять лет", 1927; фп. квинтет, 1925; циклы романсов), Е. К. Тикоцкий (1-я симфония, 1929; муз. комедия " Кухня святости", 1931), Г. К. Пукст, А. Е. Туренков (массовые песни).

В 30-е гг. появляются симф. произведения Н. И. Аладова (его симфониетта -яркий образец белорус. жанрового симфонизма), А. Е. Туренкова и работавшего в Минске рус. композитора В. А. Золотарёва. Из вокально-симф. произведений тех лет значительна кантата " Сказ о Медведихе" А. В. Богатырёва, из камерно-инструм.-фп. и скрипичные пьесы А. К. Клумова. В песенном жанре плодотворно работали С. В. Полонский, В. А. Ефимов, Н. Ф. Соколовский, И. И. Любан, чья песня " Будьте здоровы" завоевала всесоюзную популярность. Выдающимся событием в культурной жизни республики стала постановка на сцене Белорус. театра оперы и балета опер " Михась Подгорный" Е. К. Ти-коцкого (1939), " В пущах Полесья" А. В. Богатырёва (1939), " Цветок счастья" А. Е. Туренкова (1940), первого белорус. балета " Соловей" М. Е. Крош-нера (1939), положивших начало нац. репертуару. Все эти спектакли были с успехом показаны в Москве во время 1-й декады белорус. иск-ва и лит-ры (1940).

В годы Великой Отечеств. войны гл. темой творчества белорус. композиторов становится героич. борьба сов. народа против фашистских захватчиков. Кроме многочисл. песен, ей посвящены кантаты А. В. Богатырёва " Ленинградцы" и " Белорусским партизанам", симфония-баллада Н. И. Аладова " В суровые дни", опера Е. К. Тикоцкого " Алеся" (пост. 1944). В годы оккупации Б. артисты Белорус. т-ра оперы и балета участвовали во фронтовых бригадах, выступали в городах братских республик, в сезон 1943-44 театр работал в Коврове, осенью 1944 вернулся в освобождённый Минск. Гастролировал по стране Белорус. ансамбль песни и танца.

В послевоен. годы возобновилась деятельность всех муз. коллективов и учреждений. Оперное творчество этих лет тесно связано с героико-патриотич. темой (" Кастусь Калиновский" Д. А. Лукаса, пост. 1947; " Андрей Костеня" Н. И. Аладова, 1948, пост. 1970; " Девушка из Полесья" Е. К. Тикоцкого, на материале оперы " Алеся", пост. 1952; первая опера для детей " Маринка" Г. К. Пукста, пост. 1955; " Надежда Дурова" А. В. Богатырёва, пост. 1956; " Ясный рассвет" А. Е. Туренкова, пост. 1958). Балетный репертуар пополнили В. А. Золотарёв (" Князь-озеро", пост. 1949) и Г. М. Вагнер (" Подставная невеста", пост. 1958). Общественно-значимую тематику раскрывают многие вокально-симф. и программные симф. произведения: кантаты ч Сорок лет" Н. И. Аладова, " Беларусь" А. В. Богатырёва, " Поля степные" И. И. Кузнецова, вокально-симф. поэма " Вечно живые" Г. М. Вагнера, симф. поэма " Партизанская быль" В. В. Оловникова и др. Большое развитие получают ранее слабо представленные в белорус. музыке жанры симфонии (Н. И. Аладов, А. В. Богатырёв, П. П. Подковыров, Г. К. Пукст, Е. К. Тикоцкий; в кон. 50-х гг.- также молодые композиторы Е. А. Глебов и В. И. Чередниченко) и инструм. концерта (Д. Р. Каминский, к-рый наряду с фп., скрипкой и виолончелью впервые использовал в качестве концертирующего инструмента цимбалы; П. П. Подковыров, Э. М. Тырманд). В области камерной инструм. и вок. музыки работают Л. М. Абелиович, А. В. Богатырёв, Д. А. Лукас, П. П. Подковыров, Г. К. Пукст, в области песни -Д. А. Лукас, В. В. Оловников, П. П. Подковыров, Ю. В. Семеняко, Н. Ф. Соколовский (автор музыки гимна БССР) и др.

В 60-е гг. на сцене Белорус. театра оперы и балета поставлены комич. оперы " Колючая роза" и " Когда опадают листья" Ю. В. Семеняко, балеты " Мечта", " Альпийская баллада" и " Избранница" Е. А. Глебова, " Свет и тени" Г. М. Вагнера; большинство этих произведений современно по тематике. Первый опыт создания телеоперы принадлежит Г. М. Вагнеру (" Утро", 1967). Во всех жанрах белорус. музыки, за исключением муз.-сценических, активно проявляет себя новое поколение композиторов (Р. П. Бут-виловский, С. А. Кортес, И. М. Луче-нок, Д. Б. Смольский, К. Д. Тесаков, О. Г. Янченко). Содержательностью и жанровым разнообразием отмечена вокально-симф. музыка этого периода (кантата " Белорусские песни" и монологи о В. И. Ленине для баса и оркестра А. В. Богатырёва, оратория " Колокола" и концерт для голоса с оркестром Е. А. Глебова, вокально-симф. поэма " Пепел" С. А. Кортеса и др.). Стремление раскрыть актуальные темы в обобщённо-филос. плане характерно для симфоний Л. М. Абелиовича, Н. И. Аладова, Е. А. Глебова. Широко представлен в этот период жанр инструм. концерта (А. В. Богатырёв, Р. П. Бутвилов-ский, Г. М. Вагнер, Д. Р. Каминский, С. А. Кортес, О. Г. Янченко). Среди камерных произведений выделяются инструм. ансамбли Н. И. Аладова, Д. Р. Каминского, вокальные циклы Э. М. Тырманд, Д. Б. Смольского. Мастера хоровой музыки - А. В. Богатырёв, Э. М. Тырманд. Популярность в республике и за её пределами завоевали песни И. М. Лученка. Усилился интерес белорус. композиторов к эстрадной и киномузыке. Среди белорус. музыковедов и фольклористов; Т. А. Дубкова, В. И. Елатов, А. Б. Ладыгина, Л. С. Мухаринская, И. Г. и С. Г. Нисневи-чи, Б. С. Смольский, Г. И. Цитович, Г. Р. Ширма, Т. А. Щербакова и др. Среди белорус. певцов - нар. артисты СССР Л. П. Александровская и Т. Н. Нижникова, нар. артисты БССР Л. Ф. Алексеева, А. Д. Арсенко, 3. И. Бабий, И. М. Болотин, Л. Ф. Бражник, В. Ф. Волчанецкая, Л. И. Галушкина, А. М. Генералов, В. И. Глу-шаков, М. И. Денисов, С. Ю. Дру-кер, М. А. Зюванов, В. М. Маль-кова, Р. В. Млодек, И. П. Сайков, Н. Н. Сердобов, И. Д. Сорокин, В. М. Чернобаев, Т. И. Шимко; дирижёров - нар. артисты БССР Т. М. Коломийцева, Л. В. Любимов, засл. деятели иск-в БССР И. С. Абра-мис, И. А. Гитгарц, М. Э. Шнейдерман; цимбалистов - засл. артисты БССР В. А. Буркович, С. М. Новицкий, А. А. Остромецкий, X. И. Шмелькин. В Б. функционируют: Гос. симф. оркестр (гл. дирижёр - засл. арт. БССР В. В. Катаев), Гос. оркестр нар. инструментов (худ. рук. нар. арт. СССР И. И. Жинович), Гос. академич. хоровая капелла (худ. рук. нар. арт. СССР Г. Р. Ширма), Гос. нар. хор (с 1952, худ. рук. нар. арт. СССР Г. И. Цитович), Ансамбль песни и танца Белорус, воен. округа (с 1938), камерный оркестр Белорус. филармонии (с 1968), концертно-эстрадный оркестр (с 1958) и хор (с 1946) Белорус. радио и телевидения, 10 муз. уч-щ, сеть муз. школ, в т. ч. средняя спец. муз. школа при Консерватории. В НИИ искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР (образован в 1957) имеется сектор музыки. В 1938 основан Союз композиторов Б. (в 1932-38 существовала композиторская секция при Союзе писателей Б.).

Лит.: Беляев В., Белорусская народная музыка. Л., 1941; Елатов В. И., Ладовые основы белорусской народной музыки, Минск, 1964; его же. Ритмические основы белорусской народной музыки, Минск, 1966; Цитович Г. и НисневичИ.. Белорусская ССР, М., 1958 (Музыкальная культура союзных республик); Нисневич С. Г., Белорусская симфоническая музыка, Минск, 1959; Смольский Б. С., Белорусский музыкальный театр, Минск, 1963; Журавлев Д. Н., Композиторы Советской Белоруссии, Минск, 1966; Нисневич И., Нисневич С., Очерки по истории советской белорусской музыкальной культуры, 2 изд., Л., 1969; Кулешова Г. Г., Белорусская советская опера. Минск, 1967. И. Г. Нисневич.

Илл. см. на вклейке, табл. XIV.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.