Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика современного состояния ценообразования в Российской Федерации, определить основные цели и задачи ценовой политики в условиях экономического кризиса.






Санкт-Петербург

Год Содержание

 

1. Характеристика современного состояния ценообразования в Российской Федерации, определить основные цели и задачи ценовой политики в условиях экономического кризиса.

 

2. Анализ действующего федерального законодательства, изучение и обоснование целесообразности совершенствования правового регулирования с целью определения возможности разработки проекта Федерального закона «Об основах государственного регулирования в области ценообразования в Российской Федерации.

 

3. Экспертное заключение для принятия решения о целесообразности разработки проекта Федерального закона «Об основах государственного регулирования в области ценообразования в Российской Федерации».

 

 

 

Характеристика современного состояния ценообразования в Российской Федерации, определить основные цели и задачи ценовой политики в условиях экономического кризиса.

Данная характеристика основана, в том числе на анализе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. который нацелен на устранение недостатков в ценовой сфере, препятствующих восстановлению внутреннего рынка и переходу экономики на инновационный путь развития.

Непосредственным импульсом к разработке Концепции послужила резолюция, принятая на Всероссийской конференции «Влияние тарифной и ценовой политики на конкурентоспособность российской экономики», созванной в октябре 2007 г. Торгово-Промышленной Палатой России. Конференция поставила задачу выработать общенациональную стратегию экономического развития, которая позволила бы перейти к проведению эффективной государственной ценовой политики посредством создания комплексной нормативно-правовой системы, учитывающей мировой и национальный опыт регулирования цен в рыночной экономике.

Основанием для разработки Концепции государственной ценовой политики послужило слабость научной базы для регулирующего влияния государства на цены и ценообразование страны.

Реализуемая государством тарифная и ценовая политика обладает рядом недостатков:

· отсутствует целостная система правовых норм, способных в условиях свободного ценообразования рыночными методами эффективно влиять на формирование цен;

· в регулируемых секторах экономики – регулятор устанавливает цены (тарифы), как правило, не по нормам федеральных законов прямого действия, а по многочисленным подзаконным актам, опирающимся на показатели, достоверность которых не всегда обоснована;

· на локальных рынках - отсутствуют эффективные механизмы создания конкурентной среды, антимонопольного контроля торговых наценок и надбавок;

· сохраняется высокий уровень перекрестного субсидирования отраслей экономики;

· формированием цен и тарифов в разных сферах без должного согласования и координации занимаются разные министерства и ведомства федерального, регионального и муниципального уровней.

Кроме этого, отмечаются такие явления в сфере ценообразования, как постоянный рост цен во многих секторах российского рынка, и особенно в социально чувствительных областях (продукты питания, лекарства, жилье, услуги ЖКХ, топливо).

Повышение цен на топливно-энергетические и другие сырьевые ресурсы ведет к опережающему росту себестоимости продукции и тем самым подстегивает инфляцию;

недобросовестные монопольные и доминирующие компании за счет необоснованного роста цен «перекачивают» в свою пользу прибыль других участников рынка;

политика выравнивания (роста) цен на топливно-энергетические ресурсы на внутреннем рынке до уровня мировых заведомо создает условия неконкурентоспособности отечественного бизнеса по отношению к западным конкурентам (в связи с тем, что климатические условия России требуют больших издержек).

В настоящее время ценовая политика, меры таможенно-тарифного, налогового регулирования, механизмы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, лицензирования, другие инструменты государственной экономической политики не увязаны в единый комплекс. Все это отрицательно влияет на экономическое развитие страны, конкурентоспособность отечественных товаров, социально-политический климат в обществе.

Более глубокий анализ ценовой сферы России, проведенный на анализе Концепции государственной политики цен, выявил фундаментальные причины сложившейся ситуации. Он показал, что диспропорции в ценовой сфере образовались под воздействием принятой и реализуемой в России либеральной модели рыночного хозяйства. В соответствии с концептуальными положениями этой модели стихийно формирующиеся цены лишены каких-либо недостатков и являются естественным регулятором поведения участников рынка.

При этом, признавая незавершенность рыночных преобразований в России, проводники либеральной экономической политики вместо создания условий для выработки отечественным внутренним рынком своих собственных объективных ценовых пропорций, настойчиво внедряли в отечественную практику ориентацию на уровень мировых цен, которые якобы являются объективными экономическими индикаторами. При этом полностью игнорировалось их несоответствие условиям функционирования внутреннего рынка.

Зависимость отечественной экономики от внешнего спроса на российское сырье, усиленная практикой копирования уровня и динамики мировых цен, увеличивала инвестиционные риски в отрасли обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Различия в уровне цен и доходности отраслей реального сектора, ориентированных на внешний и внутренний рынок, практически исключали заинтересованность бизнеса в развитии последних.

В условиях высоких мировых цен на российское сырье неразвитость производства для внутреннего рынка была малозаметной, а нарастающая потребность в импорте потребительских товаров и оборудования при значительном положительном сальдо торгового баланса воспринималась лишь как отдаленная угроза.

Ситуация резко изменилась осенью 2008 г. В результате снижения внешнего спроса и ряда других факторов произошел обвал цен на товары российского экспорта. Отдаленные угрозы снижения темпов роста превратились в реальность экономического спада и дефицита бюджета. Остававшаяся в тени деградация производств для внутреннего рынка, стала определяющей для оценки глубины кризиса и длительности выхода из него.

Следует отметить, что уровень цен на товары российского экспорта, не только освобожденный от спекулятивной составляющей, но и подавленный глобальным финансово-экономическим кризисом, может сохраняться в течение длительного периода. Поэтому в сложившихся условиях только энергичное восстановление емкости внутреннего рынка на основе импортозамещения, восстановления и роста национального производства, гарантирует успешное преодоление последствий кризиса в самой России.

В целом как до, так и после начала кризиса характеристика ценовой сферы внутреннего рынка, а также диспропорции в ценах и вектор их влияния на уровень развития и отраслевую структуру реального сектора не претерпели существенных изменений.

Однако изменение ситуации ставит на повестку дня задачу коррекции набора предлагаемых мер. Это является актуальным в связи с тем, что принятый в экстренном порядке состав антикризисных мер устраняет не причину втягивания российской экономики в мировой экономический кризис, а её следствие, ставя экономический рост и развитие нашей страны в зависимость от повышения мировых цен на сырьевые товары российского экспорта.

Проблема цен сегодня стала центральной не только для экономики России, переживающей сложный переходный период, но и для всего мира. Гигантский дисбаланс между денежной и натуральной компонентами в современном мире выразился в огромных диспропорциях товарных цен, с их огромной амплитудой колебаний, потрясающих фондовые, валютные и товарные рынки, вызывающих нарушения воспроизводственных процессов практически во всех странах мира, порождающих социальные волнения.

Россия, около 17 лет назад вставшая на путь построения рыночной экономики, активно включившаяся в мирохозяйственные связи в качестве одного из главных поставщиков энергии и сырья на мировой рынок и ориентирующаяся во внутренней хозяйственной жизни в значительной степени на пропорции мировых цен, особенно сильно ощутила влияние глобального финансово-экономического кризиса.

Сложившуюся в сегодняшнем мире ситуацию с ценами премьер России В. В. Путин охарактеризовал следующим образом: «Каждый из нас хорошо понимает, что резкие и непредсказуемые колебания цен на энергоносители являются колоссальным дестабилизирующим фактором мировой экономики. Сегодняшнее обвальное падение цен может привести к росту нерационального потребления ресурсов. При этом с одной стороны, сократятся инвестиции в энергосбережение и альтернативные источники энергии, а с другой – уменьшатся вложения в нефтедобычу и последует ее неизбежный спад, что, в конечном счете, обернется очередным неуправляемым ростом цен на этапе подъема экономики. А значит, заложит и новые мины под этот подъем, то есть это будет дорога к новому кризису».
«Необходимо вернуться к равновесным ценам, построенным на балансе между спросом и предложением, максимально, насколько это возможно, очистить ценообразование от влияния спекулятивных составляющих, порожденных многочисленными производными финансовыми инструментами».

Но если эти слова справедливы для мировой экономики, то насколько серьезно проблема цен стоит и в самой России.

К условиям, создающим возможность рецидива отрицательных последствий прежней экономической политики и политики цен относятся: расчет на непродолжительный характер переходного периода, переоценка возможностей оперативной корректировки хода реформ, повышение административно устанавливаемых цен на энергоносители, электроэнергию, грузовые железнодорожные перевозки и др.

Анализ ценовой сферы показал, что в ней в настоящее время действуют три основных категории цен, соответствующих трем сегментам российской экономики, системно между собой практически не связанным: цены продукции отраслей, ориентированных на экспорт (в основном топливо и сырье); цены на продукцию и услуги естественных монополий и цены предприятий, ориентированных на внутренний рынок, испытывающие сильное давление со стороны двух других сегментов. Кроме того, в ценовой сфере прочно обосновались с немалой долей включаемого в цены дохода различного рода посредники, фактически препятствующие действию механизма конкуренции и, следовательно, повышению эффективности общественного производства и конкурентоспособности национальной экономики в целом.

Государственная ценовая политика должна вытекать из общей социально-экономической стратегии развития, осуществляться в системной увязке с политикой доходов, налоговой политикой, кредитно-денежной политикой, таможенной политикой и с другими звеньями экономической политики и должна быть направлена на всемерное содействие ее реализации.

Сегодня главным парадоксом является то положение, при котором практически самодостаточная огромная страна оказалась в крайне жесткой зависимости от внешних факторов развития. Ценовая политика, являясь составной частью экономической политики государства, должна быть направлена на достижение целей, намеченных стратегией социально-экономического развития и на устранение этого парадокса.

К методам реализация ценовой политики относятся:

определение параметров сложившейся ценовой сферы и ее соответствия задачам государственной политики цен;

определение критериев и параметров, характеризующих ценовую сферу как систему;

формирование механизмов реализации ценовой политики, направленных на повышение эффективности и конкурентоспособности товаров и экономики в целом.

Особо следует выделить такую меру, как создание системы ценовой информации в качестве основного элемента инфраструктуры рынка. Эта система по замыслу авторов должна обеспечивать полноформатное включение производителей в конкурентную борьбу, что в свою очередь будет способствовать выработке ими стратегий своего развития, позволит оптимизировать их производственные связи, создаст реальные предпосылки для минимизации затрат. Главное свойство предлагаемой системы заключается в создании прозрачности изменений стоимости товара по мере его движения по цепям технологической кооперации от сырья до конечного продукта.

Реализация ценовой политики должна быть поэтапной. На первом этапе необходимо объединить разобщенные сегменты ценовой сферы в единую систему цен внутреннего рынка на основе балансового метода, с целью изменения их соотношений в направлении, обеспечивающем нормальное воспроизводство и взаимодействие между секторами национального хозяйства в соответствии с программой социально-экономического развития страны.

На втором этапе следует передать систему ценообразования под действие специально разработанного Федерального закона «О ценах и ценообразовании», который должен стать основой законодательного закрепления главных стратегических направлений государственной политики цен и который должен исключить возможность прямого вмешательства государственных органов в вопросы ценообразования.

Особо в качестве важных мер отмечены необходимые меры по согласованию цен и доходов потребителей, регулированию стоимости кредита, проведению специфической таможенной политики.

 

Рассматривая современную ситуацию, сложившуюся в ценовой сфере России, необходимо отметить, что ее истоки уходят корнями в стартовый период экономических преобразований. Поэтому необходимо ограничиться теми факторами, которые оказали наиболее сильное влияние на характер рыночных цен и обусловили возникновение диспропорций, препятствующих нормальному функционированию рыночных механизмов. Вместе с тем важно отметить, что на рыночную экономику возлагалась задача преодоления глубочайшего экономического кризиса, усугубившегося вследствие распада СССР и ликвидации органов управления его единым народнохозяйственным комплексом. В связи с этим экономические реформы фактически проводились «с чистого листа», в расчете на непродолжительность переходного периода. Помимо этого, имела место переоценка возможностей оперативной корректировки хода реформ.

Сегодня этот отрицательный опыт крайне важен, так как многие черты ценовой сферы 90-х годов могут возникнуть вновь в условиях обострения экономического кризиса в стране, особенно, если кризис примет затяжной характер.

Переход к рыночным ценам в 90-е годы не был полноформатным. На энергоносители, электроэнергию, моторное топливо, грузовые железнодорожные перевозки, а в части потребительских цен – на услуги ЖКХ и связи сохранилось административное установление фиксированных цен. Со временем из этого перечня были исключены нефть, уголь и нефтепродукты, а на остальную номенклатуру государственное регулирование сохранилось до настоящего времени.

Важным обстоятельством, оказавшим сильное воздействие на цены и состояние рынка, было масштабное (в 5 раз) повышение административно устанавливаемых цен на энергоносители, электроэнергию, моторное топливо, грузовые железнодорожные перевозки одновременно с «освобождением» цен на остальные товары. Сегодня цены на эти виды продукции и услуги также продолжают сохранять характер генераторов инфляции – по-прежнему под воздействием административного фактора.

В сочетании с последствиями распада страны возник масштабный дисбаланс спроса и предложения в межотраслевом и внутриотраслевом разрезах. Причины этого заключаются в распаде единого экономического пространства СССР. На традиционных маршрутах движения товаров между кооперированными смежниками в рамках единого экономического пространства возникли препятствия в виде государственных границ. Вследствие этого был утрачен моновалютный стандарт и единообразие правовых процедур оформления движения товаропотоков.

Из-за многократного повышения цен на базовые ресурсы хаотический рост цен приобрел характер гиперинфляции.

Подавление гиперинфляции путем жесткого ограничения роста денежной массы в несколько раз снизило покупательную способность населения, уменьшило, а в ряде случаев и просто ликвидировало оборотные средства предприятий. Производство резко сократилось. Примерно то же происходит и сегодня, но уже по причине сокращения спроса со стороны импортеров российского сырья.

Из - за нарушения денежного обращения в стране возник и приобрел тотальный характер бартерный обмен, обслуживанием которого занимались различного рода посреднические структуры, ставшие важнейшим звеном товародвижения.

В этих условиях стоимостная оценка товаров (выражавшаяся в появлении псевдоцен) в бартерном обмене стала зависеть не от величины затрат или соотношения спроса и предложения, а в основном от способов расчетов за товары («живые» реальные деньги, векселя, предоплата, бартерный обмен). В результате цены в этот период, а на отдельные товары и услуги и в настоящее время практически не выполняли функцию определения меры стоимости. Эта тенденция может вернуться и сейчас, если в экономической политике правительства вновь возобладают монетаристские методы борьбы с инфляцией.

Главным макроэкономическим следствием периода перехода к рыночным ценам явилось резкое снижение цены рабочей силы по сравнению с ценами на продукцию и услуги, чему в значительной мере способствовала проводимая государством политика «снятия инфляционного навеса». В свою очередь искусственное ограничение платежеспособного спроса привело к сокращению производства по всей совокупности кооперационных связей от потребительских товаров до сырья.

То же самое может повториться и в результате текущего кризиса, но уже по причине резкого сокращения спроса на рабочую силу в результате спада производства. Однако повторение этой ситуации может иметь более тяжелые последствия. Во-первых, потому, что дальнейшее снижение относительной цены рабочей силы будет стартовать от уже сложившегося более низкого уровня. И, во вторых, заниженная оценка живого труда накладывается на неблагоприятную демографическую ситуацию и падение квалификационного уровня работников. А на его восстановление потребуются дополнительные затраты, без которых выход на инновационный сценарий развития невозможен.

В настоящее время на внутреннем рынке одновременно применяются рыночные и административно регулируемые цены. В разных секторах рынка цены формировались на разной экономической основе. Поэтому они существенно различаются по степени соответствия реальным затратам на производство.

1) Цены на товары экспортного сектора устанавливаются применительно к уровню мировых цен.

Разрыв в уровне мировых и внутренних цен, который по оценке разницы между официальным и паритетным валютными курсами превышает 2 раза, частично нивелируется экспортными пошлинами. При этом не устраняется системная связь цен экспортного сектора с масштабом платежеспособного спроса внешнего рынка. Продавая валютную выручку по официальному курсу для оплаты потребляемых трудовых и материальных ресурсов по низким внутренним ценам, экспортеры получают избыточный доход как от значительной разницы в затратах и мировых ценах, так и за счет заниженного официального курса рубля.

При этом на внутреннем рынке ресурсное конкурентное преимущество России в виде наличия значительных запасов сырья, существенно более дешевого по отношению к мировому уровню, практически не используется. Высокая доходность в экспортном секторе за счет ценовой и курсовой «ренты» снижает стимулы повышения эффективности производства инвестиции направляются, главным образом, на развитие транспортировки сырья, направляемого на экспорт.

Геологоразведка и освоение новых месторождений ведутся низкими темпами, износ мощностей в нефтепереработке выше, чем в среднем по промышленности, а выход светлых нефтепродуктов и их качество значительно ниже, чем за рубежом при практическом равенстве внутренних цен с мировыми и более высоких издержках на их производство, геологоразведку и транспортировку в нашей стране. Изменение внешнеэкономической конъюнктуры еще раз подтвердило эфемерность высокой эффективности экспортного сектора и ненадежность высоких мировых цен в качестве главного источника роста бюджетных доходов.

2) Рыночные цены отраслей, ориентированных на внутренний рынок формируются на основе затрат и условий реализации, складывающихся в зависимости от спроса и уровня платежеспособности отечественных потребителей. Наиболее важной характеристикой этих цен является то, что они несут на себе отпечаток условий формирования на старте перехода к рынку.

Резкое снижение доходов потребителей и монетаристские методы подавления инфляции поставили товаропроизводителей перед выбором – или прекращать деятельность, или снижать цены до уровня, обеспечивающего сбыт их продукции. В этих условиях из себестоимости были фактически исключены затраты, не связанные с текущими нуждами предприятий (амортизационные отчисления в необходимых объемах, затраты на НИОКР и инженерное обслуживание производства, отказ от профилактических ремонтов, снижение уровня зарплаты и задержка ее выплаты и т.п.).

Учет в ценах текущих затрат лишь на минимальном уровне и растущая потребность в средствах для замены изношенного оборудования и старых технологий представляют собой потенциал отложенной инфляции, который реализуется по мере обострения дефицитности выпускаемой продукции и повышения платежеспособности потребителей.

Масштабы отложенной инфляции существенно различаются по отраслям. Наибольшими они являются в отраслях промышленности, производящих потребительские товары массового спроса и изделия инвестиционного назначения, в сельском хозяйстве и в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Существенный недоучет в действующих ценах этого сектора затрат воспроизводственного характера являются причиной функционирования предприятий в режиме выживания. Сокращение производственного потенциала обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства постоянно увеличивает потребность в импорте потребительских товаров и товаров инвестиционного назначения.

В условиях сокращения экспортных доходов возрастающая зависимость от импорта представляет угрозу не только со стороны усиления разбалансированности хозяйственной системы, но и национальной социально-экономической безопасности в целом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.